Системы, формы, методы контроля правового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является - контроль качества успеваемости учащихся при обучении праву.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:
- раскрыть диагностику результативного компонента правового обученности;
- проанализировать формы и методы контроля правового обучения;
- охарактеризовать мониторинг ключевых компетенций при проверки знаний обучаемых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Диагностика результативного компонента правовой обученности……….5
2. Системы, формы, методы контроля правового обучения………………….13
2.1 Системы и формы контроля правового обучения…………………..…13
2.2 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков………...…19
2.3 Современные методы оценки знаний, умений и навыков………….....22
3. Методика разработки контрольно-тестового инструментария в правовом обучении……………………………………………………………………….....22
4. Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права………………………………...........................................24
4.1 Понятие мониторинга………………………………………………..…28
4.2 Аспекты мониторинга………………………………………………..…30
Заключение……………………………………………………………………...35
Список библиографии…………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работта.docx

— 67.09 Кб (Скачать файл)

Тестирование - модульный  контроль знаний. Следует помнить, что  тестирование - не поиск ответов  в учебниках и конспектах, не совместное обсуждение возможных вариантов  ответов, а не отсроченный контроль и предъявление знаний.

Дифференцированное тестирование позволит учащемуся оценить уровень  своих знаний по праву и скорректировать  обучение. Оценка результатов тестирования.

* оценка «отлично» - при  91-100 % правильных ответов,

* оценка «хорошо» - при  71-90 % правильных ответов,

* оценка «удовлетворительно»  - при 51-70 % правильных ответов,

* оценка «неудовлетворительно»  - менее 50 % правильных ответов9.

Для учащегося, особенно в  начале обучения, процесс тестирования может представлять психологическую  трудность, поэтому учащемуся очень  важно понять алгоритм (последовательность действий или шагов, совокупность которых  составляет уменье) работы над контрольным  тестом во время аудиторных занятий  и предэкзаменационных консультаций.

Тестирование проводится одновременно со всеми учащимися  группы, допущенными к сдаче экзамена. Можно использовать один или несколько  вариантов контрольных тестов (на усмотрение преподавателя).

Доброжелательность педагога, умение чётко решать организационные  вопросы поможет создать в  аудитории благожелательную рабочую  атмосферу, что положительно отразиться на результатах тестирования.

Проверка тестов может  осуществляться непосредственно в  аудитории, где проходило тестирование, либо по окончанию тестирования в  специально отведенное время. Результаты тестирования объявляются в присутствии  всех учащихся непосредственно после  окончания тестирования либо на следующий  день (или проверка ответов на тесты  проводится в специально отведенное время).

Однако надо отметить что доверие к тестам часто потеряно, т.к. общепринятое применение тестов при экспертизе содержания и методов обучения приводит к выводам, которые, в лучшем случае, просто некорректны, а на самом деле - по большому счету - противоречат интересам как самого ученика.

Таким образом, увлечение  тестами на оценку компетентностей  элементарного уровня как показателями эффективности обучения неправомерно. Более того, их применение фактически лишь маскирует неприемлемую ситуацию, при которой оцениваются не главные, а частные результаты обучения, которые  на самом деле не имеют особого  значения ни для самих людей, ни для  общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мониторинг ключевых  компетенций и универсальных  учебных действий в работе  учителя права

4.1 Понятие мониторинга

Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Он входит в сущность технологичного построения учебного процесса.

Специфика технологичного подхода  состоит в том, что учебный  процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в  технологическом подходе к обучению выделяются:

- постановка целей и  их максимальное уточнение, формулировка  учебных целей с ориентацией  на достижение результатов;

- подготовка учебных материалов  и организация всего хода обучения  в соответствии с учебными  целями;

- оценка текущих результатов,  коррекция обучения, направленная  на достижение поставленных целей;

-заключительная оценка результатов.

Таким образом, особенность  технологического подхода состоит  в том, что все ученики как  участники этого процесса должны иметь одинаковый результат в  усвоении знаний.

При создании оптимальных  условий обучения (правильной организации  обучения и снятии жестких временных  рамок), согласно исследованиям Б. Блума и Дж. Кэрролла, около 95 % учащихся могут полностью усваивать все содержание учебного материала (5 % - малоспособные, 5 % - одаренные, 90 % - обычные учащиеся).

Ключом к пониманию  технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на чётко определенные цели. Поэтому, прежде всего, центральной проблемой  для педагогической технологии является постановка целей и целевая ориентация обучения.

В мониторинге учтены психолого-педагогические особенности возраста.

Социальная активность подростка  заключается в большой восприимчивости  к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в  мире взрослых. Это период психологического самоутверждения личности, формирование ценностных установок. Игровые, дискуссионные  методики, групповые формы работы способствуют творческому самовыражению  подростка, удовлетворению его потребности  в достойном положении в коллективе сверстников:

* продуктивность индивидуальной  работы;

* решение задач;

* уровень ценностного  реагирования;

* самостоятельность ценностного  суждения.

Следовательно, мониторинг как самостоятельная функция управления образовательным процессом носит условный характер и оказывается полезным в концептуальном и операциональном отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Аспекты мониторинга

* В системе «учитель - ученик».

* В системе «образовательное  учреждение - учитель».

* В системе «управление  (департамент) образования - образовательное  учреждение».

Каждый из этих аспектов раскрывает технологию управленческой деятельности, которая характеризует  высокое качество образовательной  деятельности ученика, учителя, администрации  образовательного учреждения, органов  управления образованием.

На современном этапе  у педагога требуют отслеживания развития компетенций у учащихся.

Прежде всего, отметим, что  ориентированное на компетенции  образование (competence-based education - CBE) формировалось в 70-х годах XX в. В Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. (Массачусетский университет)10.

ФГОС общего образования  рассматривает компетентность, как  новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности  системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее  успешно разрешать различные  противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. И, как объективный  результат освоения компетенций  конкретной личностью.

Как в 60-х годах XX в. было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция»  и «компетентность», где последнее  и трактуется нами как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный  опыт социально-профессиональной жизнедеятельности  человека.

Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин  реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:

1. Учебно-познавательная  компетенция обеспечивает самостоятельную  логическую, методологическую и  общеучебную познавательную деятельность учащегося, его функциональную грамотность, овладение креативными навыками продуктивной деятельности.

2. Информационная компетенция  дает возможность учащимся при  помощи современных средств коммуникаций  и информационных технологий  самостоятельно искать, анализировать,  преобразовывать и передавать  необходимую информацию, представлять  результаты собственной учебной  и иной деятельности в виде  информационного продукта.

3. Коммуникативная компетенция  позволяет ученику овладеть различными  способами взаимодействия с окружающими  и удаленными людьми и событиями,  навыками самопрезентации и работы в группе.

4. Социально-трудовая компетенция обеспечивает овладение учащимися знаниями и первичным опытом в гражданско-общественной, социально-трудовой деятельности, способствует успешному профессиональному самоопределению. Она может быть конкретизирована как компетентность в области общественно-политической деятельности: реализация прав и обязанностей гражданина; и как компетентность в социально-экономической сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентация в сфере рыночных отношений, трудового законодательства, знание норм трудовой коллективной этики и так далее.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность  ученика, а умения разрешать проблемы.

В основу мониторинга положено отслеживание деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих образованности.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности отслеживается как способность учащихся к эффективной групповой работе, созданию и представлению результатов индивидуальной творческой работы. По результатам мониторинга можно судить об уровне сформированности учебно-познавательной и коммуникативной компетенций учащихся.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности отслеживается как способность к восприятию правовых ценностей и адекватному реагированию на них, проявляющихся в собственных оценочных суждениях и построению своей деятельности на их основе. По итогам мониторинга можно выяснить степень овладения учащимися социально - трудовой компетенцией.

Эффективность групповой  работы оценивается как посредством  педагогического наблюдения за участием каждого совместной деятельности, так  и по результатам взаимной оценки работы друг друга участниками группы.

Продуктивность индивидуальной работы хорошо видна и в предварительной  подготовке к ролевым и деловым  играм, и в оформлении результатов  деятельности группы.

Восприятие ценностей  и реагирование на них удается  отследить как в групповой  работе, так и в индивидуальных творческих правовых проектах:

- по количеству и качеству  оценочных суждений, высказываемых  учащимися,

- по уместности применения  оценки в учебной деятельности,

- по отношениям, которые  устанавливаются как в внутри  группы при работе над учебной  проблемой, так и между группами  при обсуждении результатов группой  деятельности.

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т.е. способность  субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путём сознательного и активного  присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом  значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных  с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность  к самостоятельному усвоению новых  знаний и умений, включая организацию  этого процесса. Важнейшей задачей  современной системы образования  является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Виды учебных универсальных  действий: личностные; регулятивные, включая  действия саморегуляции; познавательные, включая общеучебные и логические; знаково-символические; коммуникативные.

Также качества знаний можно  рассмотреть по следующим характеристикам: полноту (определяется количеством  знаний об изучаемом объекте, входящих школьную программу глубину (совокупность осознанных знаний об объекте), систематичность, системность, оперативность (определяется числом ситуаций или способов, в  которых ученик может применить  то или иное знание), гибкость (определяется быстротой нахождения вариативных  способов применения знаний при изменении  ситуаций), конкретность, обобщённость.

Качества знаний характеризуются  также свёрнутостью и развёрнутостью, осознанностью и прочностью. Все  качества знаний взаимосвязаны и  относительно самостоятельны, т.к. не подменяют  друг друга.

К объективным знаниям  относятся - полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость знаний.

К субъективным знаниям - гибкость, свернутость, осознанность и прочность.

Все эти характеристики можно  рассматривать как критерии диагностики  правовых универсальных умений учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, теперь мы можем сделать  некоторые выводы.

Руководители школ, а также  представители органов управления образования обращают особое внимание на процент успеваемости, число отличников и медалистов. Мы по-прежнему забываем о том, что эти критерии не могут  являться показателем эффективности  труда педагогов. Ведь в большинстве  случаев их рассматривают без  учета требований, которые предъявляют  учителя к своим ученикам при  выставлении оценок.

Таким образом, проверка и  контроль знаний, умений школьников позволяет  систематизировать имеющиеся знания, закрепить умения и сформировать устойчивые навыки. Она выполняет  некую превентивную функцию, позволяя восполнить пробел в знаниях и  не допустить ошибок в правовом поведении  в реальной жизни.

Проверка и оценка правовых знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом  процесса обучения праву и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения

Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее  время определённых успехов в  реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера  приложения оценки, возросли возможности  положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого  процесса.

Информация о работе Системы, формы, методы контроля правового обучения