Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировав результаты исследований психологического теста выявить связь между наличием сотрудничества и сотворчества педагога и учеников со степенью их мотивации к успеху.
Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:
Охарактеризовать понятие сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося;
Описать особенности сотрудничества и сотворчества педагога с учащимися в преподавании различных дисциплин;
Привести примеры сотворчества педагога и учащегося в художественном образовании;
В экспериментальной части привести пример методики исследования взаимосвязи сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося с уровнем мотивации к успеху, основанной на модификации опросника А. Мехрабиана.
Обработать и интерпретировать полученные данные исследований, подтвердить или оспорить основную гипотезу работы;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
1.2. Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин
1.3. Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы
2.2. Проведение исследования мотивации к достижению по методу А. Мехрабиана у подростков из групп с разной степенью внедрения сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося
2.3. Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Список источников литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 73.77 Кб (Скачать файл)

Теоретический анализ проблемы решения задач в совместной деятельности показывает, что не всякая задача способна в точности отвечать сотрудничеству: эффективное общение и решение  совместных проблем возможны в случае логических рассуждений, двухстороннего анализа и взаимной оценки разных точек зрения.

Соответственно задача, адекватная учебному сотрудничеству, должна объективно предполагать существование более  чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения.

Проблемные учебные задачи наиболее адекватны сотрудничеству. Такие задачи по критерию доминирования  познавательного процесса при их решении относятся к мыслительно-мнемическим. Они требуют определенного уровня владения теоретическими знаниями и  умения применять их в конкретных ситуациях.

В общем контексте предложенной В.Я. Ляудис6 схемы продуктивной ситуации сотрудничества учителя - учеников В.П. Панюшкин разработал динамику становления  их совместной деятельности. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, которые постоянно  меняются при изменении деятельности учащихся.7

Первая фаза — процесс  приобщение к действиям. Она состоит  из таких формы:

1) разделение деятельности  между педагогом и учащимися,

2) действия учеников, относящиеся  к имитации,

3) действия учеников, относящиеся  к подражанию.

Вторая фаза динамики совместной деятельности - согласование деятельности учащихся с учителем. В эту фазу входят следующие формы:

4) действия учащихся, в  которых доминирует самостоятельная  регуляция,

5) действия учащихся, в  которых доминирует самоорганизация,

6) действия, к которым ученики  побуждаются без внешнего вмешательства.

Прогнозируется и третья фаза. Так В. Панюшкин пишет об партнерстве  в ходе усовершенствования приобщения к действиям. Развитие и укрепление данной модели взаимодействия педагога и учащихся способствует равноправенству.

Можно полагать, что чем  старше обучаемые, тем быстрее будет  пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъектно-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе.

Протекание учебного процесса, происходящее в условиях сотрудничества учеников и учителя по схеме субъектно-субъектного  взаимодействия, обнаруживает ряд преимуществ  по сравнению с деятельностью  индивидуальной.

Это не зависит от формы  организации сотрудничества педагога и учащихся, количества учащихся вовлеченных  в совместную деятельность. Главное  – отношение учащихся к процессу сотрудничества и сотворчества.

Сотворчеству, как один из видов взаимодействия имеет схожие механизмы, но для него требуется  не логический анализ, а совместное преобразование действительности.

Отличаются и способы  его внедрения: работа кружков, самодеятельных коллективов, конкурсы и соревнования.

Сотворчество на сегодняшний  день, при настоящем уровне развития технологии обучения является с одной  стороны эффективным и плодотворным общением педагога и школьника, с  помощью вербальных и невербальных средств, речевой и коммуникативной  стратегии деятельности.

С другой стороны – сотворчество учителя и учащегося – это  создание новой педагогической реальности, обладающей такими признаками как полиязыковый и поликультурный характер.

Расширение поля деятельности обоих участников для участников педагогического процесса, а также  упрочнение и развитие их личного  языкового статуса проходит как  составляющая взаимного творческого  обогащения.

Культурное взаимообогащение педагога и учащегося в ходе сотворчества является одновременно и важным условием, и критерием самого совместного  творчества. Более яркое проявление творческих функций влечет за собой  повышение продуктивности процесса сотворчества, направленного на обновление содержания образования и его  технологической базы. Педагогу приходится сталкиваться со сложными профессиональными  и коммуникативными задачи при высоком  творческом потенциале учащихся.

Суммируя данные сведения можно прийти к выводу, что учебное  взаимодействие сложный многоуровневый процесс, в ходе которого происходит сотрудничество по нескольким линиям, важнейшим из которых является сотрудничество педагога и учащегося. Оно требует  психологического контакта и является одним из стилей педагогического  взаимодействия.

 

Сотрудничество  педагога и учащегося: особенности  проявления в преподавании различных  дисциплин

 

Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может  отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию.

Так, социально-гуманитарные предметы, например литература, история, философия, культурология, предполагают модель диалоговой деятельности. Для  этого проектируются ситуационные задачи: выбор решения альтернативных, разрешение проблемных ситуаций, поиск  суждений о фактах или явлениях, решение задач, имеющих неоднозначные  ответы, выдвижение гипотез. На первой фазе происходит распределение действий: педагог дает задание, ставит вопрос, а учащийся преступает к его аргументированному решению, поиску ответа. Учащийся имитирует  подход учителя к решению проблемы, подражает его ходу рассуждение  или отталкивается от точки зрения, поддерживая или отрицая ее. Во второй фазе главную роль играет самопобуждение – ученик стремиться дать исчерпывающий  ответ или выдвинуть гипотезу, проявляющую его оригинальность и умение аргументировать точку зрения.8

Например, на уроке истории  педагог может предложить учащимся выдвинуть собственные варианты того, как могли альтернативно  развиваться те или иные исторические события в гипотетической ситуации. Все ответы выслушиваются внимательно  и поощряются. Ученик должен почувствовать  интерес педагога к своим гипотезам, получить пространство для самостоятельного ориентирования в данном вопросе. Развивающийся  диалог предполагает наводящие вопросы  со стороны учителя. Наставник предлагает ученику самостоятельно оценить  его точку зрения и дает собственную  оценку, сравнивая их и подталкивая  ученика к нахождению собственных  ошибок. Таким образом, достигается  единство поставленной цели - нахождение оптимального варианта решения проблемы.

Особо важно наличие положительных  эмоций и отношений. Ученик должен быть всецело поглощен и заинтересован. Иначе сотрудничество можно считать  несостоявшимся.

Посредством сотрудничества педагога и учащегося происходит передача опыта. Ученик учиться самостоятельно принимать решения под руководством опытного и лояльного наставника. Например, на уроке литературы при  рассмотрении действий главных героев художественного произведения, педагог  может попросить учащихся поставить  себя на место одно из героев и предложить свою линию поведения. Занимательным  вариантом может стать небольшая  инсценировка эпизода произведения с распределением ролей главных  героев между педагогом и учащимися. С последующим анализом ощущений и действий героев.

В школьном анализе литературного  произведения важен сам процесс  общения с искусством. В ходе его  учитель помогает детям увидеть  то, что прошло незамеченным при  первом прочтении, постепенно вскрывает  различные пласты художественного  текста, ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует  ученика как читателя, делает его  эмоционально более чутким. Этому способствуют не только диалог, но такие способы сотрудничества как учебная дискуссия, дебаты, семинар, мозговой штурм. Педагог должен донести до учащихся, что сотрудничество, это умение слушать, проявлять терпимость и к идеям, и к партнерам.

Преподавание точных дисциплин: математики, физики, химии и других требует практического материал для работы с учащимися на основе самообразования и самовоспитания для решения исследовательских  и экспериментальных задач по темам курса. В ходе педагогического  диалога важно раскрыть для учащихся практическое значение научных законов  и правил. Самоорганизумые и саморегулируемые действия детей направлены на освоение прикладной стороны дисциплины: проведение экспериментов, опытов. Руководство  учителя должно быть ненавязчивым. Для убедительности и мотивации  интереса учеников педагог может  прибегнуть к парадоксальным экспериментам, например научным фокусам. А учащимся отвести роль ассистентов.

Например, на уроке математики в ходе двухстороннего сотрудничества педагог может предложить игру в  математический софизм. Учитель формулирует  перед учащимися софизм – заведомо ложное утверждение, ошибки в котором  можно найти только после математического  анализа. Поиск заключенных в  софизме ошибок, ясное понимание  их причин ведут к осмысленному постижению математики учащимися. Обнаружение  и анализ ошибки, заключенной в  софизме, при поддержке учителя  зачастую оказываются более поучительными, чем просто разбор решений «безошибочных» задач. Эффектная демонстрация «доказательства» явно неверного результата, в чем  и состоит смысл софизма, демонстрация того, к какой нелепице приводит пренебрежение тем или иным математическим правилом, и последующий поиск  и разбор ошибки, приведшей к нелепице, позволяют на эмоциональном уровне понять и «закрепить» то или иное математическое правило или утверждение. Такой подход при обучении математике способствует более глубокому ее пониманию и осмыслению.9

В последнее время в  изучении технических предметов  и точных наук особую роль занимает компьютер. Специальные компьютерные программы способны повысить интерес  учащихся к процессу познавания и  самостоятельной работы.

Особое место занимает сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося на уроках труда. Так  называемое трудоведение, или основы трудовых навыков, в методике преподавания в основном ориентировано на сотрудничество «ученик-учитель». Выполнение практических заданий включает в себя коллективное и самостоятельное творчество учащихся при поддержке и помощи педагога. Особо важны на подобных занятиях невербальные стратегии, наглядный  показ примера выполнения того или  иного задания учителем.

Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся увеличивает мотивацию учеников к обучению. Интересные динамичные занятия способствуют повышению  интереса к учебе, а поощрение  и повышенное внимание по отношению  к учащимся со стороны педагога стимулирует  стремление к успеху у учеников. Индивидуальный подход в процессе педагогического  диалога создает условия для  мотивации даже отстающих учеников. То есть, разрабатывая задания, педагог  учитывает уровень сложности  для каждого учащегося в отдельности.

 

1.3. Сотворчество  педагога и учащегося в художественном  образовании

 

Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в  каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в сфере художественного  образования и развития учащихся, как важное звено духовного образования.

Художественная деятельность отличается от деятельности практической или научной. Она требует развития образного мышления, воображения, фантазии и чувства эмпатии (сопереживания). Поэтому сотворчество в процессе установления контакта между педагогом  и учащимся главным образом требует  эмоционального сопереживания.10

Организация процесса художественной деятельности учащихся имеет несколько  этапов. Первая фаза - проектирование, вторая фаза технологическая. В ходе первой фазы избирается художественный образ, то есть образ персонажа в  литературе или изображаемый предмет  в живописи. На этом этапе педагог  направляет выбор учащихся в поиске художественного образа или дополняет  его собственным видением и смыслом.

Если сравнивать практическую деятельность, научную и художественную деятельность в аспекте замыслов проектов, то в практической деятельности замысел, как правило, вполне конкретен: решить задачу, выполнить упражнение, создать действующую модель. Другое дело, что в дальнейшем приходится решать огромную череду вопросов: как  это сделать, какие методы и материалы, в какие сроки. Но замысел проекта, повторяем, более или менее конкретен  и определяется, в первую очередь, объективными обстоятельствами.

В научном исследовании замысел  гораздо менее конкретен. Во-первых, он определяется не только объективными обстоятельствами – потребностями  практики в научном обеспечении  или логикой развития самой науки, но и субъективными факторами  – предшествующим опытом исследователя, его личными вкусами и интересами.

В художественном проектирование значимо выявление противоречия, постановка проблемы. Так, например, при  выборе пьесы для школьного спектакля  учитель и учащиеся совместно  выбирают наиболее актуальное драматическое  произведение, находят его проблематику.

Но если в практической деятельности, в научном исследовании противоречия и проблемы выявляются и формулируются для дальнейшего  их разрешения, то в художественной деятельности противоречия и проблемы объективной реальности вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются и не могут, не должны решаться –  это не является прерогативой искусства. И педагогу не нужно оказывать  помощь детям в поиске пути решения  проблемы, в его обязанности входит лишь содействие ученикам в понимании  значимости данной проблемы, ее эмоциональному переживанию и осмыслению.

Принцип сотворчества педагога и ученика (студента) реализуется  на основе следующих правил:

1. Педагог должен постоянно  работать над собой, заниматься  саморазвитием творческих способностей, речевой культуры.

Информация о работе Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося