Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определение социально – педагогических мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Предмет: особенности работы социального педагога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Объект: агрессивное поведение младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»;
Определить специфику деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
Выявить причины и факторы детской агрессивности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы деятельности социального педагога в школе……………………………………..7
1.1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях ………………………………………………………………………….7
1.2 Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении.…………………………………………………….………..………12
1.3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы, ведомствами и с семьями учащихся ………………..………………………………………………...…………………18
ГЛАВА 2. Теоретический аспект понятия и сущности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………...……..21
2.1Понятие, факторы и причины детской агрессивности. Анализ понятий «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»…………………………………………………….……………21
2.2 Виды детской агрессивности..........................................................................34
2.3 Психолого – педагогический портрет агрессивного ребенка, его индивидуально–типологические черты……………………………………...37
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ работы коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников …………....................................................................................39
3.1 Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста.………………………………………………………………………….39
3.2 Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности …………………………………………………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 164.36 Кб (Скачать файл)

 

Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения  у младших школьников

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы деятельности социального педагога в школе……………………………………..7

1.1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях ………………………………………………………………………….7

1.2 Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении.…………………………………………………….………..………12

1.3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими  работниками школы, ведомствами и с семьями учащихся ………………..………………………………………………...…………………18

ГЛАВА 2. Теоретический аспект понятия и сущности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………...……..21

2.1Понятие, факторы и причины детской агрессивности. Анализ понятий «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»…………………………………………………….……………21

2.2 Виды детской агрессивности..........................................................................34

2.3 Психолого – педагогический портрет агрессивного ребенка, его индивидуально–типологические черты……………………………………...37

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ работы коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников …………....................................................................................39

3.1 Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста.………………………………………………………………………….39

3.2 Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности …………………………………………………………………………………….44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……48

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….51

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема воспитания агрессивных детей является одной из центральных социально – педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

           Учителя в школе отмечают, что  агрессивных детей становится  с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как  справиться с их поведением. Единственное  педагогическое воздействие, которое  временно спасает, — это наказание  или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

          В последние годы учителя начальных  классов отмечают тенденцию к  увеличению уровня агрессивности  детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Проблема детской агрессивности  далеко не нова и очень трудно определить, кто и когда впервые начал работать над данной проблемой.

Проблемами агрессии и агрессивности занимались многие ученые, среди них отечественные исследователи: Фурманов И. А., Волкова Е. М., Степанов С.С., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Гальперин П.Я. и др., а также зарубежные: З. Фрейд, А. Адлер, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Басс и др. Однако, к одному знаменателю ученые не пришли, так как проблема агрессивности многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Агрессия - целенаправленное  деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. [11]

Агрессивное Поведение - (франц. agressif — вызывающий, воинственный, от лат. aggredior — нападаю), действия, имеющие целью причинение морального ли физич. ущерба другим. [23]

Агрессивность (лат. aggressio - нападение) – качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи. [9]

 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что число агрессивных детей в младшем школьном возрасте значительно возрастает с каждым днем, а также, именно этот возраст наиболее благоприятен для коррекции агрессивного поведения.

 Цель: определение социально – педагогических мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Предмет: особенности работы социального педагога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Объект: агрессивное поведение младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»;
  2. Определить специфику деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
  3. Выявить причины и факторы детской агрессивности;
  4. Описать психолого – педагогический портрет агрессивного ребенка;
  5. Разработать коррекционно – развивающую программу по снижению агрессивного поведения у младших школьников.

Связь с темой  кафедры: исследование проблемы «Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников», связано с темой «Социализация личности на всех этапах возрастного развития (в учебных заведениях различных типов)», разрабатываемой на кафедре социальной и коррекционной педагогике Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

Методология исследования: методы диагностического исследования (наблюдение, беседа, анкетирование) метод эксперимента, проведение опытно-экспериментальной работы, проективные методики.

Практическая  значимость проекта: разработанную программу по снижению агрессивного поведения у младших школьников и рекомендации по работе с ними могут использовать в своей коррекционной работе с детьми социальные педагоги, психологи и классные руководители в образовательных учреждениях.

Новизна исследования: в проекте описаны и проанализированы индивидуально – типологические черты агрессивных детей, проанализированы причины и факторы детской агрессивности.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав: двух теоретических и одной практической, заключения, списка литературы, приложения. Количество страниц – 50с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы деятельности социального педагога в школе

1.1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

Социальный педагог – специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. Социальный педагог призван обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления. [24]

Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, учреждениях реабилитации и других образовательных учреждениях.  В организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

  Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье,  в школе, в обществе. [24]

Работа социально-педагогической и психологической службы (СППС) в учреждениях общего среднего образования  организуется в соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь об образовании  и постановлением Министерства образования  Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».

Специалистами СППС являются педагог социальный и педагог-психолог. Планирование работы СППС на учебный год начинается с анализа работы в предыдущем учебном году, анализа справок и представлений, полученных по результатам проверок контролирующих органов и организаций, протоколов поручений комиссий по делам несовершеннолетних, Национальной комиссии по правам ребенка, решений координационных советов по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Декрет № 18).

Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или  медицинскую помощь; он должен уметь  организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию. 

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые  в силу своих способностей не могут  усвоить школьного курса. Это  дети, которые переживают стрессы  или в коллективе сверстников  в школе или в семье. Это  дети больные, с теми или иными  недостатками, школьники, которые приобщались  к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте  в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые.  

Иногда помощь этим детям  может состоять только в том, чтобы  разобраться в их отношениях с  окружающими. В другом случае – научить  контролировать свои поступки, быть в  себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

В соответствии с разделом 16 Кодекса Республики Беларусь об образовании всем обучающимся  гарантирована социально-педагогическая поддержка и психологическая  помощь. Несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет они предоставляются с согласия их родителей (законных представителей), с учетом мнения самого несовершеннолетнего, а после 14 лет – с согласия самого обучающегося.

Исключительные  случаи оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки  без согласия родителей или лиц  их заменяющих предусматриваются Декретом № 18, Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» (далее – Закон), Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728.[24] Данные нормативные правовые акты предусматривают оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки:

- при установлении факта  ненадлежащего исполнения родителями  родительских обязанностей в  случаях, когда родители (единственный  родитель) ведут аморальный образ  жизни, оказывают вредное воздействие  на детей, являются хроническими  алкоголиками или наркоманами  либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей;

Информация о работе Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников