Семейная педагогика и семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 138.24 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью  которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие  семью, вскрываются многие взаимосвязи  и закономерности домашнего воспитания.

     3. Связь семейной  педагогики с другими  науками.

     Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, изучающих  те или иные стороны ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи.

     Философияразрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогике она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряжены с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, красоты, истины; соотношение добра и зла и др.

     Демография  и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи, ее занятости трудовой деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни.

     Экономикаизучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.

     Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания. Для этики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции.

     История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиции, уходящих корнями в далекое прошлое.

     В связи с этим очень важны исследования этнографов, которые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего воспитания.

     Объектом  изучения психологии является семья как социальная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.

     Семья и семейные отношения традиционно  входили в круг научных интересов  медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное отношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия. В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Поистине международной проблемой стали физические и психические отклонения в развитии современных детей, обусловленные нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам. Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает генетика.

     Педагогику  интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

     Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние десятилетия  назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так  и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит  междисциплинарный подход и системный  анализ современной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой.

     В России особое внимание уделяется междисциплинарным  исследованиям семьи. Отечественные  ученые преуспели в изучении отдельных  вопросов, как-то: нравственно-психологические  основы семьи, демографические проблемы, факторы социализации детей и  др. Наметились научные школы, сделаны  важные шаги в направлении создания целостной фундаментальной теории семьи.

     Исследование  семьи осуществляется на теоретическом (собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание) и эмпирическом уровнях.

     Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов:

     • изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педагогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение  опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опытная  работа.

     • социологические методы: социологические  опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия

     • психологические методы: методика изучения семьи глазами ребенка с помощью  рисунков, наблюдения игр и других видов деятельности.

     • математические методы применяются  для сбора и обработки полученного  фактического материала: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин  и др.

     • Мир семьи прямо или косвенно представлен в художественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества. 

     
    1. Источники семейной педагогики.

     Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен.

     Народная  педагогика.

     Первые  идеи семейного воспитания, представления  о любви, родителях, детях, предках  сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они  передавались из века в век, из семьи  в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного  искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера  и психологии в ряду сменяющих  друг друга поколений. Можно с  полным правом сказать, что в народной педагогике определился свой образ  воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в  этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

     Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась  в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его  содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его  цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не  в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует  народная мудрость: «Человек рожден для  труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

     В созданных много веков назад  и в бытующих в настоящее время  средствах народной педагогики содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и  др. Положительные герои в сказках  почитают и уважают своих родителей, заботятся о детях, с нежностью  относятся к братьям и сестрам, готовы на подвиги во имя любви. В  пословицах метко выражены представления  народа о семье и семейных отношениях, правилах взаимоотношений, которые  не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж – голова, жена - душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей - без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести - не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др.

     Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал известный  историк В.С. Соловьев, коренится  «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей  к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему  поколению осознать свою роль наследников  народных ценностей.

     Таким образом, в семейной педагогике каждого  народа отражаются его идеалы, представления  о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального  характера, готовит к самостоятельной  достойной жизни. Естественно, что  семейная педагогика как отрасль  педагогической науки, разрабатывая теоретические  основы домашнего воспитания, опирается  на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашнее-семейного воспитания .

     Отмечая несомненно сильные стороны семейной народной педагогики, не следует абсолютизировать и пытаться восстановить как можно  полнее в нынешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся  на протяжении истории того или иного  народа. Прежде всего, как справедливо, отмечают современные ученые, семейная ткань отношений, которая создавалась  веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие  социально-культурные представления  человека. Так, в современной семье  дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных  внутрисемейных отношений. Следует  учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные  черты, обусловленные историческими  устоями жизни: предрассудки и суеверия, «доминирование словесных мер воздействия», излишняя строгость в обращении  с детьми, деспотизм родителей. Свидетельства  тому можно найти в трудах историков, например в книге Н.И. Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа». Об этом повествуют и художественные произведения, среди которых - широко известные автобиографические книги А.М. Горького «Детство», «В людях».

     Религия.

     Говоря  о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиозными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только православной, сосредоточены  на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств. Человек должен прожить свою жизнь так, чтобы  в ее кульминационный момент - момент смерти - душа предстала перед судом  Божьим чистой и светлой.

     Несмотря  на определенные различия, обе системы  воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место  занимают семья, категории добра  и зла, счастья и др. Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только религиозные предписания, но, можно сказать, элементарные правила  человеческой жизни, следование которым  поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее себя и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.

     До  широких народных масс важнейшие  с точки зрения той или иной религии педагогические знания всегда доносились с помощью проповеди, так называемой церковно-учительной литературы, состоящей из различных  Слов и Поучений. Проповеди, Слова  и Поучения охватывали широчайший круг морально-нравственных проблем, толковали  основы вероучения. В нашей стране популярной была и осталась до сего дня «семейная» тематика, как-то: забота о ближних; почитание родителей; помощь немощным; воспитание трудолюбия, терпения, скромности и др.

     Древнерусские литературные памятники, сборники более поздних  лет.

     Семья - одна из основных тем древнерусских  литературно-педагогических памятников, относящихся к X-XIV вв., отечественных  сборников XIV-XIX вв. Педагогическая мысль  Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя  Владимира Мономаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании  древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана  с высокой нравственностью, с  христианскими добродетелями.

     Анализ  педагогических воззрений  прошлого.

     Семейная  педагогика обращается к классическому  наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказывавшим влияние на развитие педагогической мысли.

Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание