Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа
Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.
Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81
Демократический
стиль характеризуется
В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, мы используем свой личный опыт.
Н. Башкирова выделяет пять тактик семейного воспитания:
1.
Диктат. Вполне естественные
2.
Опека. Чрезмерная опека
3.
Конфронтация. Это тактика воспитания,
при которой все члены семьи
встают в позицию вражды. Взрослые
и дети живут своей жизнью,
подмечая все недостатки друг
друга и демонстративно
4.
Мирное сосуществование. Можно
сохранять внешнюю гармонию и
быть при этом совершенно
5.
Сотрудничество. Семья – это маленький
коллектив с общими
Дефицит
общения взрослого с ребенком
ведет к различным нарушениям:
в одних случаях к
Взаимодействие
родителей и ребенка – это
процесс взаимного
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Успешное
воспитание ребенка может происходить
только в гармоничном взаимодействии
материнского и отцовского начал, ибо
истинное родительство выражается в
соуправлении отца и матери процессом
воспитания созидательной
Семья
– специфический социальный институт,
в котором переплетаются
Функции
семьи – направления
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.
В
период социально-экономических
Анализируя
таблицу, можно сделать вывод, что
в различные периоды
В
то же время существуют и другие
подходы к определению функций
семьи. Необходимо отметить, что в
настоящее время нет
Функция
продолжения рода (репродуктивная)
– это биологическое
Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья влияют на выполнение семьей воспитательной функции.
По сравнению с прошлым во многом изменилась роль главы семьи. Главенство сегодня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благоустройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудированность и т.д.). Возникают так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициативу в той области быта, к которой он больше всего.
Формы
руководства семьей – авторитарная,
демократическая, анархическая. Последняя
форма чаще всего приводит к дезорганизации
семейного образа жизни, отсутствию
в семье порядка, недостаточно четкому
выполнению функций отдельными ее членами,
вызывает у них несогласие, непонимание
друг друга. При демократической
форме руководства право
Функция
организации досуга – восстановление
и поддержание здоровья, удовлетворение
различных духовных потребностей. Изучение
уровня «социального самочувствия»
показало, что в числе основных
проблем, осложняющих жизнь современной
семьи, чаще всего отмечаются проблемы
здоровья, тревога за будущее, усталость
и отсутствие перспектив. Особая роль
в восстановительной функции
семьи принадлежит умело
Воспитательная
функция – важнейшая функция
семья, заключающаяся в духовном
воспроизводстве населения. Воспитание
– очень сложный процесс, в
котором влияние взаимно. Никогда
не бывает так, что один человек только
дает, а другой только принимает, один
поучает, а другой слушает. Воспитание
отнюдь не одностороннее движение,
оно заключается в
1.
Воспитание ребенка,
2.
Систематическое
3.
Постоянное влияние детей на
родителей (других членов
Таким
образом, ребенок в семье –
неисчерпаемый источник жизненных
импульсов, эмоциональных стимуляторов
для родителей. А желание развить
у своего ребенка способности, которые
помогут ему безболезненно
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях
Особенности воспитания единственного ребенка в семье.
На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут – неопытность.
Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.
Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.
Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание