Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа 09.12.12..doc

— 2.64 Мб (Скачать файл)

 

При проведении методики «Сочинение сказки по картине» были получены следующие результаты: Кристина Д., Назар  Т., Алина Б., Снежанна Г., Назар С., Дарья С. так же хорошо справились с заданием, как и в первый раз, показав высокий уровень развития литературно-творческих способностей. Можно отметить, что по сравнению с констатирующим этапом увеличился объем «сказочных» оборотов. В сказках этих детей есть диалоги героев и прямая речь.

Средний уровень развития литературно-творческих способностей был выявлен у 6 учащихся -  Артем П., Олеси И., Коли Р., Лены Р., Ани Ш., Насти П. Объем сказок у этих учащихся сравнительно небольшой, однако сказки выдержаны по композиции. Образы героев традиционны и вполне угадываемые. Язык учащихся соответствует выбранному жанру и в достаточной степени окрашен эмоционально-экспрессивными словами, эпитетами.

Низкий уровень развития литературно-творческих способностей был выявлен у 3 учащихся - Максима П., Натальи М, Сергея А.Они не только не придумали название сказки, но и не развернули сюжет, свои мысли изложили коротко и сухо.

Результаты показали, что состав группы учащихся с высоким  уровнем развития литературно-творческих способностей не изменился (40% учащихся), количество учащихся со средним уровнем развития литературно-творческих способностей изменилось, так как Артем перешел из группы с низким уровнем развития литературно-творческих способностей в среднюю 40% учащихся). В группе с низким уровнем развития литературно-творческих способностей остались Максим П., Наталья М, Сергей  А.(20% учащихся).

В целом, в классе выявлены средние показатели развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.

Методика "Умение составлять сказку»

Учащимся предлагалось составить логически связный  рассказ, на тему "Потерянная волшебная палочка".

Критерии исследования и уровни оценивания методики остались теми же, что и на констатирующем этапе опытно-практической работы

Рассмотрим результаты методики «Умение составлять сказку», проведенной на контрольном этапе (работы детей представлены в Приложении 2.3.).

Таблица №7

Показатели методики «Умение составлять сказку» на контрольном этапе

Критерии

Ф.И. реб

Качество

сюжетосложения

Описание героев

Образность и строй  языка

Средний

балл

1.

Алина Б.

6

6

6

6

2.

Артем П.

3

0

3

2

3.

Аня Ш.

3

6

6

5

4.

Анастасия П.

3

3

3

3

5.

Дарья С.

6

6

3

5

6.

Елена Р.

3

3

0

2

7.

Коля Р.

3

3

3

3

8.

Кристина Д.

3

6

6

5

9.

Максим П.

0

0

0

0

10.

Назар Т.

6

6

6

6

11.

Назар С.

6

6

3

5

12.

Наташа М.

0

0

0

0

13.

Олеся И.

6

6

6

6

14.

Снежана Г.

6

6

6

6

15.

Сергей А.

3

3

3

3

Средний балл

3,8

4

3,6

 

С целью уточнения  полученных данных была проведена методика   результаты которой показали, состав группы учащихся с высоким уровнем  развития литературно-творческих способностей изменился - так, Аня Ш. и Олеся перешли из группы с средним уровнем развития в группу с высоким уровнем развития.

Средний уровень показали 5 учащихся –Артем П., Коля Р., Сергей А., Анастасия П., Елены Р.  По сравнению с констатирующим этапом исследования в их работах стало больше изобразительно-выразительных средств языка.

Работы Максима П., Наташи М., отнесли к низкому уровню развития литературно-творческих способностей.

В целом, в классе выявлены средние показатели развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.

Методика «Сочинение сказки по словам»

Цель: выявить особенности  литературно-творческих способностей младших школьников.

Материал: отдельные слова  – -Баба Яга, лес, ворон, скатерть-самобранка, старичок, месяц

Ход исследования. Испытуемые записывали слова, затем составляли логически связный рассказ-сказку, используя данные слова.

Критерии исследования и уровни оценивания методики остались теми же, что и на констатирующем этапе опытно-практической работы

Результаты проведенной методики «Сочинение сказки по словам» отражены в таблице №8 (работы детей представлены в Приложении 2.4.).

Таблица №8

Показатели методики «Сочинение сказки по словам»

на контрольном этапе

Критерии

Ф.И. реб

Качество

сюжетосложения

Описание героев

Образность и строй  языка

Средний

балл

1.

Алина Б.

6

6

6

6

2.

Артем П.

3

3

3

3

3.

Аня Ш.

3

6

6

5

4.

Анастасия П.

3

3

3

3

5.

Дарья С.

6

6

6

6

6.

Елена Р.

0

0

0

0

7.

Коля Р.

3

3

0

2

8.

Кристина Д.

6

6

6

6

9.

Максим П.

3

3

3

3

10.

Назар Т.

6

6

6

6

11.

Назар С.

6

6

3

5

12.

Наташа М.

3

3

3

3

13.

Олеся И.

6

6

6

6

14.

Снежана Г.

6

6

6

6

15.

Сергей А.

3

3

3

3

Средний балл

4

4

4

 

 

Анализ таблицы позволяет  констатировать, что высокий уровень развития литературно-творческих способностей наблюдается у 8 учащихся ( 53,3 %) – Аня Ш., Кристина Д., Назар Т., Алина Б., Олеси И., Снежанна Г., Назар С., Дарья С. Работы этих учеников большие по объему, в них интересное развитие действия, четко прослеживается  завязка, кульминация и развязка и неожиданностью  концовки. Тексты сказок детей яркие, эмоциональные. Образы героев тщательно проработаны, описана внешность, характер и род занятий. В целом, необходимо отметить богатство фантазии, глубину и проработанность образов в данных работах. Особо следует оценить язык сказок6 в них много сказочных слов и оборотов. Названия сказок интересны и оригинальны.

Средний уровень развития литературно-творческих способностей выявлен у 6 учащихся (40%) - Максима  П., Артема П., Натальи М,  Насти  П., Сергея А., Коля Р. Качественный анализ их работ приводит к выводу о том, что при создании сюжета сказок учащиеся отступали от классических канонов волшебного построения, преодоление препятствия и встреча с героем описаны формально. Названия придуманы неоригинально. Образы героев не отличаются тщательной проработкой. Беден и прост язык этих произведений.

Низкий уровень развития литературно-творческих способностей зафиксирован у Лены Р. ( 6,7 %). Ее работа представляет несвязные между собой предложения. Образы героев совсем не проработаны, стиль изложения косноязычный, не образный.

В целом, в классе выявлены средние показатели развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.

Результаты проведенных  исследований литературно-творческих способностей младших школьников  на контрольном этапе представим в сводной таблице №9

Таблица №9

Показатели развитости литературно-творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе

 

Критерии

 

Ф.И. реб.

«Сочинение сказки по картине»

«Умение составлять сказку»

«Сочинение сказки по словам»

Средний

балл

Уровень

1.

Алина Б.

6

6

6

6

высокий

2.

Артем П.

2

2

3

2.3

средний

3.

Аня Ш.

3

5

5

4,3

средний

4.

Анастасия П.

2

3

3

2,7

средний

5.

Дарья С.

5

5

6

5,3

высокий

6.

Елена Р.

3

2

0

1,7

средний

7.

Коля Р.

3

3

2

2,7

средний

8.

Кристина Д.

5

5

6

5,3

высокий

9.

Максим П.

0

0

3

1

низкий

10.

Назар Т.

6

6

6

6

высокий

11.

Назар С.

5

5

5

5

высокий

12.

Наташа М.

1

0

3

1,3

низкий

13.

Олеся И.

2

6

6

4,7

высокий

14.

Снежана Г.

5

6

6

5,7

высокий

15.

Сергей А.

1

3

3

2,3

средний


 

Результаты показали, что состав группы учащихся с высоким  уровнем развития литературно-творческих способностей изменился,так как Олеся И перешла из группы со средним уровнем (46,7% учащихся), количество учащихся со средним уровнем изменилось, так как Олеся И перешли из группы с средним уровнем развития литературно-творческих способностей в высокую (40% учащихся). В группе с низким уровнем развития литературно-творческих способностей осталис Максим П., Наташа М. (13,3% учащихся).

Рассмотрим подробнее результаты проведенного исследования по критериям, отражающим уровень развития литературно-творческих способностей младших школьников. Для этого составим таблицу № 10

 

 

 

 

 

Таблица №10

Свободная таблица критериев литературно-творческих способностей на контрольном этапе

 

Критерии

Методики

Качество

сюжетосложения

Описание героев

Образность и строй  языка

«Сочинение сказки по картине»

3,6

3,4

2,8

«Умение составлять сказку»

3,8

4

3,6

«Сочинение сказки по словам»

4

4

4

Средний балл

3,8

3,8

3,5


 

По Таблице №10 мы видим, что все исследуемые нами критерии литературно-творческих способностей находятся на одинаково среднем уровне. Самые высокие показатели зафиксированы по критерию качество сюжетосложения. Тексты школьников стали достаточно большими по объему, изложены логично и интересно, содержат оригинальные повороты сюжета.

После того как были получены и проанализированы данные контрольного этапа, мы приступили к сравнению  итогов констатирующего и контрольного этапов. Результаты таковы: динамика развития литературно-творческих способностей учащихся данного класса положительная, что наглядно представлено в диаграмме 1.

Как видно из диаграммы 1, показатели по высокому уровню повысились 16,7 %, показатели по среднему уровню снизились на 6,7 %, показатели по низкому уровню остались прежними.

 

 

 

Диаграмма 1. Динамика развития литературно-творческих способностей младших школьников на констатирующем и контрольном этапах.

 Для выявления динамики развития литературно-творческих способностей каждого ученика целесообразно представить средние количественные показатели по проведенным методикам на констатирующем и контрольном этапах в таблице №11

Таблице №11

Показатели развитости литературно-творческих способностей младших школьников

П/п

Ф.И.

уч-ся

Этапы

Разница в баллах

Констатирующий

Контрольный

1.

Алина Б.

6

6

0

2.

Артем П.

2.3

2.3

0

3.

Аня Ш.

4,3

4,3

0

4.

Анастасия П.

1,7

2,7

0,6

5.

Дарья С.

5

5,3

0,3

6.

Елена Р.

1,7

1,7

0

7.

Коля Р.

1,7

2,7

1

8.

Кристина Д.

5

5,3

0,3

9.

Максим П.

0,6

1

0,4

10.

Назар Т.

6

6

0

11.

Назар С.

5

5

0

12.

Наташа М.

1,3

1,3

0

13.

Олеся И.

3,7

4,7

1

14.

Снежана Г.

5

5,7

0,7

15.

Сергей А.

2

2,3

0,3

Средний балл

3,4

3,7

 

Информация о работе Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников