Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99
Такой принцип высчитывания
Критерий Способ чтения
- слог - 10 баллов;
- слог + слово – 35 баллов;
- слово – 45 баллов;
- слово + словосочетание – 50 баллов.
Так же высчитывался средний балл. Максимальный балл равен 50.
Критерий Понимание (работа по
тесту) оценивается из
Исходя из данных утверждений, критерий Понимание мы оценили следующим образом:
- название – 10 баллов;
- план – 20 баллов;
- вопрос - 20 баллов.
Далее всё просчитывается
Для итогового контроля детям
была предложена миниатюра Ю.
Ученики по одному заходили
в кабинет для чтения и
Для фиксирования результатов применялась таблица-протокол (таблица 10а, таблица 10 б).
Таблица 10 а.
Итоговая проверочная работа №5
2 класс «Б»
Ф.И. ученика
Ю. Коваль «Фарфоровый колокольчик»
1. Период безошибочного чтения (норма 50) |
37 |
Слог – 10 Слог+ слово – 35 Слово – 45 Словосочетание – 50 (норма) |
50 |
|
|
Название – 10 |
10 |
План – 20 |
10 |
Вопрос - 20 |
20 |
ИТОГО (150) |
127 |
Оценка |
77 % |
Таблица 10 б.
№ |
Ф.И. |
присутсивие |
правильность |
Способ |
Понимание |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
ошибок |
сред.балл (50) |
слог (10) |
слог +слово (35) |
слово (45) |
слово+ словосоч. (50) |
балл общий |
заглавие (10) |
план (20) |
вопрос (20) |
балл (50) |
Итог (150) |
Оценка (%) | |||
1 |
Таня К. |
+ |
7 |
46 |
2 |
36 |
50 |
10 |
20 |
20 |
50 |
142 |
77 | |||||
В разделе Правильность
Такой способ фиксирования
Контрольный эксперимент
В результате итоговой
Таблица 11.
№ п/п |
Ф.И. ученика |
Период безошибочного чтения слов |
Способ чтения |
Понимание |
Оценка |
2 «Б» класс |
|||||
1 |
Юля А. |
49 |
50 |
45 |
84% |
2 |
Таня Б. |
56 |
50 |
45 |
87% |
3 |
Настя Е. |
46 |
45 |
35 |
69% |
4 |
Таня З. |
48 |
50 |
45 |
85% |
5 |
Максим И. |
42 |
35 |
35 |
75% |
6 |
Саша К. |
48 |
35 |
25 |
48% |
7 |
Рома К. |
46 |
50 |
35 |
72% |
8 |
Таня М. |
57 |
45 |
40 |
64% |
9 |
Дима П. |
52 |
50 |
35 |
85% |
10 |
Таня Р. |
54 |
50 |
45 |
89% |
15 |
Максим А. |
38 |
35 |
50 |
82% |
16 |
Юля Б. |
60 |
50 |
40 |
84% |
17 |
Катя Е. |
56 |
50 |
50 |
100% |
18 |
Аня К. |
58 |
50 |
45 |
75% |
19 |
Кирилл К. |
40 |
45 |
40 |
65% |
Средний уровень по классу |
52 |
50 |
40 |
84% |
Благодаря применению современной технологии оценивания уровень читательских умений в экспериментальном классе - возрос. Безошибочность чтения слов в экспериментальном классе, по сравнению с констатирующем экспериментом, увеличилась на 8 баллов, понимание – на 10 баллов, общая оценка увеличилась на 20 %.
Процент выполнения задания
- 95%
и выше – очень высокий
- 75-94% - высокий уровень;
- 50-74 % -средний уровень;
- менее 50% - низкий уровень.
Можно просмотреть динамику
Итоги контрольного
Рисунок2.
На контрольном этапе эксперимента, мы наблюдали, что при оценивании своих образовательных достижений у учащихся экспериментального класса меньше возникало трудностей в объективном оценивании своих достижений; трудностей в объективном оценивании своих товарищей. Дети могли наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу. У ребят повысился уровень познавательной активности. Учащиеся экспериментального класса не боялись высказать своё мнение. Что нельзя было сказать во время проведения констатирующего эксперимента.
На контрольном этапе мы определили уровень самооценки младших школьников при помощи методики «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой).
Результаты этой работы
Таблица 9
Уровень самооценки по методике «Тестирования» Г.Н. Казанцевой
Самооценка |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Экспериментальный класс |
0 |
0 |
13 |
87 |
2 |
13 |
Рефлексивные способности детей по данной методике возросли. В экспериментальном классе детей с высоким уровнем самооценки стало на одного человек больше (20%), с низким уровнем самооценки нет ни одного ребёнка, средний уровень самооценки имеют 13 человек (87 %). У детей в экспериментальном классе представления о себе стали содержательными, самооценка – адекватной. Это мы смогли определить при помощи методики «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой). Более наглядно мы это можем увидеть на рисунке 3.
Рисунок 3.
Итак, данные методики «Тестирование» Н.Г. Казанцевой подтверждают, что младшие школьники имеют более высокую самооценку – у двух детей самооценка высокая, у остальной части – средняя, отклонения в сторону занижения не зафиксированы. При этом для младших школьников высокая самооценка является скорее нормой, чем отклонением в связи со спецификой возраста и особенностями становления Я-концепции детей этой возрастной категории.
Кроме этого, по итогам
Таким образом,
младшие школьники на этапе
контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
При использовании современных технологий оценивания на уроках в начальной школе, можно сделать вывод: дети научились не только видеть и формулировать умения, но и с большим интересом оценивать свою деятельность, как исполнительскую, так и творческую. Их оценки становятся более адекватными, с каждым годом обучения. Учащиеся более грамотно формулируют задачи для самостоятельной работы и на будущее. Дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно и оценивать.
Применение данной технологии
обеспечивает вовлечённость в
оценочную деятельность не
Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов