Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:02, дипломная работа
Цель исследования: определить методы повышения качества учебного процесса с использованием ДОТ.
В связи с целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к проблеме качества образовательного процесса с использованием ДОТ
2. изучить опыт работы отделения дистанционных технологий ОАТК в вопросах обеспечения качества учебного процесса
3. выявить направления повышения эффективности управления качеством учебного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..7
1. Теоретические подходы к проблеме обеспечения
качества учебного процесса с использованием ДОТ……...…11
1.1 Сущность дистанционного обучения…………………………………………11
1.1.1 Понятие, цели, задачи, принципы и функции дистанционного
обучения…………………………………………………………………...13
1.1.2 Модели технологии дистанционного обучения…………………………21
1.1.3 Нормативно-правовая база ДО…………………………………….……23
1.2 Качество образовательного процесса при ДО…………………………….....26
Выводы по главе 1………………………………………………………………….37
2. Обеспечение качества учебного процесса с использованием ДОТ в Омском АТК…………………………………..38
2.1.Информационно-техническое обеспечение дистанционного обучения……38
2.2. Использование дистанционных технологий в учебном процессе ОАТК……..41
2.3. Методика мониторинга знаний студентов в ОАТК при организации учебного процесса с использованием дистанционной технологии……………………………44
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний обучающихся на отделении дистанционных технологий Омского АТК…………...51
Выводы по главе 2………………………………………………………………….66
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………...68
3.1 Анализ негативных факторов на рабочем месте с компьютером……………….68
3.1.1 Микроклимат, требования к химическим веществам и аэроионный состав воздуха……………………………………………………………………..69
3.1.2 Освещение помещений и рабочих мест, оборудованных ПК…………..71
3.1.3 Шум в помещениях с ПК………………………………………………….71
3.1.4 Воздействие электрического тока………………………………………72
3.1.5 Электромагнитные излучения на рабочих местах
пользователей ПК………………………………………………………...73
3.2 Мероприятия по снижению воздействия негативных факторов
на рабочем месте с ПК…………………………………………………………….73
3.3 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
рабочих мест с ПК……………………………………………………………...77
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….83
4.1 Сравнительный анализ затрат на обучение по очной форме
получения образования и обучение с использованием
дистанционной технологии…………………………………………………..83
4.2 Расчет затрат на организацию анкетирования студентов отделения ДТ Омского автотранспортного колледжа……………………………………………88
Заключение…………………………………………………………………….91
Библиографический список……………………………………………..93
Таблица 1 – График учебного процесса
Студента ___________ Группы _______ Специальности _______________
на ___________ семестр _________ учебного года
Дисциплина |
Тема |
Контрольные задания |
Учебные материалы |
Дата отчета |
1…. |
1.1…… |
|||
1.2….. |
||||
………. |
||||
2…… |
2.1….. |
|||
2.2….. |
2. оперативность представления необходимых учебно-методических материалов студентам в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса, где определены нормативные сроки освоения учебных дисциплин и модулей;
3. своевременность проверки преподавателями контрольных материалов, присланных студентами, их объективное оценивание и формирование базы данных результатов освоения студентами образовательной программы;
4. наличие в деятельности преподавателя следующих составляющих:
- взаимодействие с тьютором по проблемам организации и проведения учебных занятий;
- ежегодная актуализация учебных материалов, представленных на сайте дистанционного обучения колледжа;
- организация контроля результатов обучения по учебной дисциплине (промежуточного контроля), формирование соответствующих ведомостей;
- мониторинг текущей успеваемости студентов, заполнение и постоянное обновление электронного журнала успеваемости учебной группы;
- электронные консультации (в режиме off-line);
- анализ процесса и результата изучения студентами дистанционного курса;
- разработка диагностических материалов для анализа эффективности обучения.
Критерии оценивания эффективности работы преподавателей ДО:
- владение теоретическими
знаниями и практическими
- использование в
- использование методов
и средств, обеспечивающих
- разнообразие использования
методик организации
- планомерность освоения знаний студентами;
- своевременность и
При мониторинге деятельности
преподавателей и тьюторов следует
учитывать, что потенциал использования
ДОТ в учебном процессе позволяет
повысить качество учебной деятельности
и усилить образовательные
2.4 Предложения по совершенствованию системы мониторинга знаний студентов на отделении дистанционных технологий Омского АТК
Важной составляющей в оценке качества образования является контроль знаний студентов. Оценка качества знаний при ДО во многом близка к оценке качества знаний при традиционном обучении, так как вне зависимости от формы обучения качество образования должно соответствовать одним и тем же требованиям. Но оценка качества организации учебного процесса будет зависеть от формы обучения.
Качество освоения студентами учебного материала основано на принципе ориентации на потребителя – соответствие стандартам и требованиям к профессиональным компетенциям специалиста. Критерии качества освоения студентами учебного материала определяются исходя из видов учебной деятельности студентов при организации учебного процесса с использованием ДОТ [45]. Таковыми являются:
- самостоятельная работа
по изучению теоретического
- самостоятельная работа
по выполнению практических
- выполнение КАТР;
- электронная консультация с преподавателем (в режиме off-line) через почтовый сервис среды Educon;
- тестирование-тренинг;
- контрольное тестирование;
- заполнение электронных форм опросов и анкет.
Для проверки уровня усвоения изученного материала применяется как встроенный в учебный материал контроль со стороны преподавателя (оперативный), так и отсроченный контроль знаний, в том числе тестовый контроль, курсовая работа, письменные экзамены, дипломная работа. Наиболее распространенным средством проверки знаний, полученных в результате прохождения дистанционного обучения, являются тесты. Тестирование получаемых в процессе обучения знаний путем проведения контролирующих мероприятий является необходимым элементом учебного процесса. Однако оно является выборочным по отношению к изучаемому материалу и направлено на оценку знаний, а не на выявление умений студентов. Кроме того, тестирование не позволяет установить причины пробелов в знаниях [45].
Для проверки приобретенных
в ходе ДО навыков и умений дистанционные
курсы предлагают широкий набор
средств. Для проверки навыков работы
с программным обеспечением используются
симуляции с программным
Для контроля качества усвоения знаний студентами осуществляется постоянный мониторинг. Контроль и аттестация студентов осуществляется с использованием как электронных средств, например посредством программной оболочки Educon, или традиционными способами в основном для итоговой аттестации. Совершенствование сложившейся в колледже структуры мониторинга качества освоения студентами учебного материала с применением дистанционных технологий проводилось по двум направлениям:
Полученные результаты по
всем видам деятельности по каждой
дисциплине представляются в виде таблицы
2, вертикальный анализ которой указывает
на то, какие темы оказались наиболее
сложными для усвоения и требуют
совершенствования учебно-
Горизонтальный анализ таблицы позволяет сформировать рейтинг отдельных обучающихся, что позволяет не только выявить их относительную успеваемость, но и повысить их мотивацию и учебную активность.
Таблица 2 - Анализ выполнения контрольных заданий по темам дисциплины
___________ Группы _______ Специальности _______________
___________ семестр _________ уч. года
ФИО |
Результаты потемного тестирования (текущая успеваемость) |
Кол-во баллов | ||||||||||||||||||||
Тема 1 |
Тема 2 |
Тема 3 |
Тема 4 |
Тема 5 |
…….. |
|||||||||||||||||
……. |
||||||||||||||||||||||
……. |
||||||||||||||||||||||
Средний балл по теме |
Кроме того, при использовании оценочной базы Educon формируются такие важные текущие показатели учебного процесса, как:
- степень выполнения студентами учебных заданий по теме или курсу – отношение выполненных заданий к количеству заданий, которые необходимо было выполнить за исследуемый период учебного графика;
- успешность студента по курсу – отношение суммы полученных баллов за выполненные задания к максимально возможной величине суммы всех оценок за задания за указанный период.
При накоплении соответствующей информации по группе или курсу за год, семестр на отделении дистанционных технологий формируются показатели, характеризующие индивидуальные или групповые рейтинги за год, семестр и пр. Сравнение показателей за различные периоды, по разным группам, дисциплинам, видам учебных заданий и пр. позволяет выявить определенные закономерности, сложности учебного процесса, предпочтения студентов, уровень подготовки различных групп и своевременно внести требуемые поправки и изменения в учебно-методический комплекс, используемый для целей дистанционного обучения.
Анализ результатов
Анкеты имеют четкую структуру и состоят из нескольких частей. Первая часть – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В ней кратко подчеркивается значение исследования, приводятся правила заполнения анкеты и гарантируется анонимность ответов. Вторая часть – основная – содержит вопросы (блоки вопросов), направленные на получение необходимой информации. В третьей части анкеты выражается благодарность опрашиваемому за заполнение анкеты.
В общей сложности
Предложена анкета, позволяющая выявить у абитуриентов склонности к дистанционной форме обучения. Цель такого анкетирования – помочь в выборе наиболее подходящей формы обучения, а также изучение психологических особенностей личности для выявления причин возникновения проблем в процессе дистанционного обучения. От степени готовности абитуриентов к обучению дистанционно зависят:
- мотивация применения ДОТ;
- активность студентов на начальном этапе обучения и в дальнейшем;
- использование всех
- степень использования
интерактивных технологий и
- регулярность работы студентов;
- результаты обучения;
- общая удовлетворенность студентов учебным процессом и, как следствие, результатом и качеством обучения.
Образец анкеты представлен в приложении Б, результаты – в приложении В. Анкетирование проведено для студентов 1 курса (49 человек). Результаты показали, что 49% (24 человека) опрошенных дистанционное обучение не представляет никакой сложности, поскольку у этих людей развиты навыки самостоятельной работы и рационального использования своего времени без внешнего контроля, 33% (16 человек) могут эффективно обучаться дистанционно при тщательном планировании своей работы, а 14%(7 человек) испытывают сомнения в отношении обучения без текущего контроля преподавателя, и только 4% обучающихся (2 человека) могут испытывать сложности в дистанционном обучении, так как предпочитают работать под пристальным контролем преподавателя. Результаты анкетирования отображены на рисунке 2.