Семейная педагогика и семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 138.24 Кб (Скачать файл)

     Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают  самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец  гражданственности, трудолюбия, честности  и желания воспитать детей  такими, какими являются сами.

     В условиях отсутствия системы родительского  образования, воспитывая ребенка, мы используем свой личный опыт.

     Н. Башкирова выделяет пять тактик семейного  воспитания:

     1. Диктат. Вполне естественные требования, которые мы предъявляем ребенку,  вдруг превращаются в приказы  и насилие. Происходит подавление  самостоятельности и инициативы  ребенка, унижение его чувства  собственного достоинства.

     2. Опека. Чрезмерная опека ребенка  с ограждением его от всяческих  трудностей и отстранение от  всех вопросов, встающих перед  семьей. Дети перестают стремиться  к самостоятельности, у них  отсутствует инициатива творческое  мышление.

     3. Конфронтация. Это тактика воспитания, при которой все члены семьи  встают в позицию вражды. Взрослые  и дети живут своей жизнью, подмечая все недостатки друг  друга и демонстративно выражая  недовольство ими.

     4. Мирное сосуществование. Можно  сохранять внешнюю гармонию и  быть при этом совершенно чужими  друг другу. Мирное сосуществование  доходящее до невмешательства  и полного отсутствия интереса  членов семьи друг к другу.  Обособленность родителей от  ребенка в таких семьях считают  мудрым педагогическим принципом,  который способствует самостоятельности  маленького человека.

     5. Сотрудничество. Семья – это маленький  коллектив с общими устремлениями.  При этом каждый член семьи  – личность со своим характером  и своими целями в жизни.  Если каждый стремиться помочь  и поддержать друг друга, и все вместе строят и совершенствуют свой семейный очаг, это называется сотрудничеством. Такая семейная тактика – самая плодотворная.

     Дефицит общения взрослого с ребенком ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению  задержки психического развития, в  других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза.

     Взаимодействие  родителей и ребенка – это  процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены  и ритмически организованы.

     Глубокий  постоянный психологический контакт  с ребенком – это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт  необходим в воспитании каждого  ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность  почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

     Успешное  воспитание ребенка может происходить  только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо  истинное родительство выражается в  соуправлении отца и матери процессом  воспитания созидательной самостоятельности  своего ребенка. 

     
  1. Основные  функции семьи

     Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом  и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого  человека.

     Функции семьи – направления деятельности семейного коллектива или отдельных  его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

     На  функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.

     В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения  и функции семьи. Ведущей в  историческом прошлом являлась экономическая  функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи –  мужчина – был организатором  общего труда, дети рано включались в  жизнь взрослых. Экономическая функция  всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее  время экономическая функция  семьи не отмерла, но изменилась. Один из вариантов функций современной  семьи представлен финским педагогом  Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования семьи, он отмечает, что для каждого  этапа семейных отношений характерны определенные функции, что представлено в приложении 3 (табл. 2) 

     Анализируя  таблицу, можно сделать вывод, что  в различные периоды становления  и развития семьи функции ее членов меняются.

     В то же время существуют и другие подходы к определению функций  семьи. Необходимо отметить, что в  настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи  единодушны в определении таких  функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация  досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в  одной из них сказываются и  на выполнении другой.

     Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство  и сохранение потомства, продолжение  человеческого рода. Единственным и  незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность  иметь социальной функцией семьи  становится обеспечение потребности  мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство  новых поколений людей, продолжение  человеческого рода.

     Каждая  семья вправе самостоятельно планировать  деторождение: сколько и когда, с  какими интервалами появятся у нее  дети. Но необходимо учитывать, что  и их количество, а также качество здоровья влияют на выполнение семьей воспитательной функции.

     По  сравнению с прошлым во многом изменилась роль главы семьи. Главенство сегодня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как  это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни  семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может  идти не о главенстве, а скорее о  лидерстве при осуществлении  тех или иных планов семейного  благоустройства. При этом в большинстве  случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально  зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудированность и т.д.). Возникают  так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь  лидером, осуществляет свою инициативу в той области быта, к которой  он больше всего.

     Формы руководства семьей – авторитарная, демократическая, анархическая. Последняя  форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому  выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание  друг друга. При демократической  форме руководства право решающего  голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен  в данном вопросе. Нередки семьи, где муж – главный кулинар, а жена – своеобразный интеллектуальный центр, руководитель образовательной  деятельности детей.

     Функция организации досуга – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия»  показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной  семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость  и отсутствие перспектив. Особая роль в восстановительной функции  семьи принадлежит умело организованному  досугу. Досуг – внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается  по своему выбору и усмотрению Досуг  выполняет специфическую роль, которая  направлена на поддержание семьи  как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят  от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

     Воспитательная  функция – важнейшая функция  семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание – очень сложный процесс, в  котором влияние взаимно. Никогда  не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют  себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции  семьи:

     1. Воспитание ребенка, формирование  его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником  между ребенком и обществом,  служит передаче ему социального  опыта. Через внутрисемейное общение  ребенок усваивает принятые в  данном обществе нормы и формы  поведения, нравственные ценности.

     2. Систематическое воспитательное  воздействие семейного коллектива  на каждого своего члена в  течение всей его жизни. В  каждой семье вырабатывается  своя индивидуальная система  воспитания, основу которой составляют  те или иные ценностные ориентации. Семья – это своеобразная школа,  в которой каждый проходит  через много социальных ролей.  Появился ребенок – стал сыном,  внуком, братом, затем мужем, зятем,  отцом, дедушкой. Выполнение ролей  требует специфических приемов  взаимодействия с окружающими,  которые приобретаются в семейном  коллективе через подражание  примеру близких людей.

     3. Постоянное влияние детей на  родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается  на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.

     Таким образом, ребенок в семье –  неисчерпаемый источник жизненных  импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить  у своего ребенка способности, которые  помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это  прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку  те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые  постоянно демонстрируешь. 

     3. Воспитание детей  в различных по  структуре семьях

     Особенности воспитания единственного  ребенка в семье.

     На  этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается  более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает  волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку  приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое  равновесие, потому что ему не достает  брата или сестры. Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем  только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего  лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем  так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут –  неопытность.

     Некоторые помехи психическому развитию детей  имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка  холят, нежат, балуют, ласкают - одним  словом, носят на руках. Из - за столь  чрезмерного внимания психическое  развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями  и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку  и от других людей будет ожидать  внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком  серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

     Как предотвратить все это? С помощью  второго ребенка - скажут многие. И  это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит  родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации  первого. В любом случае нужно  всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных  условиях. Можно утверждать, что  воспитание единственного сына или  единственной дочери гораздо более  трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья  испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним  ребенком. Единственный ребенок очень  скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные  на этом ребенке, обыкновенно превышают  полезную норму. Любовь родительская в  таком случае отличается известной  нервозностью. Болезнь этого ребенка  или смерть переносится такой  семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед  родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному  положению и становится настоящим  деспотом в семье. Для родителей  очень трудно бывает затормозить  свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают  эгоиста.

Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание