Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.docx

— 639.88 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

Ключевые слова: дистанционное обучение (ДО), преподаватель, тьютор, студент, качество образования, мониторинг.

Актуальность темы «Мониторинг качества обучения студентов колледжа с использованием дистанционных технологий» обусловлена увеличением популярности получения образование дистанционно. Следовательно, возрастает потребность в отслеживании и повышении качества учебного процесса с использованием дистанционных технологий.

Цель дипломной работы – определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.

В ходе выполнения дипломного проекта была проведена следующая  работа:

- изучены теоретические подходы к проблеме качества учебного процесса с использованием дистанционных технологий;

- изучен опыт работы  отделения дистанционных технологий  ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса;

- выявлены направления  повышения эффективности управления  качеством учебного процесса  с использованием ДОТ: четкое  индивидуальное планирование, обратная  связь со студентами, оптимизация методов анализа результатов освоения студентами учебных дисциплин;

- разработаны анкеты удовлетворенности обучением, проведено анкетирование;

- проанализированы условия  труда в помещениях с ПК, предложены мероприятия по снижению воздействия негативных факторов при работе с ПК и по обеспечению пожарной безопасности рабочих мест с ПК;

- рассчитаны экономические  показатели стоимости дистанционного обучения и проведения анкетирования.

 

Дипломный проект содержит 93 листа пояснительной записки, 7 таблиц, 9 рисунков, 53 источника использованной литературы, 7 приложений.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..7

1. Теоретические  подходы к проблеме обеспечения 

качества  учебного процесса с использованием ДОТ……...…11 
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11

    1.1.1  Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного

              обучения…………………………………………………………………...13

    1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21

     1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23

1.2  Качество образовательного  процесса при ДО…………………………….....26

Выводы по главе 1………………………………………………………………….37

2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38

2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38

2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41

2.3. Методика мониторинга  знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44

2.4 Предложения  по совершенствованию системы  мониторинга знаний обучающихся  на отделении дистанционных технологий  Омского АТК…………...51

Выводы по главе 2………………………………………………………………….66

3. БЕЗОПАСНОСТЬ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68

3.1 Анализ негативных  факторов на рабочем месте  с компьютером……………….68

     3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69

     3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71

     3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71

     3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72

3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах

              пользователей  ПК………………………………………………………...73

3.2 Мероприятия  по снижению воздействия негативных  факторов 

      на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73

3.3 Мероприятия по обеспечению  пожарной безопасности

      рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  РАЗДЕЛ…………………………………………………….83

4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме

      получения образования и обучение с использованием

      дистанционной технологии…………………………………………………..83

4.2  Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88

Заключение…………………………………………………………………….91

Библиографический список……………………………………………..93

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….98

ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..99

ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………101

ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………102

ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………104

ПРИЛОЖЕНИЕ Е…………………………………………………………………107

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж………………………………………………………………...109

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия переживает значительные перемены, связанные с пересмотром  всех сфер деятельности. Эти перемены затрагивают все общественные институты, в том числе и сферу образования.

Процесс информатизации общества становится одним из наиболее значимых процессов нашего времени. Преобразования в нашей стране совпало со стремительной  компьютеризацией общества, возрастанием использования телекоммуникаций, появлением новых дистанционных технологий получения знаний.

В настоящее время активно  развивается система дистанционного обучения (ДО) в самых различных областях образования. Теперь уже не является проблемой получение полноценного образования практически по любому предмету дистанционно в условиях нехватки времени и удаленности от сложившихся образовательных центров. Но, как любое другое обучение, оно имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Основное преимущество состоит  в том, что система дистанционного получения знаний позволяет сделать  образование более доступным  для широких слоев населения  вне зависимости от места проживания, возраста и материального состояния. К преимуществам, безусловно, можно отнести индивидуализированный подход к обучению, гибкий график освоения учебного материала, зависящий как от скорости восприятия информации, так и от количества свободного времени, доступность дистанционного обучения, т.е. невысокая стоимость. Дистанционное обучение помогает реализовать идею непрерывного образования, что актуально во время постоянно меняющихся требований рынка труда. Общеизвестно, что дистанционное образование материально менее затратное, чем традиционные формы обучения, поэтому можно говорить о том, что данная технология компенсирует сокращение государственного финансирования образования, ведущее к социальной напряженности в обществе. Кроме того, повышается профессиональная мобильность населения, так как дистанционное обучение обеспечивается эффективным использованием информационных технологий. Несомненным плюсом является также постоянная возможность связи с преподавателями посредством чатов, интернет-конференций, программ обмена сообщениями или просто по телефону. Такие способы связи часто не доступны при очной, а тем более заочной форме обучения. Но, разумеется, наряду с преимуществами дистанционное обучение обладает и недостатками.

Из недостатков дистанционного обучения часто называют отсутствие личного общения с преподавателем, а также общения с другими студентами. С другой стороны, в настоящее время это решается довольно просто – электронная почта, телефон, ICQ, программы видео-конференций. Иногда не обязательно находиться рядом, чтобы иметь возможность общаться лично.

Еще один минус – отсутствие постоянного контроля над студентами, что в случае недостаточно сильной  мотивации приводит к снижению успеваемости. Впрочем, такой проблемы не возникает, если решение получить образование  дистанционно является взвешенным и  обдуманным шагом.

К минусам также можно  отнести тот факт, что для того, чтобы обучаться дистанционно, необходимо иметь соответствующее техническое оснащение. Это, как минимум, персональный компьютер с выходом в Интернет, базовые навыки пользователя персонального компьютера и умение ориентироваться в сети Internet.

Одной из ключевых проблем  интернет-обучения является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне студента и соответствующего программного обучения. 

И, тем не менее, дистанционное  обучение имеет большие перспективы  в развитии, потому что оправдывает  себя и является действительно удобным. Система дистанционного обучения построена с учетом всех тонкостей и нюансов, чтобы обеспечить максимальную эффективность и пользу обучения и в то же время, обеспечить удобство ее использования.

Спорным является вопрос о  том, что качество дистанционного образования  хуже очного и заочного. Это в решающей степени зависит от участников образовательного процесса, качества учебных программ и качества организации учебного процесса. Говоря о дистанционном обучении, имеется в виду совершенно иная образовательная технология, и сравнивать методики обучения в очном варианте и дистанционном не совсем корректно, ведь мы не осознанно пытаемся совместить свои традиционные представления об образовательных процессах с новыми реалиями. И, наконец, никто не собирается заменять дистанционным образованием все очное. Дистанционное обучение должно стать равноправной формой удовлетворения образовательных потребностей, такой же, как очное или заочное.

Таким образом, нельзя считать  дистанционное образование электронным  аналогом очного или заочного обучения, так как оно решает свои специфические  задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования, помогающей самореализоваться тем людям, которым  это недоступно при традиционной форме получения знаний.

В современных условиях становится ясно, что необходимо увеличивать объем и качество знаний человека, применяя средства научно-технического прогресса, и здесь система дистанционного образования позволяет реализовать данный принцип наиболее полно. Но в настоящее время несовершенство стандартов в дистанционном обучении является актуальной проблемой, ведь слабое использование стандартов затрудняет повторное использование, обмен, совместимость учебных материалов, а это, в свою очередь, ухудшает качество знаний и образования в целом.

Эта проблема обусловила выбор  темы данной дипломной работы: «Мониторинг качества обучения студентов колледжа с использованием дистанционных технологий».

Мониторинг качества учебного процесса с использованием дистанционных  образовательных технологий  - понятие многоаспектное и включает в себя многие составляющие, основными из которых являются:

1. качество электронных образовательных ресурсов;

2. качество интерактивного взаимодействия «преподаватель-студент».

Объект исследования: система дистанционного обучения.

Предмет исследования: качество учебного процесса, организованного с использованием дистанционной технологии.

Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.

В связи с целью поставлены следующие задачи:

1. изучить теоретические  подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ

2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса

3. выявить направления  повышения эффективности управления  качеством учебного процесса.

Гипотезы исследования:

1. Эффективным и качественным может быть учебный процесс, основанный на четком индивидуальном планировании.

2. Для повышения эффективности  учебного процесса необходима  обратная связь с потребителями  образовательных услуг, как средство  мониторинга качества учебного  процесса.

3. Оптимизация методов анализа результатов освоения студентами учебных дисциплин приведет к повышению эффективности управления качеством учебного процесса.

Для исследования интересующей проблемы обратимся к системе  дистанционного обучения в Омском автотранспортном колледже.

 

 

 

 

1. Теоретические подходы к проблеме  обеспечения качества учебного процесса с использованием ДОТ

 

1.1 Сущность дистанционного обучения

Прародитиель дистанционного обучения "корреспондентское обучение" возникло в Европе в конце XVIII века с появлением регулярной и доступной  почтовой связи. Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной  работы. В России данный метод появился в конце XIX века. Начало XX века характеризуется  бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона, но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения  внесло изменения в дистанционные  методы обучения. Это был значительный прорыв, поскольку аудитория обучения возросла в сотни раз. Однако у  телевидения и радио был существенный недостаток, а именно отсутствие обратной связи.  
В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. В настоящее время за рубежом существуют и другие известные университеты с программами дистанционного обучения.

Информация о работе Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи