Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99
Заключение
Данная работа посвящена современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов. Перед ее выполнением была поставлена цель: подробное изучение и применение на практике безотметочной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов. В ходе выполнения работы поставленная цель, а также вытекающие из нее задачи были достигнуты:
- Была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, где отражались идеи достоверного оценивания знаний, умений, навыков учащихся в историческом аспекте и в научных трудах известных педагогов, психологов. Характеризуя недостатки традиционной системы оценивания, большинство учёных подчёркивали необходимость использования безотметочной технологии оценивания.
- Нами были
проанализированы требования к
системе оценки достижения
- Были определены сущность, основные формы, методы и принципы оценивания применяемые в современных технологий оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов. Выявлена роль контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Были проведён
отбор методов, средств,
Методы и формы современных
технологий оценивания
- Проведено исследование, на примере которого была показана эффективность применение современной безотметочной технологии оценивания.
Также свое подтверждение нашла и гипотеза исследования: применение современной технологии оценивания, в нашем случае безотметочной, показало более высокий уровень образовательных достижений младших школьников. Применение современной технологии оценивания способствовало формированию у учащихся умения учиться, которое включало в себя на разных этапах (вначале совместно с учителем, далее со сверстниками, затем индивидуально) навыки определения границы своего незнания и способствовало делать целенаправленный запрос к источникам знаний для ликвидации своего незнания.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам безотметочной системы оценивания достижений учащихся. В ней показываются негативные факты использования традиционной (отметочной) технологии оценивания, приводятся положительные моменты применения безотметочной технологии оценивания образовательных достижении учащихся. В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования недостатки применения традиционной технологии оценивания (отметочной) можно свести к следующим фактам:
Данная технология может негативно сказаться не только на образовательных достижениях обучающихся, но и на всем обществе в целом.
С внедрением новых стандартов,
где подразумевается
Итог из сказанного:
Итак, высказана часть аргументов против использования традиционной (отметочной) технологии оценивания образовательных достижений детей.
Рассмотрев отрицательную сторону применения отметочной технологии оценивания, естественно, необходимо сказать несколько слов о том, что дает всем нам использование современной технологии оценивания образовательных достижений детей (при условии соблюдения всех правил такого обучения).
Во второй
главе работы описывается проведенный
эксперимент по применению безотметочной
технологии оценивания в начальной
школе. Перед его проведением
была поставлена гипотеза исследования:
применение безотметочной (критериальной)
технологии оценивания покажет более
высокий уровень знаний учащихся
начальных классов. В результате
проведенного эксперимента данная гипотеза
нашла свое подтверждение: экспериментальный
класс показал хорошие
Применение данной технологии обеспечивает вовлечённость в оценочную деятельность самих учащихся. Это способствует формированию у обучающихся навыков рефлексии, самоонализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, даёт возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, нести ответственность за результаты своих поступков. Другими словами можно сказать так:
- что ему удается и как;
- какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы восполнить и как.
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно процесс оценивания со стороны ребенка, он изымается и присваивается учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать себя. Контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на недостатки, оценивает, высказывает свое суждение о результатах учебы ребенка только учитель. Поэтому у ребенка учебная работа в обычной школе постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. Следствием чего является неадекватная (заниженная, завышенная самооценка), что, безусловно, сказывается на образовательных достижениях учащихся!
При применении современной технологии оценивания, самооценка и взаимооценка со стороны ученика сопровождают весь ход учебной деятельности. Сильный оценочный компонент со стороны, прежде всего самого ребенка и его товарищей обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях. Уверенность в успехе рождает и усиливает интерес ребенка к учению, страсть к познанию.
Основные задачи современной безотметочной технологии оценивания:
- все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания;
- закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора.
Мы выяснили, что в отличие от традиционной, современная технология оценивания направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: реформирование традиционной технологии оценивания необходимо. И как один из ее альтернативных вариантов может быть предложена безотметочная технология оценивания образовательных достижений школьников, которая действительно является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для учеников и может развиваться с течением времени.
Безотметочная технология оценивания обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления; позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценивания дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Современная технология оценивания образовательных достижений учащихся способствует формированию качественного результата процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.
Список использованных источников
1.Амонашвили
Ш.А. Воспитательная и образовательная
функция оценки учения школьников: экспериментально-
2.Амонашвили Ш.А. Знание. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.
3.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1980. – Т.2:
4.Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. - В кн.: Избранные психологические труды. - М., 1980.
5.Батурин Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности//Психологический журнал, 1987, т. 8, № 3, с. 87-93.
6.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1968
7.Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей. / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 1950. - С.163-183.
8.Век Х.: “Оценки и отметки”, Москва “Просвещение” 1984 г.
9.Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу.- М.: Дрофа, 2000.
10.Воронцов А.Б.: “Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся”, журнал “Начальная школа”, № 7, 1999 г.
11.Воронцов А.Б.:Построение педагогической технологии контроля и оценки в учебной деятельности (начальная школа); М.: Международная ассоциация «Развивающее обучение» Открытый институт «Развивающее образование» -2001.
12.Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования. // Начальная школа.- 2002,- №3,- с. 89
13.Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1997
14.Гореславский С.И. Мало школе «5 баллов» // Народное образование. – 1990. - № 7. - C. 126 – 127.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка.- М.:1981,- с.153.
16. Доманов А.Г. Индивидуальные особенности оценочной деятельности педагога.- С.-Петербург, 1991
17. Закон РФ «Об образовании».
18.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2001. – 388с.
19.Казанцев И.Н. Урок в современной школе. - М., 1987.
20.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия»- 2003.- 176 с. (с. 63).
21.Контроль знаний и обратная связь в обучении. / Под ред. Б.Г. Сладкевич. - Л.: ЛГПИ, 1980.
22.Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2000.103с.
Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов