Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.docx

— 639.88 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим теоретические  основы педагогического мониторинга. Понятие «мониторинг» происходит от латинского слова monitor – напоминающий, надзирающий. В педагогике мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем. А.С.Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса [20].

Оценить уровень освоения образовательных  программ студентами образовательного учреждения возможно через систему внутреннего мониторинга, которая представляет собой:

1. текущий контроль успеваемости студентов и качества преподавания;

2. промежуточный контроль уровня знаний студентов;

3. итоговую аттестацию выпускников.

Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и администрацию  качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет насколько рациональны  педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе. Известно, что управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения студентов, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ необходимо рассматривать в единстве условия, процесс и результат мониторинга.

Очевидной является связь  мониторинга с целями обучения, которые  обычно фиксируются в планах и  являются исходной основой мониторинга. Другими словами, мониторинг связан с оценкой реализации целей и  планов. Он имеет место везде, где  фактическое сравнивается с намеченным, и главная задача мониторинга  сводится к уменьшению разницы между  ними. В процессе образования воплощение  основных целей мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах, составляющих содержание учебного мониторинга. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности; к функциональным результатам – различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью студенттов. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной учебной работы и ее желаемые результаты. Нормы определяются целями, стандартами системы и являются обязательной частью любого учебного плана или программы.

Педагогический мониторинг как форма сбора, хранения, обработки  и распространения информации предполагает получение объективной и достоверной  информации о состоянии обученности  групп студентов. Поэтому проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении студентами контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию результатов обработки. Все это требует наличия у мониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля.

Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает преподавателя оперативной обратной связью об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала. Таким образом, мониторинг является системой контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения обучающимися учебного материала и его корректировку. Иными словами, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Мониторинг профессиональной среды, результатов текущего и итогового  контроля, состояния и возможностей аппаратно-программного комплекса, перспективных  разработок в области технологий дистанционного обучения, опыта зарубежных и отечественных учебных заведений, анализ анкетирования студентов и преподавателей являются предпосылками для успешного обучения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

Дистанционное обучение открывает  студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Дистанционное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны, его качество и эффективность можно определять по качественным показателям.

Важнейшим аспектом построения эффективного обучения является построение качественной системы оценки эффективности  обучения. Отсутствие такой системы  может привести к значительному  снижению качества обучения, отсутствию эффективных средств управления обучением, общему снижению эффективности  обучения.

Управление качеством учебного процесса - многогранная проблема. Важное место в обеспечении качеством  отводится вопросам оценки и контроля качества учебного процесса. Дистанционное  обучение является частью общего обучения проводимого в учебном заведении  и соответственно оценивается наряду с другими формами обучения. Однако необходимо отметить, что применение технических средств, используемых при проведении дистанционного обучения, позволяет значительно упростить  сбор информации для проведения оценки, а также ее последующий анализ.

В данной главе были рассмотрены  теоретические основы дистанционного обучения: сущность дистанционного обучения, в том числе история ДО, цели, задачи, принципы, функции ДО, а так  же виды и модели дистанционного обучения. Была изучена нормативно-правовая база ДО. Изучены проблемы и критерии качества образовательного процесса при дистанционном обучении, взгляды различных авторов на обеспечение качества образовательного процесса с использованием дистанционных технологий в обучении, понятие и сущность педагогического мониторинга.

2. Обеспечение качества учебного  процесса с использованием ДОТ  в Омском АТК

Для изучения опыта использования  ДО и исследования проблемы качества обучения с использованием ДОТ обратимся  к системе дистанционного обучения в Омском автотранспортном колледже.

 

 

2.1 Информационно-техническое  обеспечение дистанционного обучения

Омский автотранспортный колледж – это многоуровневое учреждение непрерывного профессионального  образования с развитой материально-технической  и производственной базой, информационной и социальной инфраструктурой. 

БОУ СПО «Омский автотранспортный колледж» на рынке образовательных  услуг с 1939 года. Имеет шесть представительств и филиал в г. Нижневартовске. В  настоящее время в штате колледжа работает 140 преподавателей, в том  числе 16 преподавателей – внешних  совместителей. По программам дополнительного  образования обучается более 300 человек. В колледже 44 аудитории теоретического обучения, 11 компьютерных классов, 4 спортивных зала, нравственно-эстетический центр, Интернет-доступ, видеоконференцзал и другие вспомогательные службы.

В 2008, 2009, 2010 и 2012 гг. Омский АТК  – лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в номинации  «Услуги в системе непрерывного профессионального и дополнительного  образования», двукратный победитель конкурса инновационных образовательных  проектов  в рамках приоритетного  национального проекта «Образование», лауреат премии «Российские созидатели»  в номинации «Начальное и среднее  профессиональное образование». В 2009, 2011 гг. колледж награжден Большой  Золотой Медалью Международной  образовательной выставки УЧСИБ-2009.

Сегодня в образовательном  учреждении обучается около 2,5 тысяч  человек по образовательным программам различного уровня и направленности. Перечень специальностей среднего профессионального образования: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 230401 «Информационные системы».

В течение восьми последних  лет колледж активно сотрудничает с общеобразовательными учреждениями в вопросах практикоориентированного профильного обучения школьников. Перечень направлений профильной подготовки школьников (образовательная траектория «школа - колледж», 10 общеобразовательных  учебных заведений, 132 учащихся): «Автомобильный транспорт», «Экономика», «Информационные  технологии».

В рамках организации дополнительного  образования колледж осуществляет профессиональную подготовку и повышение  квалификации кадров для системы  автомобильного транспорта Сибирского региона. Перечень программ профессиональной подготовки: «Слесарь по ремонту автомобилей», «Водитель автомобиля категории В и ВС», «Электрогазосварщик», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Станочник широкого профиля», программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки специалистов и управленческих кадров по профилю специальностей колледжа (от 72 до 500 часов).

В колледже сформирована современная  техническая база информатизации и  система ее обслуживания, функционируют  службы по созданию, развитию и поддержке  сетевых информационных ресурсов. Узлы локальной вычислительной сети расположены  во всех корпусах колледжа, общежитии  и учебно-производственных мастерских. В составе локальной вычислительной сети эксплуатируются 8 серверов: сервер терминалов и баз данных служебной сети, сервер видеонаблюдения и контроля доступа, фаервол, Web-сервер (расписание занятий), сервер приложений, файловый сервер, сервер дистанционного образования, сервер терминалов лабораторий ПЭВМ, сервер терминалов лабораторий инженерной графики, сервер бухгалтерии.

Внедрена система статистики и администрирования, которая позволяет  вести контроль работы серверами  и сервисами в сети, а также  распределять и контролировать использование  сети Интернет. В залах открытого  доступа организована самостоятельная  работа студентов в сети Интернет. В помещениях колледжа ведется постоянное видеонаблюдение. Организован почтовый сервис, который позволяет обмениваться электронной почтой как внутри сети, так и за ее пределами, при этом каждое письмо проверяется на наличие  вирусов, а также отсекается нежелательная  почта ("спам") из сети Интернет.

В последние годы стремительно возрос интерес преподавателей к  проведению занятий с использованием проекционной техники, компьютерных презентаций. Практически все аудитории колледжа оборудованы современной проекционной аппаратурой. Приобретено 27 единиц специализированного  программного обеспечения учебного назначения. Во многих аудиториях установлены  интерактивные электронные доски. Практически все аудитории колледжа оборудованы современной мультимедийной проекционной аппаратурой. Во многих аудиториях установлены интерактивные электронные  доски.

Специалистами колледжа разработан и используется ряд информационных систем управления, автоматизирующих отдельные процессы управления и  формирующие оперативную информацию: программы «Абитуриент», «Контингент», «Кадры», «Курсы», «Договоры», «Учет  педагогической нагрузки», «Военно-учетный  стол», «Преподаватель», «Тарификация», «ПЦК», «Учебные группы», «Учебные планы», «Успех», «Мониторинг успеваемости и посещаемости», «Итоговые оценки», «Учебно-консультационный центр». В 2011-2013 гг. 45 преподавателей и специалистов колледжа повысили свою квалификацию в области использования IT – технологий в образовании.

2.2 Использование  дистанционных технологий в учебном  процессе Омского АТК

В 2005 г. с целью обеспечения доступности образования для широких слоев населения, проживающих как в городах, так и в отдаленных областях России, в Омском автотранспортном колледже внедрено обучение студентов с использованием дистанционной технологии. На сегодняшний день имеющаяся в колледже материально-техническая база приближена к требованиям, выполнение которых необходимо для осуществления дистанционного обучения:

-обеспечена требуемая  скорость каналов передачи данных;

-выделен учебный сервер дистанционного образования;

-установлена программная  оболочка Educon;

-осуществлена отладка  информационного on-line доступа;

-в колледже создан  банк электронных образовательных  ресурсов более чем по 70 дисциплинам,  который включает в себя электронные  учебные пособия, банки заданий  в тестовой форме, виртуальные  лабораторно-практические работы, презентации  лекций, справочники, энциклопедии  и т.д., размещенные на учебном  сервере ОАТК в электронной  оболочке Educon (модифицированная среда дистанционного обучения Moodle) разработки НИИ ЭОР ФГБОУ ВПО Тюменский государственный нефтегазовый университет.

Заключен договор о  сотрудничестве с Центром интенсивных  технологий образования ЦИТО (г. Москва) о совместной подготовке специалистов с использованием ДОТ по специальностям «Информационные системы» и «Экономика и бухгалтерский учет», который  предполагает поддержку учебного процесса через сервер ЦИТО ODOPORTAL и обеспечение  учебного процесса учебными пособиями, изданными типографским способом. Оборудована  лаборатория видеоконференцсвязи. Действует web - сайт дистанционного обучения Омского автотранспортного колледжа - www.do.oatk.org.

Информация о работе Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи