Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_rabota.docx

— 639.88 Кб (Скачать файл)

В колледже создано отделение  дистанционных технологий, в функции  которого входит организация учебного процесса с использованием ДОТ. Заочное обучение с использованием дистанционных технологий успешно развивается. Контингент отделения дистанционных технологий колледжа в 2013 году составляет 360 человек. Заключены договоры о сотрудничестве с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями Омской и Новосибирской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов об открытии представительств, а на их базе - информационно-образовательных центров (ИОЦ) ОАТК, в функции которых входит деятельность по организации доступа к информационным ресурсам колледжа студентов, проживающих в удаленных регионах. Представительства колледжа и ИОЦ на их базе открыты в следующих населенных пунктах:

- Омская область: р.п.  Тевриз, г. Исилькуль, р.п. Муромцево,  г. Калачинск, р.п. Полтавка, р.п.  Любино;

- Новосибирская область:  р.п. Чаны, г. Татарск;

- Ямало-Ненецкий автономный  округ: г. Новый Уренгой;

- Ханты-Мансийский автономный  округ: г. Нижневартовск, г.  Нефтеюганск, г. Ханты-Мансийск.

БОУ ОО СПО «Омский автотранспортный колледж» является опорным пунктом  дистанционного образования Тюменского государственного нефтегазового университета.

В Положении о ДОТ колледжа указано, что реализация основных и  дополнительных образовательных программ с использованием ДОТ – это  комплекс образовательных услуг, предоставляемых  колледжем студентам с помощью специализированной информационной образовательной среды с использованием глобальной сети Internet, корпоративной сети колледжа (Intranet), электронной почты и спутниковых каналов связи. Обязательный минимум содержания образовательной программы среднего профессионального образования, реализуемого с использованием дистанционных технологий, устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Содержание образовательной программы дополнительного образования с использованием ДОТ определяется учебным и тематическим планами, утвержденными директором колледжа [26].

Основными видами дистанционного обучения, используемыми колледжем  при реализации программ основного  и дополнительного образования, являются Интернет-технология и кейсовая технология, а также их сочетание.

Согласно в учебном  процессе с применением ДОТ участвуют  преподаватели двух категорий:

- преподаватели-предметники,  которые создают, обновляют специализированные  учебные материалы и участвуют  в образовательном процессе;

- преподаватели-тьюторы,  которые только сопровождают  различные виды учебных занятий  и осуществляют консультирование [26, п.8.3].

Преподаватели, участвующие  в реализации обучения с использованием ДОТ, должны пройти курсы повышения  квалификации, направленные на изучение специальных методов обучения с  применением ДОТ и формирование навыков работы в информационно-образовательной  среде  Educon. Для организации ДО в районах и регионах, географически удаленных от Омска, могут привлекаться тьюторы-организаторы, основными функциональными обязанностями которых являются:

- информирование населения  и реклама образовательных услуг  колледжа, проведение маркетинговых  мероприятий;

- ведение документооборота, предусмотренного колледжем;

- содействие студентам в получении учебных материалов и консультаций преподавателей;

- осуществление идентификации  личности при проведении вступительных  испытаний и промежуточных аттестаций  с использованием компьютерных  систем контроля знаний и средств  телекоммуникаций, а также обеспечение  проведения указанных процедур  в соответствии с регламентом.

После зачисления на обучение с использованием ДОТ студенту передаются необходимые учебные и методические материалы, ориентированные на преимущественно самостоятельное изучение, либо предоставляется сетевой доступ к ним. Каждый студент отделения ДТ получает на руки график учебного процесса на семестр. Из графика видно какие дисциплины предстоит изучить обучающемуся в данном семестре, какие задания выполнить и к какому сроку их сдать, какими учебными материалами при изучении пользоваться.

 

 

2.3 Методика  мониторинга знаний студентов в Омском автотранспортном колледже при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии

Организация обратной связи  преподавателя со студентами является важным компонентом учебного процесса. Анализ результатов учебно-познавательной деятельности, проводимый на основе мониторинга учебного процесса, позволяет оперативно управлять им. Мониторинг предполагает постоянное отслеживание состояния и динамики управленческих действий в рамках реализации ДО, анализ полученных данных, который служит основанием для дальнейших разработок и корректировок.

Обеспечение качества образовательного процесса с использованием ДОТ в  Омском автотранспортном колледже отражено на рисунке 2.

Реализацию профессиональных образовательных программ с применением  ДОТ в Омском АТК организует отделение  дистанционных технологий (отделение  ДТ), которое координирует взаимодействие всех структур колледжа при организации  дистанционного обучения.

Учебно-методический комплекс, в том числе электронные образовательные  ресурсы, разрабатывается преподавателями  цикловой методической комиссии (ЦМК), закрепленной в учебном плане  за дисциплиной совместно со специалистом по информатизации Центра непрерывного образования колледжа. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства. К ним относят электронные учебные пособия, презентации лекций, виртуальные лабораторные работы, интерактивные ОМС-системы, учебные фильмы и др. Кроме того, обучающиеся отделения ДТ выполняют и задания в традиционной форме, например, контрольно-аттестационные работы, которые представляют собой междисциплинарные сквозные задания, рефераты и пр. Учебно-методический комплекс проходит внутреннюю экспертизу в колледже, организованную научно-методическим центром колледжа для допуска к использованию в учебном процессе [26]. Электронные образовательные ресурсы, созданные преподавателями колледжа, проходят также государственную регистрацию и сертификацию  в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Планирование и контроль учебного процесса, а также интерактивное  взаимодействие «преподаватель - студент» и обеспечение электронными образовательными ресурсами осуществляется через программную оболочку Educon. Educon - система дистанционного обучения, в которой размещены электронные учебно-методические комплексы учебных дисциплин – задания в тестовой форме, электронные учебные пособия, виртуальные лабораторно-практические работы. Educon также включает в себя почтовый сервис, системы интернет-тестирования и обеспечивает электронный документооборот.

Согласно Положению о  ДОТ подсистемы Educon выполняют следующие функции:

- административная подсистема - обеспечивает регистрацию пользователей  и наделение их определенными  правами, размещение информации  в открытой части Educon, контроль работы всех основных модулей;

- подсистема учета (электронный  отдел кадров) - выполняет создание  и ведение личных дел пользователей  всех категорий; 

- библиотечная подсистема (электронная библиотека) - выполняет   функции накопления, хранения и  предоставления информационных  ресурсов в соответствии с  полномочиями пользователей; 

- подсистема организации  учебного процесса - формирует учебные  группы, доступ групп студентов к определённым курсам, выполняет контроль за ходом учебного процесса и т.д.;

- подсистема контроля  знаний - тестовая подсистема;

- подсистема статистики - обеспечивает сбор, формирование  и предоставление статистических  данных о работе Educon, а также протоколирование всех этапов работы;

- подсистема документирования - обеспечивает формирование на  бумажном носителе различных  документов (как типовых форм  Excel, так и форм, задаваемых администратором Educon) [26].

Координацию взаимодействия учреждений – партнеров, согласно Положению  о ДОТ, осуществляет отделение дистанционных  технологий колледжа через сеть информационно-образовательных  центров (ИОЦ), расположенных на базе представительств колледжа, которые  реализуют мероприятия, способствующие организации образовательного процесса, в том числе обеспечение учебниками, учебными пособиями, представление  доступа к электронным ресурсам колледжа [26, п.1.7].

Информационно-образовательные  центры колледжа предоставляют компьютерную технику студентам для выхода в Интернет и подключения к системе Educon. На базе ИОЦ проводятся вебинары по учебным дисциплинам, которые проводят преподаватели колледжа on-line. Информационно-образовательный центр представляет собой некоторое количество компьютеров, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет. Студент через Интернет обращается к учебному серверу колледжа, где размещены информационные образовательные ресурсы. По каждой дисциплине основных образовательных программ создан электронный УМК.

Внеаудиторные комплексные  аттестационные работы (КАТР) подлежат обязательному письменному рецензированию. Рецензирование КАТР осуществляется тьютором (преподавателем-консультантом) и включает в себя содержательные комментарии  и анализ выполненной КАТР, рекомендации по дальнейшему изучению предмета. По зачтенным работам тьютор может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов. Результаты выполнения КАТР служат допуском для прохождения промежуточной аттестации, оценка за выполнение КАТР учитывается при определении оценки по итогам промежуточной аттестации.

База данных результатов  обучения позволяет проводить анализ качества освоения студентами учебного материала и анализ качества организации  учебного процесса. В анализ качества освоения студентами учебного материала  входят рейтинги за год и семестр, как индивидуальные, так и групповые,успешность и активность деятельности студентов, а также оценка удовлетворенности обучением. Анализ качества организации учебного процесса при дистанционном обучении  включает в себя качество электронных образовательных ресурсов и качество интерактивного взаимодействия «преподаватель - студент».

После анализа составляются необходимые корректирующие мероприятия. Это может быть совершенствование  учебно-методического комплекса  или корректировка графиков учебного процесса, оптимизация содержания диагностического материала и корректировка содержания очной фазы обучения. Затем корректирующие мероприятия утверждаются ЦМК и  необходимые поправки вносятся в  программную оболочку Educon.

Цель мониторинга –  обеспечить условия реализации ДО в  соответствии с их целями и задачами, направленными на достижение максимально  возможного уровня удовлетворения образовательных  потребностей студентов в получении ими качественного образования.

При организации мониторинга  качества организации учебного процесса с использованием ДОТ объектами  мониторинга являются:

- качество электронных  образовательных ресурсов;

- качество интерактивного  взаимодействия «преподаватель-студент».

Качество электронных  образовательных ресурсов поддерживается контролем их содержания и формы  представления учебных материалов со стороны научно-методического  совета колледжа с последующей регистрацией их в Федеральной службе по надзору  в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Важным фактором также  является полнота предлагаемого  учебно-методического комплекса. Большинство  электронных УМК по учебным дисциплинам  содержат, помимо электронного учебного пособия, презентации лекций по основным темам курса, виртуальные лабораторные работы, методики выполнения курсовых проектов и работ, справочные материалы, а также изданные типографским способом рабочие тетради. Кроме того, с 2010 года студентам Омского автотранспортного колледжа предоставлен доступ к ресурсам российской электронной библиотечной системы КнигаФонд.

Качество взаимодействия «преподаватель-студент» во многом определяется техническими возможностями программной  оболочки, с использованием которой  организован учебный процесс  ДО. Оболочка Educon, содержащая в своем составе депозитарий учебных курсов, системы интернет-тестирования, обеспечивает электронный документооборот с системой архивирования, формирование базы данных, необходимых для организации мониторинга качества усвоения студентами учебных материалов, а также осуществляет поддержку интерактивного взаимодействия «преподаватель-студент» on- и off-line.

Критериями качества взаимодействия «преподаватель-студент» служат:

1. четкость календарного планирования учебного процесса, причем при необходимости индивидуальный график учебного процесса формируется с учетом индивидуальных образовательных запросов студента по образцу, отображенному в таблице 1.

Информация о работе Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме получения образования и обучение с использованием дистанционной технологи