Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Исследование двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста и созревания организма. Двигательная деятельность является целесообразным проявлением двигательной активности и в конечном итоге определяет оптимальное развитие организма. Вот почему на протяжении многих веков сфера двигательной деятельности человека привлекала и привлекает внимание исследователей. Учеными ведется активный поиск методов изучения двигательной активности детей, которые позволили бы оценить оптимальный режим физической активности. Тем не менее, вопрос физической активности в детском возрасте остается одним из актуальных в методике физического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Значение двигательной активности для развития детского организма…………………………………………………………............................7
1.2. Принципы построения двигательного режима в дошкольном учреждении………………………………………………………………………....12
1.3. Двигательный режим детей третьего года жизни в течение дня пребывания в дошкольном учреждении………………...............................16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I……………………………………………………………22

Глава ii. руководство ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТью детей третьего года жизни
2.1. Диагностика двигательной активности детей третьего года жизни………………………………………………………………………………..24
2.2. Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни посредством создания индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни…………………………………………..34
2.3. Результаты апробации индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни………..39
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II…………………………………………………………..44

ВЫВОДЫ………………………………………………………………..46


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ИЗО деятельность.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

      Критерии  и показатели двигательной активности детей 3 г.ж. представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

 

Критерии и  показатели двигательной активности детей 3  г.ж.

 

Критерии

Показатели

 

1)  объём двигательной  активности  - количество  основных двигательных действий (локомоций) в ходе организованной и произвольной двигательной деятельности ребенка на протяжении 9-ти часового периода пребывания в ДУУ

 

Показатели объёма двигательной активности при 9-ти часовом периоде пребывания  детей 3 г.ж. в д/у (по В. А.  Шишкиной [47, С. 5] :

-  2 г.    –  5,5 тыс. шагов в день;

-  2,5 г. – 6,3 тыс.  шагов в день;

-  3 г.   –  6,8 тыс.  шагов в день.

 

2) предпочтения  детей  3 года жизни в выборе игрушек и действия, осуществляемые с ней

  • выбирает мяч;

- играет с мячом  сидя: перекатывает мяч по одной и  по другой ноге; вращает мяч на месте, вдвоём катают мяч друг другу;

- выполняет действия  с мячом в постоянном движении:  катает  мяч, бегает  с мячом в руках, бегает  за мячом (догоняет мяч);

  • предпочитает игру с куклой;

- играет с куклой  сидя: кормит, переодевает, укладывает спать;

- выполняет действия  с куклой в постоянном движении: приседает, наклоняется, передвигается на коленках, садится на корточки, переходит с места на место.


 

Продолжение табл. 2.1.

 

 

 

 

  •  играет а с детской  коляской;

- играет с детской  коляской сидя: укладывает куклу  или мишку спать;

- выполняет действия  с детской коляской в постоянном движении: переходит с места на место с коляской, катает  коляску по группе, бегает  с коляской;

  • выбирает мишку;

- играет с мишкой  сидя: укладывает спать, кормит;

- выполняет действия  с мишкой с постоянном движении: ходит с мишкой  в руках по  группе,  катает мишку на коляске, садится на корточки, наклоняется, бегает с мишкой;

  • играет  с машинкой;

- играет с машинкой  сидя: катает машинку, сидя на  коврике; подолгу рассматривает,  как у машинки крутятся колёса;

- выполняет действия  с машинкой в постоянном движении: ходит по группе с машинкой в руках;  возит машинку по кругу, держа за верёвочку; толкает машинку и бежит за ней.

 

3. Преобладающие виды движений ребёнка 3 г.ж.

 

 

- находится в статическом  состоянии: сидит, стоит возле  воспитателя, играет с куклой, мишкой, мячом, машинкой сидя но коврике;

- находится в постоянном  движении: ходьба; бег; ходьба в  чередовании с бегом;  ходьба  в чередовании с бегом и прыжками; прыжки; лазание; ползание.

4. Интерес ребёнка 3 г.ж.  к двигательным  действиям

 

- не проявляет интереса к двигательной деятельности;

- проявляет интерес  после побуждения к двигательной деятельности со стороны взрослого или сверстника; самостоятельная деятельность не длительна по времени (от 2-5 мин.), быстро угасает.

- самостоятельно и охотно включается в двигательную деятельность; самостоятельная деятельность длительна по времени (от 5 до 20 мин), присутствуют положительные эмоции.


 

На основе вышеперечисленных критериев и показателей двигательной активности детей 3 г.ж. нами определены уровневые показатели:

 Высокий уровень – объём двигательной активности составляет свыше 8,1 тыс. шагов в день. Дети легко возбудимы, гиперподвижны, но не отличаются особой ловкостью и координацией движений, часто невнимательны во время выполнения физических упражнений. Не умеют  выполнять двигательные задания в умеренном темпе. Из всех видов движений выбирают бег, прыжки; совершают множество беспорядочных движений – полуприседание, покачивание, подпрыгивание и т.д. Движения резки, быстры, часто бесцельны.  Выполняют действия с выбранной игрушками в постоянном движении: приседают, наклоняются, передвигаются на коленках, садятся на корточки, переходят с места на место, возят по группе коляску,  бегают с игрушками. Самостоятельно и охотно включаются в двигательную деятельность. Самостоятельная двигательная деятельность однообразная, но систематическая, длительна по времени (более 20 мин.), присутствуют положительные эмоции.  Дети отличаются неуравновешенным поведением.

Выше среднего - объём двигательной активности составляет 6, 9 – 8,1 тыс. шагов в день. Дети подвижны, активны, самостоятельны. Из всех видов движений чаще всего выбирают ходьбу в чередовании с  бегом и прыжками, лазание, избегают движений, требующих точности. Трудно выполнять двигательные задания в умеренном темпе. Движения   не совсем уверенны, быстры, часто бесцельны.  Появляются беспорядочные   движения – полуприседание, покачивание, подпрыгивание и т.д.  При выполнении действий с игрушками наблюдается  превосходство нахождения детей   в движении  над статическим положением: передвигаются на коленках, садятся на корточки, переходят с места на место, возят по группе коляску,  бегают с игрушками. Самостоятельно включаются в двигательную деятельность, но иногда нуждаются в побуждении со стороны взрослого. Самостоятельная двигательная деятельность более однообразна, но  систематическая и более длительная по времени (от  15 – до 20 мин.), присутствуют положительные эмоции. Поведение постепенно  становится  менее уравновешенным.

Средний - объём двигательной активности составляет от 5,5 -  6, 8 тыс. шагов в день. Дети активны. Характерна равномерная подвижность в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные. При выполнении действий с игрушками наблюдается   нахождение детей и в движении и в статическом  положении в примерно равных соотношениях. Из всех видов движений охотно выполняют ходьбу в чередовании с бегом, ходьбу в чередовании с прыжками. При выполнении трудных для них двигательных заданий не обращаются за помощью воспитателя, стараются выполнять их самостоятельно. Не всегда удаётся правильно и качественно выполнить  заданное воспитателем двигательное задание.  Проявляют интерес к двигательной деятельности после побуждения со стороны взрослого или сверстника. Присуща разнообразная самостоятельная двигательная деятельность, насыщенная играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразном их чередовании. Самостоятельная деятельность не длительна по времени (от 10 – до 15 мин.),  происходит уже не  только по инициативе взрослого, но и по инициативе сверстников. Отличаются уравновешенным поведением, хорошим эмоциональным тонусом.

 Ниже среднего – объём двигательной активности составляет от 4200  до 5400 тыс. шагов в день. Характерна неравномерная подвижность в течение всего дня. Наблюдается нахождение детей   в движении в чередовании со статическим положением. Появляется некоторое разнообразие в двигательной деятельности. Дети  отказываются  выполнять трудные для них двигательные задания - выполняют их только с помощью воспитателя. Движения не  чёткие, не целенаправленные. Выполняют действия с игрушками   сидя, стоя возле воспитателя: переодевают, кормят игрушку, подолгу рассматривают, а также появляется непродолжительная ходьба и бег с игрушками. Отсутствуют неопределённые движения типа «полуходьбы» (шаг-остановка – полшага или шаг на месте – снова остановка). Проявляет интерес к двигательной деятельности после побуждения со стороны взрослого, но уже появляются элементы активности. Самостоятельная двигательная деятельность становится немного длительнее  по времени (от 5 – до 10 мин.), более разнообразнее, но  ещё незначительно, быстро угасает.

 Низкий - объём двигательной активности составляет от 2800 – 4100 тыс. шагов в день. Присуща однообразная малоподвижная  деятельность со значительным преобладанием статического компонента. Дети испытывают неуверенность в своих движениях, неустойчивость эмоционального тонуса. Часто отказываются  выполнять трудные для них двигательные задания – пассивно ждут помощи со стороны воспитателя. Выполняют действия с игрушками только сидя или стоя возле воспитателя: переодевают, кормят игрушку, подолгу рассматривают. Наблюдается целый ряд неопределённых движений  типа «полуходьбы» (шаг-остановка – полшага или шаг на месте – снова остановка). Дети не проявляют интереса к двигательной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность однообразна, происходит только по инициативе воспитателя, не длительна по времени (до 5 мин.).

Двигательная активность (ДА) дошкольников определялась методом шагометрии. Методика проведения (по Э.С. Вильчковскому [11]): шагомер кладут в мешочек, который закрепляется по пояс на талии ребенка. Прибор  даёт возможность зафиксировать только количество движений (ходьба, бег, подпрыгивания и др.).

С помощью метода шагометрии  суммарно высчитывалось  количество основных двигательных действий (локомоций)  в ходе организованной и произвольной двигательной деятельности ребенка на протяжении дня  (период пребывания его в дошкольном учреждении).  Для чистоты исследования, в этот  день не стимулировалась  активность обследуемых детей, а предоставлялась им полная свобода деятельности. Параллельно проводились наблюдения с целью получить представление о содержании двигательной деятельности детей 3 года жизни.                                                                                                                      

        Для получения среднего показателя ДА ребёнка проводилось обследование

 в течение  недели (с понедельника по пятницу).

Для оценки предпочтений в выборе игрушек, побуждающих к  двигательной деятельности,  использовались простые игры – тесты.

1.  Ребёнку предлагалось  из предложенных ему игрушек  (мяч, кукла,  детская коляска, мишка) выбрать себе понравившуюся для игры, давалась четкая инструкция: «выбери себе игрушку, с которой ты сейчас хочешь играть».  Было проведено наблюдение за тем, какую игрушку выберет ребёнок, какое движение выполнит первым.

2. Ребёнку предлагалось  поиграть в мяч в течение  5 минут. Было проведено наблюдение за тем, какие преобладают движения – быстрые или спокойные, какова интенсивность движений, как осуществлялось прекращение игры ребёнком.

 В результате использования  метода шагометрии, нами были получены средние показатели ДА детей 3 г. ж. в течение 9-часового пребывания детей в дошкольном  учреждении в экспериментальной (ЭГ)  и контрольной (КГ) группах.  Результаты представлены в табл. 2.2.

   Таблица 2.2

 

Результаты констатирующего эксперимента по изучению двигательной активности детей  3 г.ж. экспериментальной  и контрольной  группах

Ф.И.

 ребёнка

Средние показатели  ДА за 9-ти часовой период пребывания в д/у; объём, тыс.шагов

Уровни

ДА

Экспериментальная    группа

1

Дима П.

6927

ВС

2

Аня П.

6067

С

3

Соня Е.

5967

С

4

Матвей В.

5048

НС

5

Даня Д.

5010

НС

6

Саша З.

5135

НС

7

Соня Г.

4944

НС

8

Кирилл Г.

3774

Н

9

Сергей Е.

3584

Н

10

Нина К.

3160

Н




Ф.И.

ребёнка

Средние показатели  ДА за 9-ти часовой период пребывания в д/у; объём, тыс.шагов

Уровни

ДА

Контрольная группа

1

Олеся С.

6911

ВС

2

Маша Д.

6113

С

3

Паша А.

5812

С

4

Костя У.

5196

НС

5

Саша К.

5002

НС

6

Алина М.

5207

НС

7

Артём С.

3871

Н

8

Митя М.

3695

Н

9

Петя Д.

3382

Н

10

Катя Л.

2973

Н




 На отдельных примерах рассмотрим характеристику ДА  детей 3 г.ж.

У Димы П. (уровень ДА выше среднего)  двигательная активность за неделю составила  6927 локомоций. Это самый высокий показатель среди всех обследуемых нами детей. Во время проведения игр-тестов из предложенных игрушек  ребёнок выбирал мяч – бегал, прыгал с ним, догонял его. Свойственна однообразная двигательная деятельность.

У Ани П. и Сони Е. (средний уровень ДА)  двигательная активность за неделю составила  6067 и 5967 локомоций. Это средний показатель среди всех обследуемых детей. Во время проведения игр – тестов из предложенных игрушек дети  выбирали  куклу. Девочки   ходила с ней по группе, возили в детской коляске, бегали с ней. При игре с мячом чередовались ходьба и бег.

У Сони Г. и Саши З. (уровень ДА ниже среднего)  двигательная активность за неделю составила 4944 и 5235 локомоций. Это показатель является ниже среднего среди всех обследуемых детей. Во время проведения игр – тестов из предложенных игрушек дети выбирали  куклу. Они преимущественно ходили с ней, выполняли действия с куклой сидя возле воспитателя  - пеленали, кормили, укладывали спать. При игре с мячом ходьба преобладала над бегом.

У  Кирилла Г. (низкий уровень ДА) двигательная  активность за неделю составила 3774 локомоции. Это самый низкий показатель среди всех обследуемых детей. Во время проведения игр – тестов из предложенных игрушек ребёнок выбирал  мишку и машинку. Он носил игрушки на руках, подолгу рассматривал их, был малоподвижен. Действия с игрушками однообразны, ребёнок часто находился в статическом положении.  При игре с мячом преобладали спокойные движения.

Информация о работе Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни