Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе I

Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры

2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность понятия вежливости дипломная работа..docx

— 161.46 Кб (Скачать файл)

 

С родителями велась отдельная  работа: беседы, консультации, семинары по обмену опытом. Беседа с родителями «Игра - дело серьезное», в которой  говорилось о всех видах игр дошкольника, прошла очень активно. Из беседы мы выяснили, что о таком виде игр родители и не знали, хотя иногда замечали своих детей “говорящих с игрушками”. Родители очень заинтересовались и задавали много вопросов в ходе беседы.

 

Почти с первых дней проведения эксперимента родители стали испытывать трудности в организации и  руководстве сюжетно-ролевой игрой  детей. Поэтому мы предложили родителям  познакомиться с методическими  рекомендациями по организации и  руководству режиссерскими играми детей в условиях семьи.

 

Разработали несколько вариантов  игровых уголков в домашних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, предложили их для просмотра родителям.

 

Составили примерный перечень литературы для родителей по воспитанию детей в игре, ознакомлению с особенностями  режиссерской игры старшего дошкольника.

 

Также для родителей организовывались уголки, в которых ежедневно отражается жизнь группы (“Что мы делали?”, “Чем занимались?”, “Домашнее задание” и т.д.).

 

Многие родители испытывали затруднения в том, как начать игру с ребенком. Мы предлагали родителям  следующие варианты: чтение книг, рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказать детям о  том, как сами родители играли в детстве; можно придумать рассказ про героя, который интересен ребенку; предложить задание: “Придумай новую сказку”, “Покажи, что вы делали в детском саду”.

 

Проблемные ситуации в  ходе игры, беседы с детьми о поступках  героев, совместные игры помогают детям  разнообразить сюжеты, осознать свои поступки, расширить общение с близкими.

 

Предварительной работой, помогающей накопить у детей понятия и  слова культурного этикета до сюжетно - ролевой игры было чтение стихотворения С. Маршака «Урок  вежливости», А. Барто «Шла вчера я по Садовой», чтение сказки П. Дудочкина «Без одного слова», рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», обыгрывание сценки «Знакомство» и «Я - интересный человечек», заучивание пословиц и поговорок о вежливости, отгадывание загадок Олеси Емельяновой « Вежливые загадки».

 

Так же предварительно велась работа с родителями. В своей работе мы использовали папки - передвижки, способствующие формированию вежливости не только в  образовательном учреждении, но и  дома, также просьбы и поручения.

 

При организации сюжетно - ролевых игр нами создавались  специальные условия, которые стимулировали  проявления вежливости со стороны ребенка. Для этого продуманы были дополнительные линии игры, где от ребенка требовалось  проявить навыки нравственного поведения  в обществе.

 

Можно выделить следующие  условия формирования вежливости в  сюжетно-ролевой игре:

 

Создание воспитателем такой  формы взаимодействия, которая предполагают двухсторонние эмоциональные контакты взрослого с ребенком, ребенка  с ребенком. При этом обязательный момент подобных взаимоотношений - умение почувствовать заинтересованность в общении с ребенком, готовность разделить его настроение, переживание. Ребенок же в свою очередь должен испытать радость от общения в  целом и от проявления вежливости в частности. Эмоциональные переживания  при этом приобретают силу и служат движущим мотивом в формировании вежливости дошкольников.

 

Постоянный контроль со стороны  педагога, проявление вежливости со стороны  детей в процессе игровой деятельности.

 

Создание педагогом условий  для проявления навыков вежливости в сюжетно-ролевой игре.

 

При условии, если сюжетно-ролевая  игра станет неотъемлемой часть всего  воспитательного процессе дошкольника.

 

При условии методически  грамотно простроенной предварительной  работы, которая позволит познать  дошкольниками правила этикета, освоить нормы нравственного  поведения в различных жизненных  ситуациях с последующим применением  знаний в игровой деятельности в  рамках сюжетно-ролевой игры.

 

Положительным моментом, проводимой нами работы, является тот факт, что  благодаря использованию в качестве ведущего средства формирования вежливости сюжетно-ролевой игре мы смогли в  специально смоделированных условиях отработать навыки вежливого поведения  у старших дошкольников. Выбранная  нами для этого тематика сюжетно-ролевых  игр, позволила погрузить ребенка  в различные жизненные ситуации, и увидеть его поведенческие  реакции в данной ситуации, а направляющая позиция педагога позволила провести индивидуальную педагогическую коррекцию  выявленных проблем, касающихся формирования вежливости.

 

Отрицательным же можно назвать  только недостаточно большой временной  интервал, который в полной мере закрепить полученный ранее результат.

 

2.3 Динамика уровня сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста

 

В результате, проведенной  работы, была создана необходимость  в проверке эффективности работы, проведенной нами, направленной на формирование вежливости детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой  игры.

 

Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики в уровнях  сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

 

Для этого мы использовали те же методики, что и в ходе осуществления  проведения Й констатирующего эксперимента. Ими были:

 

беседа с детьми (10 вопросов для дошкольников);

 

анкетирование родителей;

 

анализ педагогических ситуаций;

 

Их использование показало, что произошли существенные качественные изменения в представлении детей  о вежливости, так, по результатам  беседы, направленной на выявление  объема их знаний о вежливости, вежливых проявлениях имеющегося по завершению эксперимента, можно отметить, что 70 % детей дошкольного возраста имеют  конкретные знания, соответствующие  программным требованиям. И только у 30 % отмечается недостаточное количество знаний, что на наш взгляд, обусловлено  рассеянным вниманием.

 

У большинства же детей  знания характеризуются прочностью, осмысленностью, так, например на вопрос «Что значит быть вежливым», они отвечали «Вежливый тот человек, который в магазине вежливо просит что то подать, не грубит маме, бабушке место уступает в автобусе», «Вежливый человек это тот человек, который помогает пожилым людям, слушается родителей, не обижает других людей, дарит подарки, говорит вежливые слова, хорошо себя ведет».

 

При повторном выявлении  представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие  результаты: 60% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, чтобы  не огорчать взрослых, быть настоящим  человеком, иметь много настоящих  друзей. 20% считают, что человеку нужно  быть вежливым, чтобы близким людям  не было стыдно за него, 10% считают, отсутствие вежливости сейчас не в моде. 10% детей  ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.

 

60% детей отвечают, что  человека, который знает вежливые  слова и говорит и применяет  их на практике, можно назвать  вежливым; и только 20% ответили, что  вежливый человек, это тот человек,  который их просто знает. 

 

На вопрос «Почему не выполнять  свои обещания - это плохо?», Лиля. ответил: «Люди не будут верить больше, и обращаться не будут». А Юра и еще один ответили: «Потому что можно потерять настоящих друзей». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: быть доброжелательным ко всем, помогать всем людям, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым, дарить подарки.

 

Таким образом, хоть результаты беседы и не высоки, но подтверждают, что у большинства детей увеличился объем знаний о вежливости, понятие  вежливости стало осознанным (60%). По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 7, рис.5).

 

Из них мы видим, что 40 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 40% детей находиться на среднем уровне вежливости 20 % детей - на высоком уровне.

 

Таблица №7

 

Беседа с дошкольниками

 

Фамилия, имя  

Методика «Беседа с  дошкольниками» 

 

Высокий

 

уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень 

 

Виктория Б.   

 

Самир Г.   

 

Ирина Г.  

+  

 

Родион Г. 

+   

 

Юрий Д.  

+  

 

Диана Д.   

 

Олеся Е.  

+  

 

Лиля К.   

 

Данил П. 

+   

 

Антон А.  

+  

 

 

 

Рис.5. Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и вежливости

 

Нас так же интересовало, изменилось ли отношение родителей  к этой нравственной проблеме. В  связи с этим мы повторно проводили  анкетирование, направленное на выяснение  знаний о путях решения проблемы нравственности.

 

Анализ результатов повторного анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся  на высоком уровне вежливости, 60% детей - на среднем уровне сформированности вежливости, 20% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 8, рис.6).

 

Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что теперь большинство детей стараются использовать правила вежливого общения и поведения в повседневной жизни (70%). Родители же в свою очередь, изучив представленный нами материал, так же стараются пользоваться нашими предложениями. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали - «Недавно заведены», «Заведены по вашему совету», «Теперь они есть» (70%).

 

На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие родители обогатили  свой словарный запас такими словами, как: спасибо, пожалуйста, добрый день, будь так любезна, приятного аппетита, угощайся, прошу прощения и другие (80%), и лишь 20% родителей продолжают использовать в разговоре традиционные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуй. А ведь в мире помимо этих слов существуют и другие (Поздравляем, тебе помочь, благодарю, только после вас и  т.д.)

 

Таблица 8

 

Анкетирование родителей 

 

Фамилия, имя  

Методика «Анкетирование родителей» 

 

Высокий

 

уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень 

 

Виктория Б.  

+  

 

Самир Г.   

 

Ирина Г.  

+  

 

Родион Г. 

+   

 

Юрий Д.  

+  

 

Диана Д.  

+  

 

Олеся Е. 

+   

 

Лиля К.   

 

Данил П.  

+  

 

Антон А.  

+  

 

 

 

Рис.6. Осознание родителями нравственных норм и вежливости своих  детей

 

По результатам анализа  педагогических ситуаций установлено, что большинство детей могут  оценить поведение других лишь в  отдельных ситуациях, требующих  проявлений вежливости, это могут  сделать 70% детей.

 

При повторном выявлении  у детей способности анализировать  поступки других людей и высказывать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, мы получили следующие результаты: 20 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне вежливости, 70% детей находиться на среднем уровне вежливости и 10% детей находиться на высоком уровне вежливости. Результаты можно обосновать тем, что за такой короткий срок формирующего эксперимента повысить знания детей до высокого уровня не возможно.

 

 Так, вновь проанализировав  ситуацию «Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой  человек. Что ты будешь делать  в данной ситуации?» 80% детей  уступили бы свое место пожилому  человеку, и лишь 20% опрошенных детей  предложили ему сесть рядом.

 

Прослушав ситуацию «Витя  опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и  сказать Витя?», большинство детей  отвечали (70%): Нужно поздороваться, сказать всем Доброе утро и пожелать всем приятного аппетита, лишь 30% детей  предложили сесть за стол и позавтракать, идти вымыть руки.

 

Результаты анализа показали, что у большинства детей (до 80%) трудностей в определении своего отношения к тем или иным поступкам  почти или совсем нет.

 

Таким образом, результаты анализа  педагогических ситуаций подтверждают, что сюжетно - ролевая игра является эффективным средством формирования такого нравственного качества, как  вежливость. По результатам повторного анализа педагогических ситуаций с  детьми была выполнена таблица и  рисунок (см. Таблица 9, рис.7).

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте