Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:58, дипломная работа
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….11
1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………………….16
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………..24
2.2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………………………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы………………
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Педагогический колледж №18 «Митино»
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
средствами дидактических игр
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: Поздоровкина Н.В.
Руководитель: Своротова Юлия Владимировна
Допустить к защите ______________________2013 г. ______________________ (подпись руководителя) |
Дата защиты __17.06.13______ Оценка____5________________ |
Москва, 2013
Рецензия
на выпускную квалификационную работу «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
студентки 602 группы заочного отделения ПК №18
Поздоровкиной Н.В.
Дипломная работа Поздоровкиной Н.В.посвящена актуальной для педагогической практики теме. Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием ученых, педагогов - практиков и родителей к разным сферам психической организации дошкольников, а также к насущным вопросам условий и факторов их развития. Настоящая работа является практически значимой для опыта воспитания детей-дошкольников.
Цель, задачи, выделенный предмет дипломной работы, сформулированная гипотеза, подобранные методы сбора информации вполне адекватно направляют исследовательский поиск Поздоровкиной Н.В. Задачи, поставленные перед исследованием, студентка выполнила, продемонстрировав определенную психологическую грамотность, как теоретическую, так и практическую.
Подобранная студенткой литература в целом отражает тематику категорий «сенсорное развитие дошкольников» и «дидактические игры». Однако теоретический материал излагается в описательном ключе, отсутствуют ссылки на источники, заявленная в содержании первого параграфа «проблемность» не рассматривается, наблюдается смешение понятия «сенсорное развитие» и «сенсорное воспитание».
Экспериментальная часть построена на основе диагностического среза некоторых психологических знаний и умений детей и организации формирующего эксперимента. В результате сравнения показателей детей до и после развивающей работы была подтверждена гипотеза. В процессе анализа возникли следующие вопросы, ответы на которые рецензент в тексте не обнаружил.
4. На каких и чьих исследованиях основан комплекс развивающих занятий? Кем он составлен? Данный вопрос связан с отсутствием информации о практике психологической работы по данной проблеме, описанной в литературе, а также общим характером приводимых заданий.
Высказанные вопросы к дипломному исследованию Поздоровкиной Н.В. не снижают ее ценности и практической значимости. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным исследованиям, допускается к защите и заслуживает положительной оценки.
Рецензент,
доцент, канд. психол. наук, доцент
кафедры психологии образования
ИППО ГБОУ ВПО МГПУ
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного
развития детей младшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
1.3. Специфика использования дидактических
игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного
развития детей младшего дошкольного
возраста ………………………………………………………………………..
2.2. Сенсорное развитие
детей младшего дошкольного
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Актуальность проблемы
исследования заключается в
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли.
Однако и на сегодняшний день
существует необходимость
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Объект исследования: сенсорное развитие младших дошкольников.
Предмет исследования: процесс сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза исследования: мы предположили, что сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней при организации следующих психолого-педагогических условий:
- подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;
- просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;
- создание развивающей среды в группе детского сада.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.
2.Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3.Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей.
4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
4.Реализовать
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию;
- педагогический эксперимент.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
как психолого-педагогическая проблема
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Под сенсорной организацией
личности понимается
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
На этапе раннего детства
Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.
Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Коменского «Материнская школа» подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.
- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.
- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.
- Движущие силы развития: внутренние и внешние.
- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.
В 1919 году известным философом Рудольфом Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вольдорфская педагогика. Развитие проходит через подражание. Подход к человеку, как к единому целому, является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.
Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанного Л.А. Венгером и его учениками. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.
Информация о работе Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста