Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:04, контрольная работа
Цель моей работы я вижу в том чтобы, дать характеристику и понять, что собой представляет французская система образования, а также выявить её плюсы и минусы. Для того чтобы воплотить это, я должна поэтапно охарактеризовать систему образования. Из характеристики этапов и будут складываться задачи. В своей работе я опишу и дам характеристику дошкольному и школьному образованию, начальному и среднему, а также расскажу о системе высшего образования, которая представляет особенную сложность, так как в этой стране своя специфическая система дипломов и степеней, а также особое деление обучения на циклы.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава Ι. Дошкольное и школьное образование во Франции
1.1 Детские сады………………………………………………………………..…4
1.2 Начальное образование………………………………………………….……5
1.3 Среднее образование во Франции…………………………………….……11
1. Обучение в коллеже………………………………………………….……….12
2. Лицеи во Франции……………………………………………………….……13
Глава II. Высшее образование
2.1 Высшее образование, «короткий» цикл……………………………………18
2.2 Высшее образование, «длинный» цикл……………………………….……20
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература………………………………………………………………...……..25
Большинство курсов начальной школы – двухгодичные. И это не случайно. Дело в том, что на втором году обучения в каждом двухгодичном курсе учащиеся не получают, как правило, принципиально новых знаний, а получают в несколько расширенном объеме то, что они уже проходили в прошлом учебном году. Наиболее характерная черта методики обучения в начальной школе состоит в том, что делается упор на развитие памяти и на дословное запоминание.
В заключение, нужно заметить то, что: «начальная школа становится центром жизни ребенка. И это самое главное, и самое замечательное завоевание».9
1.3 Среднее образование во Франции
Среднее образование во Франции установлено двумя блоками: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения (лицей). Среднее образование является обязательным и бесплатным. Срок обучения на этом этапе – 7 лет.
Коллежем во Франции называют I ступень средней школы. Они дают реальное образование, так как, как правило, после сдачи выпускного экзамена учащиеся идут работать на предприятия промышленности и сферы услуг.
Лицей является завершающим звеном систем среднего образования и одновременно переходной ступенью к высшему образованию. После окончания обучения в лицее учащемуся выдается аттестат о среднем образовании и получением степени бакалавра, что позволяет продолжить обучение в высшем образовательном учреждении, т.е. получить высшее образование. Но стоит отметить, что сам факт обучения в лицее вовсе не гарантирует получение диплома бакалавра. Этот диплом выдается только тем, кто набрал не меньше 10 баллов по итогам серии устных и письменных экзаменов. Получившие меньше сдают вторую серию экзаменов или отправляются на переэкзаменовку. Если же набрать проходной балл так и не удается, то обучающийся просто получает свидетельство об окончании средней школы. Теперь рассмотрим подробнее каждый из этих циклов.
1. Обучение в коллеже.
Современная система среднего образования во Франции включает в себя, кроме лицеев, учебные заведения иного типа – неполные средние школы, так называемые коллежи. Коллежи дают реальное образование, так как по его окончании учащийся получает сертификат, позволяющий ему работать по полученной специальности. И именно поэтому этот цикл обучения подходит для человека, который не ставит перед собой цель получить высшее образование.
Срок обучения в коллеже
4 года. Идентичность учебных планов
коллежа и современных
Основной упор на этом этапе делается на практическое приложение ранее полученных знаний. Теоретический материал по гуманитарным и естественно-математическим дисциплинам занимает весьма скромное место. Также в коллеже изучается только один иностранный язык.
Выпускники коллежей сдают
экзамены на получение «Свидетельства
об окончании коллежа» и их дальнейшее
обучение зависит именно от этого
документа. Затем перед ними открывается
три пути. Первый путь – непосредственное
включение в практическую деятельность.
Второй путь – поступление в средние
специальные учебные заведения(
Фактически, сейчас, коллежи
являются своеобразной надстройкой
над начальной школой. И при
этом, «коллежи среднего образования
являются важным этапом демократизации
просвещения, поскольку впервые
в истории французской школы
все учащиеся после окончания
элементарного цикла
2. Лицеи во Франции
Лицей представляет собой
завершающее звено среднего образования
и переходную степень к высшему
образованию. В 15 лет начинается обучение
в лицее (lycee). Оно разбивается
на 3 класса: 2-й, 1-й и выпускной (terminale).
Часть выпускников колледжа настраиваются
на скорейшее обретение
Профессиональные лицеи
готовят учащихся в течение трех
лет к профессиональному
В целом профессиональные лицеи дают знания, навыки и умения по определенной профессии и, что немало важно, в профессиональные лицеи не идут для получения «Диплома профессионального бакалавриата». Туда подают документы ребята, собирающиеся начать работу.
В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.
В лицеях общего образования, которые открывают путь в университеты Франции, срок обучения три года. Общеобразовательное направление строится с уклоном в филологию, экономику или естественные науки. Документы, которые выдаются ученикам по окончании этих учебных заведений, разбиваются по специализации:
- экономика и социальные науки;
- литература и языки;
- естественные науки.
В соответствии с избранной специализацией лицеисты сдают выпускные экзамены. Аттестат о среднем образовании имеет три разновидности: с ориентацией на литературу (L), естественные науки (S) или экономику (ES). Второе направление подразумевает и более узкую специализацию: естественные науки и технологии сферы услуг, естественные науки и промышленные технологии, естественные науки и лабораторные технологии и медико-социальные науки.
Лицеи – это учебные заведения высшей средней школы. Стать лицеистом не так уж и просто, но только выпускники лицеев имеют право продолжить свое обучение в высшем учебном заведении. Существуют определенные условия зачисления в лицей. В первую очередь, это - единодушное решение ученика и родителей о выборе лицея, дальнейшей специализации и выбора дальнейшей квалификации. Помимо этого, наличие рекомендаций группового собрания педагогов коллежа, где учился ребенок. Этот документ рассматривает комиссия при академическом инспекторе региона, которая при принятии решения учитывает наличие мест в лицеях.
По окончании обучения в общеобразовательном лицее выдается диплом бакалавра. Но получают его не все учащиеся, только те, кто сдал выпускные экзамены, в среднем 80%. Таким образом, диплом бакалавра представляет собой не только образовательный, но и социальный аттестат, так как дает право учащемуся получить высшее образование. Видный французский деятель Э. Эррио в своих мемуарах писал: «Именно среднее образование через экзамен на степень бакалавра, сам по себе довольно бессмысленный, открывает доступ не только к высшему образованию, но и ко всем постам в общественных учреждениях, ко всем свободным профессиям».11
Учащиеся, которые удачно сдали экзамены на «диплом бакалавра», продолжают свое образование в университетах. Именно о них, т.е. о системе высшего образования, и пойдет речь в следующей главе.
Глава II. Высшее образование
В средневековых христианских странах Европы, которые располагались на территории поздней Римской империи, высшее образование можно было получить только в школах при соборах и монастырях. В XII веке некоторые школы объединились в университеты, объединявшие преподавателей и студентов. В 1211 г. в Париже был создан университет по распоряжению папы. В 1215 г. был принят его устав. В университете было 4 факультета: теологический, канонического права, медицинский и свободных искусств. Только он один имел право присваивать степени бакалавра, лицентиата и доктора.
Затем во всей Франции начали создаваться университеты с тем же статусом, некоторые прославились на всю Европу. Например, такие как: Тулуза, 1229 г.; Монпелье, 1289 г.; Орлеан, 1306 г., юридический факультет; Гренобль, 1339 г..
Университетское образование
базировалось тогда на религиозных
идеях, и поэтому оно стало
реакционным, по мере того, как университет
занимал консервативные позиции
в вопросах религии как области
философии (против зарождающегося гуманизма).
Это привело к тому, что во время
Французской революции
В XIX веке были созданы многочисленные высшие школы, призванные удовлетворять потребности в инженерах и кадрах для развития промышленности.
И наконец, закон от 12 ноября
1968 г. полностью реорганизовал высшее
образование, за исключением некоторых
специализированных школ. Факультеты
были ликвидированы, и вместо них
были созданы новые университеты,
которые были призваны обеспечивать
связь между высшим образованием
и научно-исследовательской
Закон от 26 ноября 1984 г. создал
общественное управление высшего образования,
задачей которого была подготовка специалистов,
имеющих диплом бакалавра. Этот закон
определил основные цели французского
высшего образования: развитие образования
должно быть одновременно общекультурным
и профессиональным, сочетание его
с научно-технической
В настоящее время во Франции насчитывается 87 университетов и университетских центра, объединяющих около 800 научно-исследовательских отделений и отделений по подготовке к исследованиям, к которым присоединяются функциональные объединения: институты (обучение одному предмету) и высшие школы (около 300).
Частичное высшее образование во Франции получают уже в лицеях, в которых на протяжении двух лет могут обучаться получившие диплом бакалавра, но административно лицеи включены в систему среднего образования по причинам исторического и технического характера.
Также следует сказать, что
высшие школы (специализированные вузы)
во Франции появились в XVIII веке,
в период кризиса университетов,
по инициативе государственных властей
в целях подготовки кадров для
конкурсного замещения
Принципиальной разницы между университетами и высшими школами не существует, речь может идти скорее об исторически сложившихся типах.
Современные университеты дают возможность студентам богатого выбора долгосрочных и краткосрочных программ обучения, в конце которого выдаются государственные дипломы, имеющие одинаковую ценность вне зависимости от университета, или университетские дипломы. А теперь подробнее рассмотрим программы обучения.
2.1
Высшее образование, «короткий»
Высшее образование «короткого»
1. Отделения высшего
Информация о работе Системе общего и профессионального образования во Франции