Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...
Для наглядности и детального анализа динамики развития литературно-творческих способностей младших школьников составим график, отражающий показатели всей опытно-экспериментальной работы.
Из таблицы №11 и графика мы видим, что произошел количественный и качественный рост в развитии литературно-творческих способностей учащихся 4-го класса. Даже те дети, кто остался на низком уровне (Максим П.) улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты диагностических методик. Можно отметить качественный рост у отдельных учащихся. Алина Б., Назар Т.. Назар С. демонстрировали стабильно высокие результаты. Олеси И. Удалось повысить уровень развития литературно-творческих способностей с среднего до высокого уровня. Максим П. хоть и остался на низком уровне, но улучшил свои качественные показатели.
Сравним показатели по критериям литературно-творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах. Для этого составим таблицу №12
Таблица№12
Сводная таблица по критериям литературно-творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах
Критерии |
Этапы |
Разница в баллах | |
Констатирующий |
Контрольный | ||
Качество сюжетосложения |
3,3 |
3,8 |
0,4 |
Описание героев |
3,6 |
3,8 |
0,2 |
Образность и строй языка |
3.2 |
3,5 |
0,3 |
Как видим, показатели критериев литературно-творческих способностей учащихся данного класса после проведения формирующей работы остались в пределах среднего уровня, однако положительная динамика на лицо: каждый из критериев удалось повысить, что подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.
Заключение
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:
Литературно-творческие способности - это умение воплощать в слове впечатления от окружающей действительности при развитом творческом воображении и фантазии.
Показателями литературно-
- потребность выразить
чувство, представление, мысль
в слове и добиться
- потребность образной
конкретизации слова,
- эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи, интонации и стилям речи, которая проявляется в игре словом, цепкости памяти на слово и фразу, способности по отдельному выражению «угадать» собеседника;
- целостное отношение к литературному произведению, улавливание между частями текста.
Структурными компонентами литературно-творческих способностей исследователи считают: впечатлительность; поэтическую зоркость; хорошую память; способность к созданию новых образов; легкость возникновения состояния сопереживания; богатство словесных ассоциаций.
Сказка – это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно художественное прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Исследователи выделяют следующие виды сказок: волшебные; кумулятивные; о животных, растениях, неживой природе и предметах; бытовые или новеллистические; небылицы; докучные сказки.
В настоящее время в методической литературе накоплен богатейший опыт по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников. Существует множество методик, которые позволяют пополнить словарный запас учащихся, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию.
Среди основных форм работы над сказкой называют: сочинение сказок, чтение по ролям, инсценировка, прогнозирование сюжета, различные виды пересказа и др.
Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.
Нами была проведена опытно-практическая работа, по развитию литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
На первом этапе практической работы проводился констатирующий эксперимент, который заключался в диагностике детей. Были установлены критерии диагностирования и определены уровни анализа диагностики. По окончании диагностирования показатели методик были обработаны и проанализированы.
На втором этапе проводился формирующий эксперимент. Детям на уроках литературного чтения предлагалось выполнять творческие задания в процессе работы над сказкой.
Третий этап заключался в проведении контрольного замера. Детям были предложены диагностические методики, которые оценивались по тем же критериям что и на констатирующем этапе эксперимента. Полученные данные были проанализированы. По окончании работы был проведен сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного экспериментов.
В начале исследования, на констатирующем этапе, был определён исходный уровнь развитости литературно-творческих способностей.
С этой целью использовались следующие методики: В.П.Ягунковой "Сочинение сказки по картине», «Умение составлять сказку», «Сочинение сказки по словам».
В качестве критериев развития литературно-творческих способностей были взяты следующие параметры: качество сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.
Исходя из представленных критериев, нами были выделены уровни развития литературно-творческих способностей младших школьников:
- высокий уровень:
если при сочинении текстов,
разных по жанру, учащиеся
- средний уровень: если при сочинении текстов, учащиеся придумывают простое не оригинальные названия; текст небольшой по объему, могут быть отступления от его структуры, он не отличается интересным, ярким, оригинальным сюжетом, логика изложения может быть частично нарушена; образы героев проработаны поверхностно и не всегда соответствует выбранному жанру; язык произведения небогатый, достаточно сухой, характеризуется использованием простых или однотипных синтаксических конструкций;
- низкий уровень: в тексте нет названия, сюжет не проработан, нет развития действия и нарушена структура и логика построения текста, объем текста составляет не более 5 – 6 предложений и не отличается интересным сюжетам и оригинальностью; герои обозначены, но не ни оной детали их характеризующей; язык произведения бедный, в нем нет изобразительно выразительных средств.
В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что необходимо проводить работу по развитию и дальнейшему совершенствованию литературно-творческих способностей учащихся данного класса, особенно по показателям образность и строй языка и сюжетосложение. Учащимся достаточно сложно прорабатывать содержание сюжета. Необходимо также работать и над увеличением объема создаваемых школьниками произведений, учить излагать мысли ясно и логично. Особое внимание следует уделить Максиму П., Наталье М.
В ходе формирующего этапа работы нами были проведены уроки литературного чтения, на которых были использованы творческие задания, направленные на развитие литературно-творческих способностей младших школьников, например обогащение текста сказки эпитетам, сравнениям, метафорам, а затем использование их при сочинении своих мини-произведений;, подбор пословиц и поговорок к сказке; описание сказочного героя или сказочного предмета; игра « Как проехать к замку?»; словесное рисование пейзажных иллюстраций к сказке или сказочных героев и другие.
После проведения контрольного этапа практической работы можно сделать следующие выводы.
Произошел количественный и качественный рост в развитии литературно-творческих способностей учащихся 4-го класса. Можно отметить качественный рост у отдельных учащихся. Олеси И. Удалось повысить уровень развития литературно-творческих способностей с среднего до высокого уровня. Максим П. хоть и остался на низком уровне, но улучшил свои качественные показатели.
Показатели критериев литературно-творческих способностей учащихся данного класса после проведения формирующей работы остались в пределах среднего уровня, однако положительная динамика на лицо: каждый из критериев удалось повысить в среднем на 0,2 - 0,4 балла.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, полностью подтвердилась.
Литература
Аксенова Э.А., Скаткин М.Н. Как учить творчеству // Педагогика. – 2004. –№8. – С. 80-86.
Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., 2000
Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. - М.: Просвещение, 1986.
Бибко Н.С. Сказка приходит на урок.- М.: Просвещение, 1996.
Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс До и После – 2006.- №4.
Богословский Л.С. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М: Просвещение, 1981.
Брякова В.И. Развитие творческих возможностей младших школьников // Начальная школа. – 1999. – №5. – С. 14-16.
Ведерникова Н.М. Эпитет в волшебной сказке – М.: МГУ, 1990. – С. 120-133.
Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание.- М., 1982.
Винокурова Н.К. Литературные интересы и способности // Педагогика. – 2000. – №5. – С. 97-105.
Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). — СПб: ГП «Иматон», 1996.
Головин С.Ю. Словарь психолога практика. - Минск., 2005.
Гоноболин Ф.Н. Психология. - М: Просвещение, 1973.
Давыдов В.В. Психологический словарь. – М., Педагогика, 1983.
Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 1997.
Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. – 2005.-№ 5.
Дубенюк Н.М. Большая психологическая энциклопедия. - М., 2007.
Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.: Просвещение, 1985.
Кожевников В.М.Литературный энциклопедический словарь. – М., 1988
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. - Л., 1987.
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. – М., 2000.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1965.
Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Просвещение, 1978.
Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, 1995.
Немов Р.С. Психология: в 3 кн. - М., 2001, кн. 3. с. 374.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.
Никольский В.А. Методика преподавания литературы в школе. – М., 1971
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.
Осборн А. Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления. – М., 1953.
Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология - М: Высшая школа, 1977.
Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М., 1987.
Пропп В.Я. Абсолютное собрание трудов. Сказка. Эпос. Песня. – М., 2001.
Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М.: Прогресс, 1998. – 71 с.
Розенберг Л.А. Развитие творческих сил литературными способностями младших школьников // Начальная школа. – 1995. – №2. – С. 25-28.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1989.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2х томах. Том 1. – М., 2006.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
Собкин В.С., Кругник Е.П. Литература в художественном творческом развитии школьника // Роль искусства в развитии способностей школьников. – М., 1995. – С. 20-43.
Сопельняк А.Г. Не хотите ли сочинить сказку // Семья и школа. – 1993. – №7. – С. 8-9.
Чернева О.В. Развитие творческих
способностей младших школьников через