Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:44, курсовая работа
Исследование двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста и созревания организма. Двигательная деятельность является целесообразным проявлением двигательной активности и в конечном итоге определяет оптимальное развитие организма. Вот почему на протяжении многих веков сфера двигательной деятельности человека привлекала и привлекает внимание исследователей. Учеными ведется активный поиск методов изучения двигательной активности детей, которые позволили бы оценить оптимальный режим физической активности. Тем не менее, вопрос физической активности в детском возрасте остается одним из актуальных в методике физического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Значение двигательной активности для развития детского организма…………………………………………………………............................7
1.2. Принципы построения двигательного режима в дошкольном учреждении………………………………………………………………………....12
1.3. Двигательный режим детей третьего года жизни в течение дня пребывания в дошкольном учреждении………………...............................16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I……………………………………………………………22
Глава ii. руководство ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТью детей третьего года жизни
2.1. Диагностика двигательной активности детей третьего года жизни………………………………………………………………………………..24
2.2. Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни посредством создания индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни…………………………………………..34
2.3. Результаты апробации индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни………..39
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II…………………………………………………………..44
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………49
По мнению Э. С. Вильчковского гиподинамия создает неблагоприятные условия и для интеллектуального развития ребенка, снижает его умственную работоспособность. Исследования М.М. Кольцовой свидетельствуют о том, что прогресс функции мозга ребенка в большой степени определяется прогрессом в развитии двигательного анализатора. Для совершенствования функции высшей нервной деятельности необходимы не только разнообразные воздействия внешней среды (экстерорецепция), но и постоянный приток тонизирующей его проприоцептивной импульсации в результате моторной деятельности. Дефицит физической активности отрицательно влияет на развитие физических качеств. У дошкольников в состоянии гиподинамии зафиксированы низкий уровень функциональных возможностей и большая лабильность вегетативных функций под влиянием физических нагрузок. При этом, как отмечает А.Г. Сухарев, наблюдается более длительный характер восстановительных процессов, снижение сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды и патогенным микроорганизмам.
Одним из важнейших факторов роста и развития организма ребенка, по мнению Э.С. Вильчковского, является удовлетворение его органической потребности в движении (кинезофилия). Однако если говорить о целенаправленности развития двигательной функции, то одной естественной потребности в движениях у ребенка будет недостаточно. Ее нужно направлять в нужное русло, предусматривающее использование системы физических упражнений, разносторонне влияющих на организм ребенка.
Следовательно, двигательная активность, как отмечает А.Г. Сухарев, может быть определена, во-первых, как фактор, благоприятно влияющий на рост и развитие организма, а во-вторых, как один из объективных показателей его функционального состояния, так как движение относится к одной из важнейших биологических потребностей человека.
Однако двигательная активность детей должна иметь свои пределы, оптимальные для данной возрастной группы. Многочисленными исследованиями, проведёнными А.Г. Сухаревым установлено, что как недостаточная, так и избыточная двигательная активность приводит к патологическим сдвигам в состоянии организма.
Н.В. Зимкин утверждал, что для низкой двигательной активности (гипокинезии) характерны недостатки, связанные с локомоторикой ребенка, нарушением регуляции обменных процессов. Под воздействием режима чрезмерной двигательной активности (гиперкинезии) также не соблюдается принцип оптимальности физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма дошкольника. Для организма ребенка доступен определенный диапазон уровня двигательной активности, середина которого является оптимальной для укрепления здоровья, а крайние пределы оказываются неблагоприятными. Если физические нагрузки, связанные с двигательной активностью ребенка, выходят за оптимальные границы (гиперкинезия или гипокинезия), они могут привести к неблагоприятным изменениям в организме, а также к дисгармонии в физическом развитии детей.
По мнению профессора А.Г.Сухарева, гигиенической нормой следует считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья детей и их благоприятному и гармоническому развитию в дальнейшем.
В основу нормы двигательной активности, как пишет Э.С. Вильчковский [9], может быть положен принцип оптимального количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня. Второй важный принцип нормирования двигательной активности — оптимальность физических нагрузок в соответствии с функциональными возможностями организма, способствующая укреплению здоровья и всестороннему развитию дошкольника. Таким образом, при исследовании данной проблемы особую актуальность приобретает выявление параметров, определяющих оптимальный уровень двигательной активности детей раннего возраста, учитывающих возрастно-половые особенности и возможности растущего организма. Данная концепция является основанием для научной разработки норм двигательной активности дошкольников и методических рекомендаций по созданию оптимального двигательного режима в детских садах.
Исследования, проведенные в последние годы под руководством Л.Д. Глазыриной установили, что двигательная активность детей зависит от комплексного воздействия генетических и социальных факторов. Мы полностью разделяем данную точку зрения. Поэтому в процессе физического воспитания в дошкольном учреждении следует учитывать индивидуальные особенности детей, в частности, их моторную активность. Управление режимом двигательной активности дошкольников предполагает дифференцированный подход к ребенку, стимулирование игровой деятельности малоподвижных детей, привлечение их к выполнению физических упражнений в период прогулок.
Итак, вслед за Э.С. Вильчковским, под двигательной активностью ребёнка мы будем понимать естественную потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием его всестороннего развития и воспитания. Двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и совершенствования человека как биологического существа и социального субъекта. Движения являются важнейшей составной частью любого вида деятельности и многих психических процессов. Режим малоподвижности (гиподинамии) влечет за собой ряд нежелательных для ребенка последствий. Ограничение мышечной деятельности приводит к задержке гармонического развития организма. Многочисленными исследованиями, проведёнными учёными, установлено, что как недостаточная, так и избыточная двигательная активность приводит к патологическим сдвигам в состоянии организма. Исследования Н.Ф. Денисенко, Т.И. Дмитренко, Т.И. Осокиной, проведенные в этом направлении, показывают, что двигательная активность ребенка в значительной степени обусловлена предложенным ему двигательным режимом. Особенности его могут быть направлены, как на ограничение двигательной активности, так и на создание оптимального двигательного режима. В этой связи систематическое изучение двигательной активности дошкольников очень важно для эффективности организации физического воспитания в детском саду.
1.2. Принципы построения двигательного режима
Ведущим научным принципом
двигательного режима является принцип
оздоровительной
Т. И. Дмитренко [17] считает, что средства и физические нагрузки определённого двигательного режима подбираются в соответствии с возрастными особенностями и подготовленностью детей. За тем, чтобы средства и физические нагрузки были доступными, следят педагоги и медицинские работники, пользуясь методами врачебно-педагогического контроля.
С ростом и развитием детей нагрузки постепенно увеличиваются: усложняются движения, возрастает количество их повторений в упражнениях и играх и общая длительность мероприятий по физическому воспитанию. Особого внимания, по мнению Д.В. Хухлаевой [45], требует контроль за адаптацией (приспособлением) детского организма к нагрузкам. Об адаптации свидетельствует улучшение показателей функциональной деятельности, о чём врач узнаёт во время обследования состояния здоровья детей.
Т.И. Осокина [29] отмечает, что оздоровительный эффект режима зависит от характера нагрузок. Для его усиления объединяют разные по длительности и величине нагрузки в соответствии с изменениями в состоянии детского организма. Оздоровительное влияние режима зависит от характера мышечной деятельности детей: охват в упражнениях разных групп мышц, объединение статических и динамических упражнений, темп выполнения движений, степень напряжения и расслабления мышц и регуляция дыхания во время упражнений. Особенно полезны для детей упражнения с основными движениями и общеразвивающие. Первые из них – динамические - охватывают большие мышечные группы последовательно, а вторые действуют на отдельные группы мышц. Такие упражнения дети могут выдержать значительно дольше, чем упражнения с одновременным напряжением всех мышц тела.
А.В. Кенеман [18; 39] считает, что в обеспечении оздоровительного влияния двигательного режима исключительное значение приобретает его сочетание с закаливанием. Чем раньше у воспитанников возникает эта связь, тем быстрее происходит совершенствование всех функций организма. Терморегуляторные реакции быстрее совершенствуются в условиях физической деятельности, поэтому упражнения и игры надо сочетать с воздействием природных факторов.
Мероприятия физического воспитания, как условие для физического развития детей, по утверждению А.Г. Сухарева [37], имеют учебно-воспитательное значение, так осуществляя их, следует придерживаться принципов дидактики. В двигательном режиме детского сада обязательным их проведение должно стать систематическим. Физическое воспитание охватывает комплекс условий и средств педагогического и врачебного воздействия. А в общем режиме детского учреждения предусматривается выполнение не только этого комплекса, но и других мероприятий, направленных на всестороннее развитие ребенка. Поэтому правильное соотношение во времени и количестве, в последовательности мероприятий различного содержания предупреждать перевозбуждение и переутомление воспитанников.
Э.С. Вильчковский [11] отмечает, что фактор усталости влияет не только на физическую работоспособность детей, но и на сферу их умственной деятельности. Например, нецелесообразно проводить первые в режиме дня занятия по физической культуре, потому что в этот период у детей высокая интеллектуальная работоспособность, чем следует воспользоваться для решения задач умственного воспитания.
Принцип систематичности, по мнению Т.И. Дмитренко [16], требует регулярного проведения мероприятий по физической культуре. Только так можно закрепить достижения в развитии движений, обновить их, развивать физические способности. Нарушение двигательного режима приводит к разрушению физических навыков, умений, снижает уровень функциональных возможностей организма, ухудшает некоторые их показатели, в частности осанку. В соблюдении этого принципа важное значение приобретает использование самых различных средств для того, чтобы дети овладевали различными видами движений. Скажем, в процессе обучения ходьбе малышей обучают разным видам этого движения: ходьбе на носках, с высоким подниманием бедра, групповой ходьбе - в колонне, парами, по кругу, врассыпную т.п.
В использовании общеразвивающих упражнений тоже нужно разнообразие в сочетаниях их элементов или сочетании таких упражнений в комплексах. Такое разнообразие необходимо и в спортивных упражнениях, развлечениях. К ней надо стремиться в структуре каждый день и в каждом периоде режима.
Принцип систематичности обеспечивается последовательностью, преемственностью материала. Однако преемственность режимных процессов достигают не только переходом от простых упражнений к сложным, но и повторением тех же упражнений с некоторыми элементами новизны (при условии сохранения неизменными основ техники выполнения этих упражнений).
В.А. Шишкина [46; 47] обращает внимание на то, что систематичность в процессах режима во многом зависит от повторения знакомых игр, упражнений, развлечений, благодаря чему накапливается система прочных навыков, умений. Повторение их проводят по-разному, в зависимости от периода обучения. Повторение движений на начальном этапе требует некоторого единообразия условий, а по мере их усвоения, меняются условия выполнения или несколько разнообразят движения новыми элементами, о чем уже говорилось. Таким образом, навыки приобретают гибкость, вырабатывается их ценностное свойство - вариативность, что означает растущее приспособление к условиям жизни.
Систематичность требует постепенного расширения навыков, которые осваивают дети, постоянного обогащения их опыта.
Принцип активности детей, как отмечала Т.И. Дмитренко [17], имеет большое значение для целесообразного использования времени в двигательной деятельности. Ведь благодаря одному только авторитету педагога и его требованиям невозможно достичь большого успеха в повышении активности двигательного режима жизни детей. Однако у детей дошкольного возраста активность и инициатива развиты недостаточно или проявляются не целенаправленно. Поэтому в режиме нужна работа, направленная на раскрытие и развитие детской активности и инициативы. Возникновение инициативы в двигательной деятельности, по утверждению Ю.Г. Фролова [44], зависит от двигательного опыта воспитанников. Вот почему так важно на занятиях по физической культуре, в работе и в повседневной жизни вооружать детей техникой исполнения различных движений. Тогда они активнее включаются в мероприятия, где будут встречаться знакомые движения, в частности будут активнее и в самостоятельной двигательной деятельности.
А.Г. Сухарев [36] высказывал мнение о том, что для надежного влияния на развитие детей имеет значение предварительное изучение склонностей, их заинтересованности движениями. Активность детей, по мнению М.А. Руновой [31], будет больше, если условия для их самостоятельной деятельности создавать ежедневно. Для этого нужен свободный доступ детей к оборудованию. Они охотно выполняют с ним знакомые движения или же придумывают что-то новое.
Таким образом, ведущим
научным принципом двигательного
режима малышей является: принцип
оздоровительной
1.3. Двигательный
режим детей третьего года
жизни в течение дня
Вопросы изучения двигательного режима детей третьего года жизни (3 г. ж.) исследовали учёные-педагоги: Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова, Т.И. Дмитренко, А.В. Кенеман, М.Н. Кольцова, Т.И. Осокина, М.А. Рунова, Н.А. Фомин, Д.В. Хухлаева, В.А. Шишкина и др.
В Базовой программе развития ребёнка дошкольного возраста «Я в мире» [1; 2; 3], в программе развития и воспитания ребёнка раннего возраста «Зернятко» [4; 5] обращается внимание на то, что организация жизнедеятельности детей раннего возраста в дошкольной учреждении должна предусматривать разнообразную двигательную активность: ежедневное проведение утренней гимнастики (4-5 минут), физкультурных занятий (10-20 минут), игровых упражнений и подвижных игр во время прогулок (20-35 минут). На протяжении дня детей следует широко привлекать к совместным подвижным играм, игровым упражнениям; побуждать их доводить начатое дело до конца. Взрослый привлекает ребёнка к двигательной деятельности, регулирует его активность, поощряет стремление проявлять самостоятельность, волевые усилия. При этом он руководствуется тем, что каждый ребёнок индивидуально получает двигательный опыт согласно его собственному темпу, зависимо от уровня подвижности, природных возможностей и способностей.
Утром дети приходят в детский сад в довольно возбужденном состоянии, потому что в условиях современных городов, поселков или сел им приходится преодолевать определенные расстояния пешком или пользоваться транспортом. Смена впечатлений, шум улицы, человеческая толпа, некоторое физическая нагрузка фактически снимают тормозящее влияние сна. Придя в детский сад, дети общаются между собой, с воспитателем, медсестрой, и их нервная система постепенно возбуждается. Появляется потребность в активных действиях.
Если существуют соответствующие условия - свободное место, принадлежности, лежащее в доступных местах, - то, не ожидая указаний, дети начинают игры, развлечения или свободно двигаются. Наблюдения, проведённые Т.И. Дмитренко [16] доказывают, что утром степень подвижности детей 3 г. жизни зависит преимущественно от их самочувствия. Дети проявляют разную активность и поэтому получают разные нагрузки. Этот факт имеет существенное значение: ведь вскоре состоятся занятия, и поэтому не безразлично, в каком состоянии дети начнут их. По режиму на утренние мероприятия - прием детей, обзор, игры, труд, гимнастику - отводится до 1 часа 20-30 мин. Именно утром существуют возможности, чтобы активизировать двигательный режим, тем более, что атмосферные условия - чистый воздух, прохлада - самые благоприятные для высокого оздоровительного влияния мероприятий.
Информация о работе Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни