Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать специфику внедрения информационных технологий в начальных классах.
Задачи исследования:
− проанализировать методическую, психолого-педагогическую, научную литературу по проблеме исследования,
− рассмотреть сущность понятия «информационные технологии» их классификации.
− изучить программные средства, соответствующие информационным технологиям;
− проанализировать эффективность внедрения информационных технологий на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………..
1.1 Понятие «информационные технологии» и его специфические особенности…………………………………………………………………….
1.2 Основные направления использования информационных технологий в учебном процессе………………………………………………………………
1.3 Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе……………………………….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………….
2.1 Информатизация учебного процесса в начальной школе………………
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!! ПЕЧАТАТЬ БЕЗ СОДЕЖАНИЯ.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………..

1.1 Понятие «информационные технологии» и его специфические особенности…………………………………………………………………….

1.2 Основные направления использования информационных технологий в учебном процессе………………………………………………………………

1.3 Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе……………………………….

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………….

2.1 Информатизация учебного процесса в начальной школе………………

2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы…………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

 

 

                                

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в ХХI веке уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация. В процессе модернизации образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее учителям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных технологий, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, представляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютеров в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которым нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказывается на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения и осуществлять полноценный контроль над ним, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития учащихся. И в то же время необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников.

С развитием системы образования в обучении развивались и информационные технологии. Их использование имело место всегда. Сегодня наше общество переживает настоящий информационный бум. В образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразные информации. Это облегчает образовательный процесс начальной школы, в частности, формирует информационную культуру личности младшего школьника. Поэтому сегодня как никогда возникла необходимость рассмотрения особенностей грамотного использования информационных технологий в начальной школе с учетом индивидуальных особенностей детей. Эта проблема и определила тему данной работы.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли такие ученые: О. И. Агапова, Г. Р.Громов, В. И. Гриценко, Г. Клейман, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер В. Ф. Шолохович, И. Я. Лернер, И. В. Роберт и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах Н. В. Апатова, В. П. Беспалько, Е. А. Вьюшкова, А. В. Горячова, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, М. С. Левшина, Т. А. Сергеевой. Методические − Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, А. Л. Семенов, В. К. Урнов, Н. Ф. Талызиной; психологические − В. В. Рубцова, В. В. Тихомирова и др. В них неоднократно подчеркивается, что процесс обучения неразрывно связан с различными процессами передачи информации.

Применение информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.

Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности информационные технологии, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя начальных классов. Это один из критериев качества подготовки подлинно современного специалиста.

Цель исследования: теоретически обосновать специфику внедрения информационных технологий в начальных классах.

Задачи исследования:

− проанализировать методическую, психолого-педагогическую, научную литературу по проблеме исследования,

− рассмотреть сущность понятия «информационные технологии» их классификации.

− изучить программные средства, соответствующие информационным технологиям;

− проанализировать эффективность внедрения информационных технологий на практике.

Объект исследования: процесс использования информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Предметом исследования выступают приемы, условия, специфические особенности использования информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Теоретическая значимость исследования: изучены сущность, особенности, структура, функции информационных технологий и возможности их внедрения в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Практическая значимость исследования: Разработана и апробирована методика формирования навыков информационных технологий. Материалы исследования могут быть полезными учителям начальных классов.

Методы исследования: теоретические и сравнительные: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме информационного воспитания младших школьников, эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учеников, анкетирование, тестирование. Обобщение и систематизация собранного материала

База исследования: МОБУ СОШ с.Наумовка, учащиеся 2-х классов.

Структура работы: данная работа обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти пунктов, списка использованной литературы, словаря и приложений. Полный объем работы составляет 115 страниц.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

1.1 Понятие информационные технологии и его специфические особенности

 

Ожидаемый педагогический эффект от применения информационных технологий в обучении неразрывно связан с широкими возможностями, предоставляемыми средствами современной вычислительной техники и психологическими особенностями их использования в процессе обучения с обязательным соблюдением эргономических норм по длительности непрерывного пребывания учащихся за компьютером. Современная информатика велика по объему и динамична. В понимании некоторых людей это есть совокупность приемов и методов работы с компьютером. На самом деле это не так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский аспект. Вот одно из простейших определений, с которыми мы солидарны: « информатика - комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации» [68, c. 43]. Далее авторы подчеркивают: «…однако, из какого бы определения ни исходить, все согласны с тем, что у современной информатики есть два взаимодополняющих аспекта – научный и технический. Первый является более устоявшимся, второй – весьма мобильным, хотя и в технологической части информатики есть вполне сформировавшееся ядро, которое мало подвижно изменениям»[68]. Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным.

В психологической и педагогической литературе (Н.В. Апатова, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина, В.С. Швырев и др.) неоднократно подчеркивается, что процесс обучения неразрывно связан с различными процессами передачи информации. Если следовать определению В.М. Глушкова, что информационные технологии – это процессы, связанные с переработкой информации, то можно сделать вывод, что в обучении информационные технологии использовались всегда [33,c. 12]. Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии». Само понятие технология отражает направленность прикладных исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности в отношении гарантии целедостижения, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности [49,c. 36].

Понятие технология широко используется в сфере материального производства. В энциклопедической и специальной литературе содержатся различные определения данного понятия. Энциклопедический словарь определяет технологию как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» [72, с. 1338]. Методы технологии подобраны не случайно, и все они направлены на достижение единой цели – получение конкретной продукции. Ключевым звеном технологии в любой сфере деятельности (материальной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное его достижение. Совокупность и последовательность методов преобразования исходного продукта представляют собой определенный способ производства.

Таким образом, технология – это определенный способ производства продукции с заданными параметрами, использующий совокупность средств производства под управлением человека.

Информационные технологии – это мощное орудие, с помощью которого можно развить формирующий интеллект младшего школьника – базу, лежащую в основе способности к обучению. Поэтому так важен учет особенностей интеллектуального развития учеников начальной школы.

Информационная культура в таком тексте определяет, способ трансляции информации, опосредованный в каждый исторический отрезок времени характером и уровнем развития общества и специфической формой жизнедеятельности людей. Эта деятельность представляет собой двойственный процесс: с одной стороны - это использование накопленной информации, а с другой - ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях [57, c. 115].

Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрения компьютерных технологий на ранних этапах обучения. К моменту поступления в школу (6 – 7 лет) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами, поэтому начинать обучение целесообразно с младшего школьного возраста, так как известно, что самые прочные и пожизненные знания и навыки человек получает в начальной школе. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Установлено, например, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15 %, визуальных – на 25 %, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65 %. Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом она не только не будет отвлекать детей от школьного курса обучения, а скорее, будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к нему. В том случае, риск создания таких учебных курсов, которые безнадежно устаревают до того, как по ним начинают учить детей, будут меньше [73, c.57].

Компьютер лишь фокусирует те изменения в содержании обучения, которые должны быть осуществлены в качестве ответной реакции на сдвиги, которые происходят в мире.

Особенности методики: компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, вступать с ними в диалог, что и составляет главную особенность методов компьютерного обучения.

В компьютерных технологиях весьма актуален вопрос соотношения компьютера и элементов других технологий.

 

1.2 Основные направления использования информационных технологий в учебном процессе

 

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закрепления, повторении. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет собой:

− источник учебной информации (частично или полностью заменяет учителя и книгу);

− наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностью мультимедиа и телекоммуникации);

Информация о работе Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах