Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...
При проведении методики «Сочинение сказки по картине» были получены следующие результаты: Кристина Д., Назар Т., Алина Б., Снежанна Г., Назар С., Дарья С. так же хорошо справились с заданием, как и в первый раз, показав высокий уровень развития литературно-творческих способностей. Можно отметить, что по сравнению с констатирующим этапом увеличился объем «сказочных» оборотов. В сказках этих детей есть диалоги героев и прямая речь.
Средний уровень развития литературно-творческих способностей был выявлен у 6 учащихся - Артем П., Олеси И., Коли Р., Лены Р., Ани Ш., Насти П. Объем сказок у этих учащихся сравнительно небольшой, однако сказки выдержаны по композиции. Образы героев традиционны и вполне угадываемые. Язык учащихся соответствует выбранному жанру и в достаточной степени окрашен эмоционально-экспрессивными словами, эпитетами.
Низкий уровень развития литературно-творческих способностей был выявлен у 3 учащихся - Максима П., Натальи М, Сергея А.Они не только не придумали название сказки, но и не развернули сюжет, свои мысли изложили коротко и сухо.
Результаты показали, что состав группы учащихся с высоким уровнем развития литературно-творческих способностей не изменился (40% учащихся), количество учащихся со средним уровнем развития литературно-творческих способностей изменилось, так как Артем перешел из группы с низким уровнем развития литературно-творческих способностей в среднюю 40% учащихся). В группе с низким уровнем развития литературно-творческих способностей остались Максим П., Наталья М, Сергей А.(20% учащихся).
В целом, в классе выявлены средние показатели развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.
Методика "Умение составлять сказку»
Учащимся предлагалось составить логически связный рассказ, на тему "Потерянная волшебная палочка".
Критерии исследования и уровни оценивания методики остались теми же, что и на констатирующем этапе опытно-практической работы
Рассмотрим результаты методики «Умение составлять сказку», проведенной на контрольном этапе (работы детей представлены в Приложении 2.3.).
Таблица №7
Показатели методики «Умение составлять сказку» на контрольном этапе
№ |
Критерии Ф.И. реб |
Качество сюжетосложения |
Описание героев |
Образность и строй языка |
Средний балл |
1. |
Алина Б. |
6 |
6 |
6 |
6 |
2. |
Артем П. |
3 |
0 |
3 |
2 |
3. |
Аня Ш. |
3 |
6 |
6 |
5 |
4. |
Анастасия П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5. |
Дарья С. |
6 |
6 |
3 |
5 |
6. |
Елена Р. |
3 |
3 |
0 |
2 |
7. |
Коля Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
8. |
Кристина Д. |
3 |
6 |
6 |
5 |
9. |
Максим П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
10. |
Назар Т. |
6 |
6 |
6 |
6 |
11. |
Назар С. |
6 |
6 |
3 |
5 |
12. |
Наташа М. |
0 |
0 |
0 |
0 |
13. |
Олеся И. |
6 |
6 |
6 |
6 |
14. |
Снежана Г. |
6 |
6 |
6 |
6 |
15. |
Сергей А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Средний балл |
3,8 |
4 |
3,6 |
С целью уточнения полученных данных была проведена методика результаты которой показали, состав группы учащихся с высоким уровнем развития литературно-творческих способностей изменился - так, Аня Ш. и Олеся перешли из группы с средним уровнем развития в группу с высоким уровнем развития.
Средний уровень показали 5 учащихся –Артем П., Коля Р., Сергей А., Анастасия П., Елены Р. По сравнению с констатирующим этапом исследования в их работах стало больше изобразительно-выразительных средств языка.
Работы Максима П., Наташи М., отнесли к низкому уровню развития литературно-творческих способностей.
В целом, в классе выявлены средние показатели развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.
Методика «Сочинение сказки по словам»
Цель: выявить особенности литературно-творческих способностей младших школьников.
Материал: отдельные слова – -Баба Яга, лес, ворон, скатерть-самобранка, старичок, месяц
Ход исследования. Испытуемые записывали слова, затем составляли логически связный рассказ-сказку, используя данные слова.
Критерии исследования и уровни оценивания методики остались теми же, что и на констатирующем этапе опытно-практической работы
Результаты проведенной методики «Сочинение сказки по словам» отражены в таблице №8 (работы детей представлены в Приложении 2.4.).
Таблица №8
Показатели методики «Сочинение сказки по словам»
на контрольном этапе
№ |
Критерии Ф.И. реб |
Качество сюжетосложения |
Описание героев |
Образность и строй языка |
Средний балл |
1. |
Алина Б. |
6 |
6 |
6 |
6 |
2. |
Артем П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3. |
Аня Ш. |
3 |
6 |
6 |
5 |
4. |
Анастасия П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5. |
Дарья С. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6. |
Елена Р. |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. |
Коля Р. |
3 |
3 |
0 |
2 |
8. |
Кристина Д. |
6 |
6 |
6 |
6 |
9. |
Максим П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
10. |
Назар Т. |
6 |
6 |
6 |
6 |
11. |
Назар С. |
6 |
6 |
3 |
5 |
12. |
Наташа М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
13. |
Олеся И. |
6 |
6 |
6 |
6 |
14. |
Снежана Г. |
6 |
6 |
6 |
6 |
15. |
Сергей А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Средний балл |
4 |
4 |
4 |
Анализ таблицы позволяет констатировать, что высокий уровень развития литературно-творческих способностей наблюдается у 8 учащихся ( 53,3 %) – Аня Ш., Кристина Д., Назар Т., Алина Б., Олеси И., Снежанна Г., Назар С., Дарья С. Работы этих учеников большие по объему, в них интересное развитие действия, четко прослеживается завязка, кульминация и развязка и неожиданностью концовки. Тексты сказок детей яркие, эмоциональные. Образы героев тщательно проработаны, описана внешность, характер и род занятий. В целом, необходимо отметить богатство фантазии, глубину и проработанность образов в данных работах. Особо следует оценить язык сказок6 в них много сказочных слов и оборотов. Названия сказок интересны и оригинальны.
Средний уровень развития литературно-творческих способностей выявлен у 6 учащихся (40%) - Максима П., Артема П., Натальи М, Насти П., Сергея А., Коля Р. Качественный анализ их работ приводит к выводу о том, что при создании сюжета сказок учащиеся отступали от классических канонов волшебного построения, преодоление препятствия и встреча с героем описаны формально. Названия придуманы неоригинально. Образы героев не отличаются тщательной проработкой. Беден и прост язык этих произведений.
Низкий уровень развития литературно-творческих способностей зафиксирован у Лены Р. ( 6,7 %). Ее работа представляет несвязные между собой предложения. Образы героев совсем не проработаны, стиль изложения косноязычный, не образный.
В целом, в классе выявлены средние показатели развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.
Результаты проведенных исследований литературно-творческих способностей младших школьников на контрольном этапе представим в сводной таблице №9
Таблица №9
Показатели развитости литературно-творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе
№ |
Критерии
Ф.И. реб. |
«Сочинение сказки по картине» |
«Умение составлять сказку» |
«Сочинение сказки по словам» |
Средний балл |
Уровень |
1. |
Алина Б. |
6 |
6 |
6 |
6 |
высокий |
2. |
Артем П. |
2 |
2 |
3 |
2.3 |
средний |
3. |
Аня Ш. |
3 |
5 |
5 |
4,3 |
средний |
4. |
Анастасия П. |
2 |
3 |
3 |
2,7 |
средний |
5. |
Дарья С. |
5 |
5 |
6 |
5,3 |
высокий |
6. |
Елена Р. |
3 |
2 |
0 |
1,7 |
средний |
7. |
Коля Р. |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
средний |
8. |
Кристина Д. |
5 |
5 |
6 |
5,3 |
высокий |
9. |
Максим П. |
0 |
0 |
3 |
1 |
низкий |
10. |
Назар Т. |
6 |
6 |
6 |
6 |
высокий |
11. |
Назар С. |
5 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
12. |
Наташа М. |
1 |
0 |
3 |
1,3 |
низкий |
13. |
Олеся И. |
2 |
6 |
6 |
4,7 |
высокий |
14. |
Снежана Г. |
5 |
6 |
6 |
5,7 |
высокий |
15. |
Сергей А. |
1 |
3 |
3 |
2,3 |
средний |
Результаты показали, что состав группы учащихся с высоким уровнем развития литературно-творческих способностей изменился,так как Олеся И перешла из группы со средним уровнем (46,7% учащихся), количество учащихся со средним уровнем изменилось, так как Олеся И перешли из группы с средним уровнем развития литературно-творческих способностей в высокую (40% учащихся). В группе с низким уровнем развития литературно-творческих способностей осталис Максим П., Наташа М. (13,3% учащихся).
Рассмотрим подробнее результаты проведенного исследования по критериям, отражающим уровень развития литературно-творческих способностей младших школьников. Для этого составим таблицу № 10
Таблица №10
Свободная таблица критериев литературно-
Критерии Методики |
Качество сюжетосложения |
Описание героев |
Образность и строй языка |
«Сочинение сказки по картине» |
3,6 |
3,4 |
2,8 |
«Умение составлять сказку» |
3,8 |
4 |
3,6 |
«Сочинение сказки по словам» |
4 |
4 |
4 |
Средний балл |
3,8 |
3,8 |
3,5 |
По Таблице №10 мы видим, что все исследуемые нами критерии литературно-творческих способностей находятся на одинаково среднем уровне. Самые высокие показатели зафиксированы по критерию качество сюжетосложения. Тексты школьников стали достаточно большими по объему, изложены логично и интересно, содержат оригинальные повороты сюжета.
После того как были получены и проанализированы данные контрольного этапа, мы приступили к сравнению итогов констатирующего и контрольного этапов. Результаты таковы: динамика развития литературно-творческих способностей учащихся данного класса положительная, что наглядно представлено в диаграмме 1.
Как видно из диаграммы 1, показатели по высокому уровню повысились 16,7 %, показатели по среднему уровню снизились на 6,7 %, показатели по низкому уровню остались прежними.
Диаграмма 1. Динамика развития литературно-творческих способностей младших школьников на констатирующем и контрольном этапах.
Для выявления динамики развития литературно-творческих способностей каждого ученика целесообразно представить средние количественные показатели по проведенным методикам на констатирующем и контрольном этапах в таблице №11
Таблице №11
Показатели развитости литературно-творческих способностей младших школьников
№ П/п |
Ф.И. уч-ся |
Этапы |
Разница в баллах | |
Констатирующий |
Контрольный | |||
1. |
Алина Б. |
6 |
6 |
0 |
2. |
Артем П. |
2.3 |
2.3 |
0 |
3. |
Аня Ш. |
4,3 |
4,3 |
0 |
4. |
Анастасия П. |
1,7 |
2,7 |
0,6 |
5. |
Дарья С. |
5 |
5,3 |
0,3 |
6. |
Елена Р. |
1,7 |
1,7 |
0 |
7. |
Коля Р. |
1,7 |
2,7 |
1 |
8. |
Кристина Д. |
5 |
5,3 |
0,3 |
9. |
Максим П. |
0,6 |
1 |
0,4 |
10. |
Назар Т. |
6 |
6 |
0 |
11. |
Назар С. |
5 |
5 |
0 |
12. |
Наташа М. |
1,3 |
1,3 |
0 |
13. |
Олеся И. |
3,7 |
4,7 |
1 |
14. |
Снежана Г. |
5 |
5,7 |
0,7 |
15. |
Сергей А. |
2 |
2,3 |
0,3 |
Средний балл |
3,4 |
3,7 |