Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
Проанализировать и выявить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации
к дошкольному учреждению……………………………………………………5
Понятие и виды адаптации……………………………………………….5
1.2. Развитие личности ребенка раннего возраста…………………………….10
1.3 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению ……………………………………14
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения………………………………………………..……..20
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы………..………………….20
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………....39
Список литературы……………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

АДАПТАЦИЯ курсовая работа Светланы Щитовой 2013.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
  2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Медицина, 1972. – 263 с.
  3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.- т.2. / Б.Г. Ананьев. - М.:Просвещение, 1980. - 280 с
  4. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987.— 144с.
  5. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 342 с.
  6. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
  7. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2002. – 414 с.
  8. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.
  9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
  10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1999. – 536 с.
  11. Вундт, В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты / В. Вундт – Л., 1980. – Вып.55. – Т.3. – 216 с.
  12. Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
  13. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
  14. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004. – 275 с.
  15. Ершов, А.А. Взгляд психолога на активность человека / А.А. Ершов. - М.: Луч, 1991. - 159 с.
  16. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
  17. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
  18. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
  19. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. // Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4. – С.14-16.
  20. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
  21. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С.34-37.
  22. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк. – М.: генезис, 2000. – 123с.
  23. Милославова, И.А. Социальная адаптация: анализ понятия / И.А. Милославова. - Л., 1975. с. 143.
  24. Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. - №3. – С.16-18.
  25. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Е.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.
  26. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. – М., 1998. – 342с.
  27. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
  28. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.
  29. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ: Серия экономики, философии, психологии, права. – СПб, 1995. № 3. с. 75.
  30. Самарина, Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду/ Л.В. Самарина, В.А. Холопова. - СПб., 2003. – 221с.
  31. Середа, Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса / Т.В. Середа: дис…канд. психол. наук. – Л., 1987. – 295 с.
  32. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.
  33. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание / С. Теплюк. – 2006. – №4. – С.46-51.
  34. Чирков, Ю.Т. Стресс без стресса / Ю.Т. Чирков - М.: ФиС, 1988 - 176 с.

 

 

 

 

Приложение 1

 

Сведения о ребенке

 

  1. Имя и фамилия ребенка.
  2. Как вы называете ребенка дома?
  3. Во что ребенок любит играть дома?
  4. Любимые игрушки вашего ребенка?
  5. Охотно ли ваш ребенок играет с другими детьми?
  6. Как вы отмечаете семейные праздники, какое участие в них принимает ребенок?
  7. Любит ли ваш ребенок помогать вам? Что вы можете ему доверить?
  8. Есть ли у вашего ребенка способности, в чем это проявляется?
  9. Что преобладает в вашем ребенке: жизнерадостность, оптимизм, согласие с окружающим, уверенность в себе или плаксивость, раздражительность?
  10. Как он относится к еде? Его любимая пища?

 

Приложение 2

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ РЕБЕНКА

ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ.

ИМЯ:

Дата рождения:

Когда поступил в детский  сад:

Любимые игры:

Любимые игрушки:

Радуется, когда:

Боится, когда:

Поведение:

Почти всегда бывает послушным

В равной мере бывает послушным  и непослушным

Чаще бывает непослушным.

Аппетит:

Ест хорошо, быстро, с аппетитом

Иногда ест хорошо, иногда плохо

Ест плохо, без аппетита.

Сон:

Быстро засыпает

Долго лежит в постели, не засыпая.

Агрессивность:

Часто обижает других детей, дерется

Иногда бывает агрессивным

Спокойный, совсем не дерется.

Обидчивость:

Обидчивый

Совсем не обидчивый.

Самостоятельность:

Сам одевается и раздевается

Делает что-то одно

Просит, чтобы ему помогли

Не хочет сам одеваться  и раздеваться.

Настроение:

Радуется, смеется, не плачет

Часто смеется и часто  плачет

Плаксивый, часто испытывает недовольство.

 

Приложение 3

 

Анкета для родителей

 

  1. Состав семьи.
  2. Ф.И.О. матери, место работы, телефон.
  3. Ф.И.О. отца, место работы, телефон.
  4. Ф.И.О. ребенка, дата рождения.
  5. Ознакомлены ли вы с условиями воспитания в детском учреждении:

А) где;

Б) когда;

В) кто ознакомил;

Г) в какой форме.

  1. Знаете ли вы, как проходит адаптация детей к детскому учреждению?
  2. Из каких источников и когда вы об этом узнали?
  3. Готовили ли вы ребенка к поступлению в детский сад? В какой форме?
  4. Кто в основном занимался воспитанием ребенка?
  5. Посещал ли ребенок раньше детский сад?
  6. По какой причине вы отдаете ребенка в дошкольное учреждение?
  7. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?
  8. Есть ли у ребенка привычки? Какие?
  9. Охотно ли вступает в общение?

 

Приложение 4

Памятка для родителей.

 

Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь»
  • Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
  • Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему ребенку!!!

Приложение 5

Анкета для родителей.

Ф.И.О.

Дата заполнения:

Уважаемые родители! Появились ли у вашего ребенка в период адаптации к детскому саду следующие признаки и наблюдались ли они более 6 месяцев. Принимается только ответ «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов).

Спасибо

Признаки.

Баллы.

Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается.

 

С трудом остается на стуле при  выполнении каких-либо занятий.

 

Легко отвлекается на посторонние  стимулы.

 

С трудом ожидает очереди для вступления в игру.

 

Отвечает на вопросы не подумав  и раньше, чем вопрос будет закончен.

 

С трудом исполняет инструкции других.

 

С трудом удерживает внимание при  выполнении заданий или в игровых  ситуациях.

 

Часто переключается с одного незаконченного дела на другое.

 

Во время игр беспокоен.

 

Часто чрезмерно разговорчив.

 

В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто  является «мишенью».

 

Часто кажется, что не слышит, что  сказано ему или ей.

 

Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома (игрушек, карандаши, книги и др.).

 

Игнорирует физическую опасность  и возможные последствия (например, бежит по улице "«без оглядки»).

 
 

Общее число баллов.

 

                                                                                                          Приложение 6

Модель организации  адаптационного периода через режимные процессы. Использование гибкого  режима в организации адаптационного периода.

Утро

Утренний прием.

Зарядка.

Игры с элементами фольклора.

Развивающие игры.

Формирование культурно – гигиенических  навыков (прием пищи, одевание, гигиенические  процедуры.

Завтрак.

Игры – занятия, игры – упражнения в группе.

Игровые ситуации, общение.

Подготовка к прогулке.

Прогулка.

Игры с элементами фольклора.

Игры: сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные, развивающие.

Игры с водой и песком.

Наблюдения, развлечения, беседы.

Опыт и эксперименты.

Закаливание: воздушные, солнечные  ванны.

Формирование культурно – гигиенических  навыков.

 

После сна.

Разминка после сна. Закаливающие процедуры.

Полдник.

Элементы театрализованной деятельности.

Игры – драматизации, игры –  инсценировки.

Прогулка.

Вечер

Формирование культурно –гигиенических навыков.

Ужин.

Игры – драматизации, игры – инсценировки.

Элементы театрализованной деятельности.

Общение детей.

Уход домой.


 

Приложение 7

 

Игры с детьми в период адаптации

 

  1. Давайте познакомимся.

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для  этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлечет малышей.), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может назвать по имени тех  детей, которых группа еще не запомнила.

Обычно дети с удовольствием  играют в эту игру, но ее можно  и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.

  1. Игра «Медведь и добрые зайчата»

Участники: дети, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Ведущий: инструктор по физической культуре.

Материал: шапочка для  медведя, бубен, запись веселой мелодии.

Дети изображают зайчат. Они прыгают, бегают под музыку или  бубен. Неожиданно появляется медведь (его роль исполняет воспитатель). Медведь проходит мимо детей и  рычит. Зайчата (дети) и взрослые сочувственно спрашивают его: «Мишка бурый, отчего такой ты хмурый?»  Медведь отвечает: «Я медком не угостился, вот на всех и рассердился!» Зайчата просят медведя не сердиться и поиграть с ними в прятки, и обещают угостить его медом. Зайчата прячутся, кто куда хочет. Медведь после слов: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду зайчат искать» ходит по комнате, ищет их. После того, как медведь находит зайчат, они угощают его медом. Медведь благодарит их: «Вот какие добрые зайчата, угостили меня медом. Теперь мне весело! Теперь мне стало весело» Медведь и зайчата вместе пляшут.

Информация о работе Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению