Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:44, курсовая работа
Исследование двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста и созревания организма. Двигательная деятельность является целесообразным проявлением двигательной активности и в конечном итоге определяет оптимальное развитие организма. Вот почему на протяжении многих веков сфера двигательной деятельности человека привлекала и привлекает внимание исследователей. Учеными ведется активный поиск методов изучения двигательной активности детей, которые позволили бы оценить оптимальный режим физической активности. Тем не менее, вопрос физической активности в детском возрасте остается одним из актуальных в методике физического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Значение двигательной активности для развития детского организма…………………………………………………………............................7
1.2. Принципы построения двигательного режима в дошкольном учреждении………………………………………………………………………....12
1.3. Двигательный режим детей третьего года жизни в течение дня пребывания в дошкольном учреждении………………...............................16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I……………………………………………………………22
Глава ii. руководство ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТью детей третьего года жизни
2.1. Диагностика двигательной активности детей третьего года жизни………………………………………………………………………………..24
2.2. Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни посредством создания индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни…………………………………………..34
2.3. Результаты апробации индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни………..39
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II…………………………………………………………..44
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………49
№ |
Ф.И. ребёнка |
Средние показатели ДА за 9-ти часовой период пребывания в д/у; объём, тыс. шагов |
Уровни ДА |
Контрольный эксперимент | |||
1 |
Аня П. |
6964 |
ВС |
2 |
Дима П. |
6927 |
ВС |
3 |
Саша З. |
6535 |
С |
4 |
Соня Е. |
6215 |
С |
5 |
Даня Д. |
5811 |
С |
6 |
Матвей В. |
5604 |
С |
7 |
Соня Г. |
5203 |
НС |
8 |
Сергей Е. |
4672 |
НС |
9 |
Кирилл Г. |
4002 |
Н |
10 |
Нина К. |
3718 |
Н |
Анализ таблицы позволил нам проследить динамику результатов двигательной активности детей 3 г.ж. в ЭГ на этапе констатирующего и контрольного экспериментов и сделать следующий вывод: высокий уровень ДА в ЭГ не изменился – т.е. не был выявлен; уровень ДА выше среднего повысился у детей на 10%; средний уровень ДА повысился на 20%; уровень ДА ниже среднего сократился на 20%; низкий уровень ДА сократился на 10%. Таким образом, результаты двигательной активности детей 3 г.ж в ЭГ существенно изменились за счёт оптимизации двигательной деятельности каждого ребёнка: 1 ребёнок перешёл с низкого уровня на уровень ниже среднего, 2 детей перешло с уровня ниже среднего на средний уровень, 1 ребёнок перешёл со среднего уровня на уровень выше среднего.
Динамика результатов ДА детей 3 г.ж. в экспериментальной группе наглядно представлена на рис. 2.3.
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Рис. 2.3. Уровни ДА детей 3 г.ж. в экспериментальной группе
Динамика результатов ДА детей 3 г.ж. в контрольной группе представлена в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Динамика результатов двигательной активности детей 3 г.ж.
в контрольной группе
№ |
Ф.И. ребёнка |
Средние показатели ДА за 9-ти часовой период пребывания в д/у; объём, тыс. шагов |
Уровни ДА |
Контрольный эксперимент | |||
1 |
Олеся С. |
6911 |
ВС |
2 |
Маша Д. |
6113 |
С |
3 |
Паша А. |
5812 |
С |
4 |
Костя У. |
5196 |
НС |
5 |
Саша К. |
5002 |
НС |
6 |
Алина М. |
5207 |
НС |
7 |
Артём С. |
4295 |
НС |
8 |
Митя М. |
3695 |
Н |
9 |
Петя Д. |
3382 |
Н |
10 |
Катя Л. |
2973 |
Н |
№ |
Ф.И. ребёнка |
Средние показатели ДА за 9-ти часовой период пребывания в д/у; объём, тыс. шагов |
Уровни ДА |
Констатирующий эксперимент | |||
1 |
Олеся С. |
6911 |
ВС |
2 |
Маша Д. |
6113 |
С |
3 |
Паша А. |
5812 |
С |
4 |
Костя У. |
5196 |
НС |
5 |
Саша К. |
5002 |
НС |
6 |
Алина М. |
5207 |
НС |
7 |
Артём С. |
3871 |
Н |
8 |
Митя М. |
3695 |
Н |
9 |
Петя Д. |
3382 |
Н |
10 |
Катя Л. |
2973 |
Н |
Анализ таблицы позволил нам проследить динамику результатов двигательной активности детей 3 г.ж. в КГ на этапе констатирующего и контрольного экспериментов и сделать следующий вывод: высокий уровень ДА в ЭГ не изменился – не был выявлен; уровень ДА выше среднего остался неизменным – выявлен у 10% детей; средний уровень ДА остался неизменным – выявлен у 20%; уровень ДА ниже среднего повысился на 10%; низкий уровень ДА сократился на 10%. Таким образом, результаты двигательной активности детей 3 г.ж в КГ изменились незначительно за счёт перехода 1 ребёнка с низкого уровня на уровень ниже среднего.
Динамика результатов ДА детей 3 г.ж. в контрольной группе наглядно представлена на рис. 2.4.
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Рис. 2.4. Уровни ДА детей 3 г.ж. в контрольной группе
Полученные результаты двигательной активности детей 3 г.ж. на этапе контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Уровни ДА детей 3 г.ж. в экспериментальной и
контрольной группах на этапе контрольного эксперимента
Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать следующий вывод: результаты ДА, полученные нами в ЭГ после апробации индивидуальных программ регулирования ДА детей 3 г.ж. существенно отличаются от результатов ДА детей 3 г.ж., полученные нами в КГ. В ЭГ результаты ДА детей изменились за счёт оптимизации ДА каждого ребёнка: 1 ребёнок перешёл с низкого уровня на уровень ниже среднего, 2 детей перешло с уровня ниже среднего на средний уровень, 1 ребёнок перешёл со среднего уровня на уровень выше среднего. В контрольной группе результаты двигательной активности детей 3 г.ж изменились незначительно за счёт перехода 1 ребёнка с низкого уровня на уровень ниже среднего.
Были получены следующие результаты: высокий уровень ДА в обеих группах не был выявлен; уровень ДА выше среднего в ЭГ повысился у детей на 10% и составил 20%, в КГ - остался неизменным и составил 10%; средний уровень ДА в ЭГ повысился на 20% и составил 30%, в КГ – остался неизменным и составил 20%; уровень ДА ниже среднего в ЭГ сократился на 20% и составил 20%, в КГ – повысился на 10% за счёт перехода 1 ребёнка с низкого уровня ДА на уровень ниже среднего и составил 40%; низкий уровень ДА в ЭГ сократился на 10% и составил 20%., в КГ - сократился на 10% за счёт перехода 1 ребёнка с низкого уровня на уровень ниже среднего.
Таким образом, анализ результатов исследования позволил нам проследить эффективность использования разработанных нами индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей 3 г.ж., что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Использование индивидуальных программ руководства двигательной активности детей 3 г.ж. позволяет организовывать двигательную деятельность малышей с учётом их двигательного опыта, интересов, желаний, функциональных возможностей организма и индивидуальных показателей ДА. Такая форма работы с ребёнком является эффективной для регулирования ДА на основе его индивидуальных особенностей.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II
1. В результате констатирующего эксперимента нами был выявлен начальный уровень показателей двигательной активности детей 3 г.ж.: высокий уровень ДА в обеих группах нами выявлен не был; уровень ДА выше среднего одинаков в и в 1-й, и во 2-й группах - выявлен у 10 % детей; средний уровень ДА в ЭГ и в КГ выявлен у 20 % детей; уровень ДА ниже среднего различен: в ЭГ выявлен у 30% детей, в КГ – у 40% детей; низкий уровень ДА также различен: в ЭГ выявлен у 30% детей, в КГ – у 40 % детей. Также нами была выявлена взаимосвязь уровня проявления двигательной активности с двигательными предпочтениями детей.
2. Для руководства двигательной активностью детей 3 г.ж. нами был проведен формирующий эксперимент, целью которого было регулирование двигательной активности детей 3 г.ж. с учётом их двигательных предпочтений и интересов посредством использования игровых методов. Наша работа предполагала составление индивидуальных программ руководства двигательной активностью.
3. Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать следующий вывод: результаты ДА, полученные нами в ЭГ после апробации индивидуальных программ регулирования ДА детей 3 г.ж. существенно отличаются от результатов ДА детей 3 г.ж., полученные нами в КГ. В ЭГ результаты ДА детей изменились за счёт оптимизации ДА каждого ребёнка: 1 ребёнок перешёл с низкого уровня на уровень ниже среднего, 2 детей перешло с уровня ниже среднего на средний уровень, 1 ребёнок перешёл со среднего уровня на уровень выше среднего. В контрольной группе результаты двигательной активности детей 3 г.ж изменились незначительно за счёт перехода 1 ребёнка с низкого уровня на уровень ниже среднего.
Были получены следующие результаты: высокий уровень ДА в обеих группах не был выявлен; уровень ДА выше среднего в ЭГ повысился у детей на 10% и составил 20%, в КГ - остался неизменным и составил 10%; средний уровень ДА в ЭГ повысился на 20% и составил 30%, в КГ – остался неизменным и составил 20%; уровень ДА ниже среднего в ЭГ сократился на 20% и составил 20%, в КГ – повысился на 10% за счёт перехода 1 ребёнка с низкого уровня ДА на уровень ниже среднего и составил 40%; низкий уровень ДА в ЭГ сократился на 10% и составил 20%., в КГ - сократился на 10% за счёт перехода 1 ребёнка с низкого уровня на уровень ниже среднего.
Анализ результатов исследования позволил нам проследить эффективность использования разработанных нами индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей 3 г.ж, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
ВЫВОДЫ
1. Анализ теоретической и методической литературы показал, что вопросами изучения двигательной активности младших дошкольников занимались учёные - педагоги: Э.С. Вильчковский, Ю.Н. Вавилов, Т.И. Дмитренко, Н.Ф. Денисенко, Т.И. Осокина, М.А. Рунова, Д.В. Хухлаева , В.А. Шишкина и др. Двигательная активность ребёнка определяется ими как естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием его всестороннего развития и воспитания. Двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и совершенствования человека как биологического существа и социального субъекта. Движения являются важнейшей составной частью любого вида деятельности и многих психических процессов. Режим малоподвижности (гиподинамии) влечет за собой ряд нежелательных для ребенка последствий. Исследования, проведенные в этом направлении, показывают, что двигательная активность ребенка в значительной степени обусловлена предложенным ему двигательным режимом. Особенности его могут быть направлены как на ограничение двигательной активности, так и на создание оптимального двигательного режима. В этой связи систематическое изучение двигательной активности дошкольников очень важно для эффективности организации физического воспитания в детском саду.
Ведущим научным принципом двигательного режима являются: принцип оздоровительной направленности. Не менее значимыми являются дидактические принципы построения двигательного режима детей 3 г. жизни: принцип систематичности и принцип активности.
2. Для диагностики двигательной активности детей 3 года жизни нами была проведена исследовательская работа на базе ДОУ № 107, 123 в городе Севастополе, в группах раннего возраста № 1, 6. Во время исследовательской работы нами использовались следующие диагностические методики: шагометрия; наблюдение; метод математической статистики, нахождение среднего арифметического.
В результате констатирующего эксперимента нами был выявлен начальный уровень показателей двигательной активности детей 3 г.ж.: высокий уровень ДА в обеих группах нами выявлен не был; уровень ДА выше среднего одинаков в и в 1-й, и во 2-й группах - выявлен у 10 % детей; средний уровень ДА в ЭГ и в КГ выявлен у 20 % детей; уровень ДА ниже среднего различен: в ЭГ выявлен у 30% детей, в КГ – у 40% детей; низкий уровень ДА также различен: в ЭГ выявлен у 30% детей, в КГ – у 40 % детей. Также нами была выявлена взаимосвязь уровня проявления двигательной активности с двигательными предпочтениями детей.
Информация о работе Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни