Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процес­са в период обучения в среднем специальном учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро­вья студентов в период обучения в среднем специальном учебном заведении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. Педагогические условия формирования у студентов средних специальных учебных заведений готовности к здоровому образу жизни
1.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно-ориентированного обучения студентов средних специальных учебных заведений……………………………………………………………………...9
1.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбережения студентов………………………....22
1.3. Междисциплинарный подход в системе личностно-ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов……………….................................................................................36
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................43
ГЛАВА 2. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях
2.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности………………………………………………………………...44
2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса…….……...................49
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в средних специальных учебных заведениях………………………………………....60
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................76
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (административно-управленческий блок).doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, возникло основное противоречие между социальным заказом общества на сохранение и укрепление здоровья студентов и реальной разработанностью проблемы в теоретическом и методическом плане, состоянием учебно-методической базы. Исследования в этом направлении входят в новую стратегию современного педагогического образования - гуманного образования, призванного обеспечить готовность участников педагогическо­го процесса к сохранению общечеловеческих ценностей.

Основным принципом гуманного образования является его направленность на здоровьесбережение участников образования.

По определению Г.М.Соловьева, «здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья студентов, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития».

Представляется она еще и как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятель­ностью студентов, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктив­ной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

По определению Г.Н.Серикова и С.Г.Серикова: «…здоровьесбережение в образовании предстает единством мер, предпринимаемых участниками об­разования и направленных на улучшение (неухудшение) здоровья у них са­мих и (или) у партнеров, а также на рост качества образованности и (или) профессиональной квалификации». Авторы выделяют субъекты образования (участники образования) и резервы здоровьесбережения, кото­рыми обладают все участники образования.

Одним из ведущих резервов здоровьесбережения авторы считают «...включение в процессы в образовании когнитивных и креативных аспектов деятельности по привлечению участников образования к сохранению и (или) укреплению здоровья у себя и (или) у партнеров». С целью реализации данного резерва здоровьесбережения на практике необходимым ус­ловием является компетентность участников образования, которая является составной частью профессионально-педагогической квалификации. Необходимо так ор­ганизовать образовательный процесс, чтобы он был направлен на зарождение и становление готовности участников образования к здоровьесбережению.

Анализируя готовность студентов средних специальных учебных заведений к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности, будем опираться на имеющиеся ис­следования по проблеме готовности к профессиональной, деятельности в це­лом и к здоровьесберегающей деятельности как одному из важнейших ее ас­пектов.

Под готовностью студентов к здоровьесбережению мы понимаем профессиональное свойство педагога, в котором выражается степень усвоения им социального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление своего собственного здоровья и здоровья участни­ков образования и способности пользоваться этим опытом в профессиональ­ной деятельности.

Анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что готовность к профессиональной деятельности рассматривается чаще всего с по­зиций деятельностного и системного подхода.

Деятельностный подход раскрывается в том, что личность рассматривается как субъект деятельности, а также рассматривается структурная ха­рактеристика деятельности.

Основные положения, структура, функции, требования к профессиональной деятельности раскрываются в работах Н.В.Кузьминой, В.А.Крутецкого, Е.К.Осипова и др. Признаки личностно-деятельностного подхода исследуются в работах С.Б.Елканова, Л.М.Зюбина, А.К.Марковой, К.К.Платонова, В.А.Сластенина, А.И.Шадриковой и др.

В свою очередь, профессиональную готовность можно определить как сложную систему, имеющую свои определенные свойства (качества, характеристики) личности, опираясь на которые, она может организовать или осу­ществлять тот или иной вид деятельности.

Готовность к чему-либо пo A.H.Леонтьеву - это процесс формировании определенных умений, которые в свою очередь проходят такие этапы становления: 1) процесс, наблюдаемый из вне; 2) овладеваемые способы деятельности; 3) готовность личности самостоятельно выполнять действия. Понятие «профессиональная готовность» заимствовано из инженерной психо­логии и в настоящее время утвердилось в педагогике.

Формированию профессиональной готовности студентов посвящены работы М.И.Дьяченко, К.М.Дурай-Новаковой, Л.А.Кандыбович, Г.Н.Серикова, Е.Г.Шаина и др.

К.М.Дурай-Новакова определяет профессиональную готовность студента как сложное структурное образование, в основе которого лежат поло­жительное отношение студентов к профессии, устойчивые мотивы профессиональной деятельности, наличие профессиональных качеств личности, совокупность знаний, навыков и умений, а также опыт их применения в профессиональной деятельности.

По мнению М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, готовность студента можно рассматривать как сложное образование, которое включает в себя такие компоненты, как «мотивационный (положительное отношение к профес­сии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные моти­вы); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности); операциональ­ный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, не­обходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.); волевой (самоконтроль, умение управлять дей­ствиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей); оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соот­ветствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам)».

2.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса

В предыдущих параграфах курсовой работы была показана необходимость проектирования педагогического процесса с учетом здоровьесберегающего принципа, развиты его теоретические основы, выявлены сущность и структура готовности к этой деятельности. Мы вплотную приблизились непосредст­венно к проблеме формирования у студентов готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса.

Понятие процесса формирования какого-либо качества озна­чает определенную последовательность в изменении внутреннего мира лич­ности в результате целесообразной системы педагогических влияний и усло­вий жизнедеятельности.

В.Н.Максимова в акмеологическом анализе результатов образования предлагает учитывать следующие факторы образовательной системы:

• генетические;

• социально-экономические;

• психолого-педагогические,

• личностно-деятельностные.

Указанные факторы можно считать общими для любых педагогических систем и рассматривать как основополагающие в частном конкретном педагогическом исследовании, построенном на акмеологической стратегии.

Что касается педагогических условий, то в педагогической и психологи­ческой литературе существуют различные подходы к их классификации, ко­торые непосредственно связаны с факторами педагогического процесса.

В.И.Смирнов предлагает разделить все многообразие условий эффективности педагогической деятельности на объективные и субъективные:

1. Среди субъективных условий он выделяет следующие:

- Наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчи­вых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности.

- Опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и навыков планирования, выпол­нения практических действий и операций.

- Соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта.

- Эмоционально-психологическое   и   физическое   состояние   субъекта деятельности.

2. К объективным условиям автор относит:

а) организационные и средовые:

- Убедительная мотивировка и четкая постановка цели (целеполагание) деятельности, рациональное планирование, организация контроля, объективная оценка.

- Благоприятный нравственно-психологический климат в группе.

- Соответствующие   принятым   нормам   производственно-бытовые   и санитарно-гигиенические условия деятельности.

б) ресурсные условия:

- Материально-техническое  обеспечение  деятельности:  инструменты, приспособления, материалы, организация рабочее места.

- Информационное обеспечение деятельности.

- Кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители и организаторы, соисполнители, исполнители.

Приведенная классификация достаточно полная и детализированная, в связи с чем может быть распространена па различные виды педагогической деятельности.

Т.А.Воронова, исследуя готовность к педагогическому самообразованию, выявила предпосылки, способствующие более эффективному форми­рованию высокого уровня готовности. В соответствии с приведенным опре­делением педагогических условий эти предпосылки можно рассматривать как условия. Автор классифицирует их следующим образом:

1)  связанные с развитием личности студента: наличие профессиональной направленности, определенного уровня развития профессионального самосознания, волевых качеств и т.д. (по сути дела, внутренние ус­ловия);

2)   определяемые   особенностями   учебно-познавательной   деятельности студентов: участие в научно-исследовательской работе, более раннее включение в занятия и т.д. (следуя классификации В.И.Смирнова, их можно отнести к внешним условиям);

3)  связанные с организацией учебно-воспитательною процесса в системе студентов в училище.

Таким образом, исходя из анализа литературных источников, в которых дается классификация условий, способствующих или препятствующих достижению высоких результатов в формировании готовности студентов к тем или иным видам профессиональной деятельности, мы выделяем три группы условий, которые, по-видимому, будут влиять на формирование готовности к проектированию здоровьесберегающего процесса и его peaлизации: внешние условия, создающие особую образовательную среду, обеспечивающую этот процесс, внутренние, определяемые собственным по­тенциалом студента, и материальные условия, создающие комфортные ус­ловия учебной деятельности через организацию предметной среды.

Каждое общество предлагает личности свои иерархии ценностей, выдви­гает свои приоритеты, по-разному расставляя акценты, демонстрирует свои системы взглядов на человека и смысл его жизни. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших. Даже очевидно скудное существование все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Здоровье следует отнести к разряду именно таких ценностей.

Здоровье создаст предпосылки для свободы проявления биологических и социальных возможностей человека и их превращения в действительность. Здоровье означает свободу деятельности, оно — обязательное условие участия человека в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни, условие развития личности как индивидуальности. В противопо­ложность здоровью, болезни связаны с потерей существенно значимых инди­видуальных и общественных связей личности, поэтому его свобода с утратой здоровья становится урезанной, неполной, сфера ее проявления сужается. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека соотнесены и обоснованы А.Я.Иванюшкиным.

Таким образом, для того, чтобы личность была способна превратить потребность в деятельности в форму активного и свободного развертывания своих внутренних сил, необходимо здоровье. Выражая гармоничность в отправлении психофизиологических функций, здоровье, в свою очередь, служит для достижения гармонии человека с природой и обществом. Поэтому мы считаем важным условием формирования готовности студента к проек­тированию здоровьесберегающего процесса наличие в структуре его аксиосферы здоровья в качестве ценности высшего порядка - ценности отношения.

Иерархическое строение системы ценностей современного человека, как показывает Н.А.Асташова, вариативно. Ценностной доминантой в работе медицинского работника могут быть экзистенциальные ценности, ключевая из которых - смысл жизни - своей собственной или профессиональной группы. Наиболее значимыми в контексте нашего исследования являются такие экзистенциальные ориентиры, как ценность жизни и здоровья.

Таким образом, целенаправленное формирование готовности студента к проектированию здоровьесберегающего процесса ставит ряд важных условий к развитию его аксиосферы: принятие здоровья своего и учащихся в качестве ценности высшего порядка, становление значимых для здоровьесбережения нравственных, политических и эстетических ценностей.

Поскольку ценности определяют сознание, мировоззрение и поведение личности, то в процессе формирования профессионала следует уделять этой проблеме соответствующее внимание. В.И.Ирхин отмечает как приоритетную ценность здоровье преподавателей и обучающихся. И если мы ведем речь о ценности здоровья, то должны найти способ предъявить эту ценность студентам в учебном процессе. Преподаватель среднего специального учебного заведения должен ориен­тироваться на оказание студенту как личности и будущему специали­сту высококвалифицированной помощи в выращивании его способности ста­вить и решать многообразные задачи его жизни и здоровьесберегающей деятельности.

Информация о работе Роль педагога как менеджера в формировании фактора сохранности здоровья