Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основ социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере деятельности социальных учреждений Забайкальского края.
Задачи исследования:
- Определить понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;
- Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;
- Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- Рассмотреть вопросы реализации социальной работы с детьми данной категории в Забайкальском крае;
- Изучить опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основы социальной работы учреждений закрытого типа………7
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы…………………………………………………………………………….7
1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность………………………………………………………..13
ГЛАВА II. Практические аспекты социальной работы с детьми в закрытых учреждениях……………………………………………………………………35
2.1 Методика реабилитации детей в школе-интернат г. Хасавюрт………..35
2.2 Методика социально- педагогической реабилитации детей сирот с использованием средств физической культуры………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………69

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Сформулированы основные  принципы социально-педагогической  реабилитации детей-сирот в сфере  физической культуры, раскрывающие  теоретическую и практическую  направленность экспериментальной  методики:

 

-принцип преемственности  обусловливает необходимость учета содержания двигательного опыта ребенка-сироты и разработки технологии ее совершенствования в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

 

-принцип систематичности  учебно-тренировочной нагрузки строится  на утверждении, что достижение  запланированных кумулятивных эффектов состоится при частоте занятий не менее трех раз в неделю по 45-60 минут каждое;

 

- принцип узконаправленной  тренировочной нагрузки основан  на признании эффективности ее  локального воздействия на различные  системы организма, что позволяет рационально отбирать содержание обучения и управлять процессом реабилитации.

 

4. Разработана экспериментальная  методика физического воспитания  в детском доме, состоящая из  совокупности взаимосвязанных инвариантных  элементов. Первый элемент - содержание основного и дополнительного учебного материала для занятий ребенка-сироты биологически оправданным и предпочитаемым видом физкультурно-спортивной деятельности. Второй элемент - формы занятий физическими упражнениями, опосредованные в утренней физической зарядке, попутной физической тренировке, тренировочных занятиях в видах спорта. Третий элемент - уроки физической культуры в общеобразовательной школе, создающие базис общефизической подготовленности, основу для занятий спортом.

 

5. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность экспериментальной методики. Индивидуально-дифференцированный характер организации социально-педагогической реабилитации детей-сирот с использованием средств физической культуры способствовал значительному повышению темпов развития двигательной и физической подготовленности, заметному снижению тревожности и дискомфорта. На завершающем этапе исследования достоверное улучшение в сравнении с исходным уровнем произошло у детей 6-7-летнего возраста (1=2,6-7,5; Р<0,05-0,001), у детей 8-9-летнего возраста (1=2,6-5,3; P<0,05—0,01). У девочек 10-11-летнего возраста достоверно улучшились результаты в показателях физического развития, выносливости и координации движений ^=3,0-5,8; Р<0,05—0,01); у девочек 12-13-летнего возраста достоверное улучшение результатов произошло в скоростно-силовых показателях, физическом развитии и выносливости (1=2,9-6,8;Р<0,05-0,001). Достоверное улучшение в показателях физического развития, ско-ростно-силовой подготовленности и координации движений произошло у мальчиков 10-11 лет ^=3,3-6,7; P<0,05—0,001); у мальчиков 12-13 лет - в показателях физического развития, выносливости и координации движений ^=2,8—4,7; Р<0,05—0,01).

 

6. Полученные материалы  о повышении темпов социально-педагогической  реабилитации детей-сирот подтверждают выдвинутую в исследовании гипотезу и доказывают необходимость использования системы физической тренировки как основы физического воспитания в детском доме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

Ребенок, оставшийся без  надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь  в семье становится опасной, а  его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.

В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться  в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).

 

Значительное место  в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с ними, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах. Повышение эффективности социальной адаптации обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома. Принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе. Участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях. Посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии. Посещают трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Вместе с тем, всей этой деятельности не достаточно для  того, чтобы в полном объеме реализовалась  социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. Детям  не хватает обыденного общения вне  детского дома, в том числе общения в семье.

 

Эксперты считают, что  приоритетным направлением устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, является помещение их в  семью. В 2006 г. в стране в семьи  было передано 75879 детей, лишенных родительского  попечения, что составляет 54,1% общего количества выявленных детей. Под опеку передано в 2006 г. 67907 детей, усыновлено 6931 человек, отдано в приемные семьи 1041 человек.

 

Самыми распространенными  формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека наиболее популярна среди россиян.

 

Нами был рассмотрен также опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края. Центр  проводит работу по передаче детей  под опеку, в приемные семьи, либо возвращению ребенка в кровную семью.

 

Центром «Родник» наработан  богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому  сопровождению семейно-воспитательных групп. На сегодняшний день Центром  созданы 15 семейно-воспитательных групп, в которых проживают 30 детей.

 

Итак, по мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью  является передача на усыновление, под  опеку родственникам или в  замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное – получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Результаты проведенного исследования позволяют предложить ряд рекомендаций для внедрения  в практику организации физического  воспитания детей-сирот.

Процесс физического  воспитания с детьми-сиротами целесообразно разделить на несколько этапов. Главной задачей первого этапа (начальной адаптации) следует определить подготовку детей к занятиям физическими упражнениями. Решение этой задачи необходимо соотносить с формированием у воспитанников социальных навыков общения и поведения и реали-зовывать в рамках изменения социальной ситуации развития за счет введения большего числа преподавателей - специалистов физической культуры и увеличения числа занятий в неделю.

На этом этапе организации  физического воспитания для адаптации  детей-сирот к условиям организованного  физического воспитания целесообразно  использовать подвижные игры, направленные на обучение общению друг с другом, на оказание взаимопомощи и взаимовыручки, упражнения с предметами, строевые приемы и действия. При формировании учебных действий анализа и самоконтроля требуется создавать педагогические ситуации в виде сравнения разных физических упражнений и условий их выполнения. Необходимо также поощрять приемлемые формы инициативы детей в выполнении двигательных заданий и оказании помощи сверстникам.

На последующих этапах организации физического воспитания целесообразно приобщать детей-сирот  к регламентированным по содержанию, форме и учебной нагрузке двигательным заданиям. Режим тренировочных занятий следует строить в соответствии с принципами спортивной тренировки: однородность тренирующих воздействий, минимизация состава трепирующих воздействий, необходимость и достаточность тренирующих воздействий.

В качестве основного двигательного задания с детьми-сиротами целесообразно использовать спортивные игры, а также игру в боулинг.

Для развития скоростно-силовых  способностей, одновременно с обучением  игре предлагается использовать беговые  упражнения (челночный бег, бег по точкам), прыжковые упражнения, эстафеты, упражнения в виде перемещений по площадке, спортивные игры.

Для развития координационных  способностей в первой части занятия  можно использовать беговые упражнения, ползание и лазание, элементы акробатики, упражнения в равновесии. Во второй части занятия проводятся спортивные игры.

 

 

                                                                                                                                                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.

 

2.  Адресный социальный  патронаж семьи и детей: Научно-методическое  пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., 2000.

 

3.  Алексеева Л.С.  Технологии социальной работы  с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. - М, 2001.

 

4.  Бреева Е.Б. Дети  в современном обществе. - М., 1999.

 

5.  Брускова Е. Если  вместе…: Детские деревни –SOS (история и современность, благотворительность) //Смена.-2000.- №2.-с.54-62.

 

6.  Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. - М.: Проспект, 2002. - 240 с.

 

7.  Варывдин В.А., Клемантович  И.П. Управление системой социальной  защиты детства. - М.: Педагогическое  общество России, 2004. - 192с.

 

8.  Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. –с.69-72.

 

9.  Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая  работа по социальному воспитанию  дошкольников в детском доме. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

 

10.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - Академия, 2003. - 224 с.

 

11.Иванова Н.П. и  др. Программа подготовки приемных  родителей (профессиональный минимум). - М., 1999.

 

12.Иванова Н.П., Бобылева  И.А., Заводилкина О.В. Адаптация детей в замещающей семье: Пособие. - М., 2002.

 

13.Климантова Г.И. Государственная  семейная политика современной  России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2004.-192 с.

 

14.Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. - 761 с.

 

15.Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

 

16.Комков С. Откуда  в России берутся беспризорные  дети / Социальная педагогика 1/05.

 

17.Конвенция ООН о  правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. -М., 1992.

 

18.Королев Ю.А. Семейное  право России: Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 1999.

 

19.Костюнина М. Из  опыта работы педагога-психолога  школы-интерната с социальными  сиротами // Воспитание школьников.- 2003. - №6. –с. 44-46.

 

20.Красницкая Г., Пронина  С. Социальное сиротство: причины  и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. – с. 57-58.

 

21.Лекции по технологии  социальной работы: в 3 ч. / Под  ред. Е.И. Холостовой. - М.: СТИ, 1998.

 

22.Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб, 1994.

 

23.Мельников В.П. Холостова  Е.И. История социальной работы  в России: Учебное пособие. –  3-е изд. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2006. –  334с.

 

24.Методики оказания  социально-психологической помощи  семье и детям / Е.В. Бурмистрова,  В.Ю. Меновщиков, Н.Г. Осухова и  др.; Под общ. ред. Н.Г. Осуховой; М - во труда и социального  развития Российской Федерации  и др. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.

Информация о работе Средства педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа