Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...
1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;
2) наличие позитивного образца творческого поведения;
Для успешной реализации творческой деятельности, считает В.И. Андреев, необходимо соблюдение следующих условий:
Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности [Дружинин, 2005].
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13.Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [Дмитриенко 2000].
Дж. Гилфорд, например, считал, что абсолютно очевидными критериями оценки уровня развития творческих способностей являются беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. В качестве одного из основных показателей одаренности Гилфорд считал оригинальность.
Критерии творческих способностей По Торренсу:
Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму
По мнению П.Торренса, максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании триады факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации [Жукова 2006].
Под литературным творчеством мы понимаем акт воплощения индивидуально- неповторимого чувственного опыта личности школьника, накопленного в процессе восприятия окружающего мира, речевыми средствами, а литературно-творческие способности - это способность охарактеризовать этот акт.
В.Г. Маранцман к литературным способностям относит четыре показателя:
- потребность выразить чувство, представление, мысль в слове и добиться адекватного их соотношения;
- потребность образной
конкретизации слова,
- эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи, интонации и стилям речи, которая проявляется в игре словом, цепкости памяти на слово и фразу, способности по отдельному выражению «угадать» собеседника;
- целостное отношение к литературному произведению, улавливание между частями текста.
Литературные способности проявляются не наличием отдельных из перечисленных качеств, а всем их комплексом. Отсутствие одного из перечисленных качеств может нарушить контакт человека с искусством слова.
Психологической основой литературно-творческих способностей, как и всех остальных способностей к художественному творчеству является особое отношение ребенка к миру.
В настоящее время
в методике преподавания литературы
и психологии активно обсуждается
вопрос о компонентах литературно-
Однако, эту точку зрения не разделяет В.И. Лейбос, он считает, что специфическое качество литературно-творческих способностей заключается в умении перерабатывать впечатления от реальной действительности в литературные образы.
Г.В. Быстрова, исследуя проблему литературно-творческих способностей, выделяет шесть компонентов в их структуре:
- впечатлительность;
- поэтическую зоркость;
- хорошую память;
- способность к созданию новых образов;
- легкость возникновения состояния сопереживания;
- богатство словесных ассоциаций (Быстрова 1990).
Учитывая все точки зрения на рассматриваемую проблему, Е.И.Брякова дает следующее определение литературно-творческим способностям - это умение воплощать в слове впечатления от окружающей действительности при развитом творческом воображении и фантазии. ( Брякова 1999)
Применительно к младшему школьному возрасту весьма распространенной является точка зрения, устоявшаяся в методической литературе, где под литературно-творческими способностями понимается самостоятельное сочинение ребенком поэтических и прозаических произведений (Никитина 2006). По мнению ученых-методистов, литературные способности наиболее заметно проявляются и результативно развиваются в двух взаимосвязанных видах деятельности: чтении и литературном творчестве.
Осуществляя литературно-творческую деятельность в учебных условиях, учащийся приобретает ценный для будущего опыт - духовно быть самим собой, развивает способность выражать себя в слове. В этом смысле литература, точнее литературное творчество - «вторая профессия каждого, коль скоро он непременно будет пользоваться словом - устным, письменным, исполненным, то есть так или иначе интерпретированным» [Кулюткин 1987: с.26].
Школьные занятия литературным творчеством прививают вкус к творческой деятельности как таковой и создают условия для осознания важности умения объективировать свое внутренне разноаспектное содержание с помощью слов, чтобы быть услышанным и понятым. Оканчивая школу, учащийся унесет с собой опыт литературного творчества, в разных предпочтениях выбрав наиболее близкие себе жанры, обогатив свои способности выражения своего духовного мира.
Основные цели литературного творчества учащихся: развитие связной устной и письменной речи, индивидуального языкового стиля школьника, литературно-творческих и читательских способностей (творческого воображения, словесно-образного мышления, художнической наблюдательности и интуиции, способности к сопереживанию и постижению психологии человека, остроты восприятия человека и природы); практическое овладение основными жанрами художественной литературы, публицистики, критики и литературоведения.
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации
Точного и всеобъемлющего определения понятия «сказка» нет до сих пор. Филологи, лингвисты и литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению. Определений этого понятия существует множество.
"Сказка – это повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил” [Ожегов 1986].
"Сказка – это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно художественное прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел” [Кожевников 1988].
Сказка– это произведение, зачастую связанное с народным фольклором или другими формами вымысла излагаемых в устной форме с целью развлечения, в иных случаях сказкой называют произведение, основанное на личной фантазии или идее автора.
В.Я. Пропп дал свое определение сказки в самом общем виде как «рассказ, отличающийся от всех других видов повествования специфичностью своей поэтики» [Пропп 1984: 35]. Кроме того, он, как и Э.В. Померанцева, определяет установку на вымысел в качестве главного жанрообразующего признака сказки.
Еще В.Г. Белинский в свое время акцентировал внимание на признаке вымышленности: сказочник, по его словам, «не только не гонялся за правдоподобием и естественностью, но еще как будто поставлял себе за непременную обязанность умышленно нарушать и искажать их до бессмыслицы» [Белинский 1954: 355]. К.С. Аксаков писал, что вымысел влияет и на содержание сказок, и на изображение места действия в них, и на характеры действующих лиц, и при этом самое характерное — направленность на сознательный вымысел. А.Н. Афанасьев, напротив, утверждал, что сказка — не пустая складка, в ней нет нарочно сочиненной лжи, намеренного уклонения от действительного мира.
Другой крупный исследователь, А.И. Никифоров предложил следующее определение:
«Сказки — это устные
рассказы, бытующие в народе с целью
развлечения, имеющие содержанием
необычные в бытовом смысле события
(фантастические, чудесные или житейские)
и отличающиеся специальным композиционно-
Рассмотрим жанровые особенности сказки. Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному.
Неоспоримо важную роль в систематизации сказок сыграла работа финского ученого А. Аарне «Указатель сказочных типов» [Аарне 1910]. Он построен на материале европейских народов, который подразделен на сказки: о животных; волшебные; легендарные; новеллистические; об одураченном черте; анекдоты.
Важные уточнения в труд А. Аарне внес американский ученый С. Томпсон, создавший в 1928 году «Указатель сказочных сюжетов» [Томпсон 1955—1958]. В результате типология жанров расширилась: сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах; волшебные сказки; легендарные сказки; новеллистические (бытовые) сказки; сказки об одураченном черте; анекдоты; небылицы; кумулятивные сказки; докучные сказки.
Советский фольклорист Н.П. Андреев, переводивший на русский язык указатель Аарне, переработал его, добавив сказки из русского сказочного репертуара. Книга «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне» до сих пор не утратила своего значения. Через полвека появилась работа Л.Г. Барага, И.П. Березовского, К.П. Кабашникова, Н.В. Новикова «Сравнительный указатель сюжетов», посвященная восточнославянским сказкам.
Принципиальное значение имеют исследования В.Я. Проппа, который выделяет шесть групп сказок: волшебные; кумулятивные; о животных, растениях, неживой природе и предметах; бытовые или новеллистические; небылицы; докучные сказки [Пропп 2001].
Близкую, хоть и несколько отличающуюся систематизацию приводит Э.В. Померанцева: о животных; волшебные; авантюрно-новеллистические; бытовые.
Волшебные сказки, отмечает В.Я. Пропп, «выделяются не по признаку волшебности или чудесности,… а по совершенно четкой композиции». В основе волшебной сказки, по мнению целого ряда исследователей, лежит образ инициации как разновидности обряда перехода из одной социальной роли в другую, посвящения [Пропп 2001].
Остановимся на обзоре наиболее подробной классификации, то есть по В.Я. Проппу.
Кумулятивные сказки. Их сюжет строится на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» («Терем мухи»), либо «цепь» («Репка»), либо «последовательный ряд встреч» («Колобок») или же «отсылок» («Петушок подавился»). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции, они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Но по такому же принципу строятся, например, многие дидактические (обучающие) сказки, которые имеют чисто литературное происхождение, а не относятся к народным. В конце концов, и в «Городке в табакерке» В. Одоевского действие построено на последовательности ряда встреч героя [Пропп 2001].