Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой по решению ее проблем?
Объект исследования: становление и развитие социально-педагогической работы с семьей.
Предмет исследования: содержание и особенности социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой в современных условиях по решению семейных проблем.
Задачи исследования:
1. Провести исторический анализ развития и становления семейной политики с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой.
2.Определить содержание и принципы, выявить основные формы и методы социально-педагогической работы с семьей в России и странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………. …………... 3
Глава 1. Социально-педагогическая работа с семьёй в России и странах с развитой рыночной экономикой как педагогическая проблема…………… …………………………….. 7
1.1. История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй ………………………………………………………………………… 7
1.2. Современная семья как объект и субъект социально-педагогической работы….. …………………………………………………………………… 14
1. 3. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия современной России………………………………………………. . 27
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-педагогической рАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В РОССИИ и СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ.
2.1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России……………………………………………………………………………... ..30
2.2. Содержание и основные принципы социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой…………………………………….. 36
2.3. Сравнительный анализ содержания социальной работы с семьёй в странах с развитой рыночной экономикой и России………………………… 51 Заключение……………………………………………………………….. 63
Библиография…………………………………………………………….. 65

Вложенные файлы: 1 файл

2013 Социальная работа с семьей в России и зарубежом.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная функция имеет своей целью - установить контакт с нуждающимися, организовать обмен информацией, разработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Коммуникация социального работника и клиента – процесс многоступенчатый, он имеет несколько фаз:

-докоммуникативную, когда  необходимо подготовиться к беседе, собрать требуемые материалы, представить ход ведения разговора;

-коммуникативную, когда  идет сбор информации и ее  анализ;

-посткоммуникативную,  в процессе которой проблема  клиента через социального работника движется вверх по спирали и находит свое решение в государственных органах.

В ходе реализации  рабочих  функций  социальный педагог может выполнять разнообразные профессиональные роли.

Рассмотрим основные профессиональные роли социального  работника в его деятельности по оказанию разнообразных услуг семье в США.

«Oпределитель клиента» (Outreach worker) - социальный работник, который устанавливает людей, семьи, испытывающие трудности (находящиеся в кризисной ситуации) или находящиеся в состоянии риска). Следующая задача этого работника – обнаружить, выявить те условия окружения, которые создают проблемы.

Брокер (Broker) - социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полезны. Цель –дать возможность людям использовать систему социальных служб и связывать эти службы.

Посредник - «буффер» (mediation) - социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группам с тем, чтобы помочь людям разрешить проблемы.

Адвокат, защитник (advocate) –социальный работник, который борется за права людей, их семей, нуждающихся в этой помощи. Это включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, семьям, общностям, борьбу за изменение в законах или действующей практике с позиции целого класса людей или сегмента общества.

Оцениватель (evaluator) –социальный работник, который собирает информацию, оценивает проблемы людей, семей, помогает принять решение для действия.

Мобилизатор (mobilier) –социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, энергизирует, организует действия уже существующих или (после того как собирает ) новых групп для решения проблемы. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

Учитель (teacher)–социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

Корректор поведения (behavior change) –социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей, их семей, групп.

Консультант (consultant)-социальный работник, который работает с другими работниками или агентствами, чтобы помочь им улучшить из умения в решении проблем клиента.

Менеджер информации (data manager)-социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные, полученные от среды социального благосостояния.

Администратор (administration) - социальный работник, который обеспечивает конкретную постоянную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо в сообществе (на месте).[21]

Западные ученые отмечают, что, осуществляя  какую-либо обязанность, социальный педагог может использовать одну или несколько ролей, и в процессе выполнения роли он реализует несколько функций.

Непосредственно процесс  посредничества (вмешательства) при  работе с семьей включает в себя несколько основных этапов:

1.Определение проблемы  и установление контакта.

На этой стадии семья  постепенно вовлекается в обсуждение проблемы, анализ ее субъективной и объективной представленности. Члены семьи знакомятся с социальным работником и социальным агентством, их возможностями и условиями. Первоначальный контакт должен быть конструктивным. Важнейшим условием для этого являются профессиональные установки социального работника, в частности, такие как ценности и достоинства человека и его право на самоопределение. Внимание должно фокусироваться на проблеме не в том виде, как она воспринимается социальным работником, а в том, как она ощущается клиентом «здесь –и –сейчас».

2. Сбор и оценка  данных, сведений.

Одно из требований в  процессе организации социальной работы с семьей состоит в необходимости вести строгую документацию, которая должна собирать информацию, анализировать ее и интерпретировать. Социальному работнику необходимо иметь багаж- банк «социальной информации», чтобы точнее поставить «социальный диагноз» и выбрать эффективное «лечение».

Ф.Лоуэнберг условно  разделил процесс диагностики на три фазы:

-сбор и изучение информации;

-ее анализ и интерпретация;

-принятие решений  о дальнейших действиях.[21]

Сбор и изучение информации традиционно осуществляется при  составлении социальной истории  семьи. Это один из методов сбора  информации о семье, применяемый  только в сфере социальной работы. Изучение истории семей яснее позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и реализацию жизненных сил человека. Семья как один из институтов социализации обладает богатым спектром жизненных ресурсов, которые затем в дальнейшем и обусловливают различия в образе жизни и реализации индивидуальной и социальной субъектности человека. Такой метод, как « история семей», позволяет выделить механизмы трансляции любых компонентов процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т. д.). Данный метод включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: фиксация информации о личности клиента (анкетные данные, адрес и т. д.); сбор сведений о членах семьи (их возраст, образование, место учебы или работы, круг ближайшего общения личности и семьи); сообщение клиентом данных по волнующей его проблеме, о своей потребности (времени возникновения, обстоятельствах, способах решениях, предлагаемых им самим); изучение представления последнего о возможной помощи извне, планах на будущее, обстановке в семье, способностях и возможностях, мотивах поведения, ожиданиях в связи с разрешением проблемной ситуации.

Источником информации о связях между поколениями является также генограмма - семейная карта с родственными связями, на которой может быть отражена вся история семьи, причем карта может быть организована таким образом, что по ней нетрудно проследить все основные события в жизни семьи. Генограмма создается и расширяется методом опроса, который отражает систему убеждений и взглядов разных поколений, принципы жизни и взгляды семьи на окружающий мир.

После того, как из общения  с семьей и ее социальным окружением, из личных наблюдений социального работника  вскрылся фактический материал для  организации социального вмешательства, информация должна быть упорядочена. Важно установить причинно-следственные связи, выявить наиболее существенные параметры проблемной ситуации.

Третья фаза заключается  в совместном с клиентом определении  целей и стратегий дальнейших действий, необходимых для решения проблемы. Социальный работник предлагает клиенту свое понимание трудностей и возможные варианты совместных действий, но право окончательного выбора остается за клиентом (за исключением, когда социальный работник реализует полномочия социального контроля).

3.Планирование и  заключение контракта.

Планирование социального вмешательства - это способ определения операциональных  задач, характера и последовательности действий. Важно сориентировать процесс  планирования  таким образом, чтобы он приобрел развивающий и обучающий характер, помог раскрыть внутренний потенциал семьи. Результатом эффективного планирования является структурно оформленная и поддающаяся пошаговому контролю стратегия социального вмешательства. Этап завершается заключением контракта между социальным агентством и клиентом.

4. Установление альтернативных вариантов вмешательства и выбор необходимых направлений деятельности.

Социальное вмешательство  в семейную систему представляет собой систему действий, направленную на стимулирование изменений в семейной структуре или внешних по отношению к ней социальных системах в рамках определенных в процессе работы с конкретной семьей целей. Социальный работник при этом может действовать  в нескольких направлениях и, прежде всего, в направлении мобилизации внутренних ресурсов самой семьи. В этом случае социальный работник выступает в качестве практического психолога или социального воспитателя. В большинстве случаев, однако, необходимо решать, прежде всего, элементарные социальные и бытовые проблемы, препятствующие полноценному семейному функционированию. В этом случае социальному работнику необходимо привлечение внешних источников и ресурсов социальной  помощи, таких как организация социальных программ, превентивное вмешательство, оказание материальной помощи и т.д.

5.Этап итоговой  оценки и завершение процесса.

На этом этапе происходит оценка степени эффективности совместной деятельности.

В процессе взаимодействия с семьей важным является соблюдение социальным педагогом ряда определенных принципов. Принципы - это те основные требования, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам социально-педагогической работы с семьей. Они включают в себя:

-«принцип гуманизма», в основе которого лежит идея  способности человека и общества изменяться. Семья представляет собой структуру динамичную и подвижную, которая способна развиваться и меняться под влиянием социально-экономических условий, жизненного опыта.

-«Принцип объективности», который понимается как минимум  в двух значениях. В широком смысле – это изучение закономерностей, которые заложены в объекте, вне зависимости от субъективного к нему отношения; в узком смысле - восприятие ситуации каждой семьи вне собственных иллюзий и предубеждений, не абсолютизируя собственный семейный опыт.

-«Принцип системности». Поскольку семья – органическое  единство, составляющее сложную  систему структурных элементов  и функциональных взаимодействий, все ее элементы взаимосвязаны  между собой. Воздействие на  какой-либо элемент вызывает эффект в системе в целом и в других элементах.

-«Принцип фамилиоцентризма»  требует, чтобы при социальной  поддержке интересы семьи всегда  стояли на первом месте, имея  приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы.

-«Принцип толерантности» состоит в профессиональной сдержанности и отсутствии осуждения к расовым, национальным, религиозным, личностным и поведенческим особенностям, отклоняющимся от обычного стереотипа, от «нормы».

-«Принцип позитивного  образа семьи», в основе которого  лежит понимание института семьи как естественной среды для формирования личности. [21,28]

Эти принципы способствуют формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи  в решении собственных проблем.

В последние годы в  нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике.

В условиях патерналистской  системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. "Проводимая в последнее время интенсивная  ликвидация государственного попечения, во всяком случае, в рамках широко провозглашаемой либеральной идеологии, — отмечает Н.М. Римашевская; — приходит в противоречие с менталитетом основной части общества, их привычными представлениями, стереотипами поведения и усвоенными населением в течение многих десятилетий ценностями.

На смену идеологии  всеобщего покровительства "сверху" приходит либеральная идеология  суверенитета семьи и личности "снизу". Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах  массовой информации, в законодательных  актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности".

Развивая новую концепцию  семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения  семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время "семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием нашей страны, находилась и находится в состоянии объекта». Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную роль.

Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание таких принципов организации жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности. Так, на первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса. Проблема социальной адаптации 
(психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно как проблема самой семьи, как процесс только ее приспособления к происходящим негативным переменам. "Как ни парадоксально это звучит, — отмечает А.И.Антонов, — но ... семья вынуждена "подстраиваться под нужды политиков".

Негативное воздействие  дезадаптации на жизнедеятельность  семей, их крайне бедственное положение  усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью.

Информация о работе Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом