Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

         Баллы запретили, но, как учить  без них, сказано не было. Однако  бездумная отмена баллов привела  к ухудшению успеваемости и  дисциплины в школах, и поэтому  в 1933г. вернулись цифровые отметки  от "0" до "5", с 1934г. и  по сей день занятия стали  оценивать по пятибалльной системе  от "1" до "5". А в 1935г.  вернули словесные отметки: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо", "очень плохо".

    Но без «пятерок» и «двоек» учились недолго: в 1939 году в школы вернулись словесные оценки («удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо» и «отлично»), а вслед за ними, в 1944 году и привычные баллы. Указывалось, что это осуществляется «в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству знаний».

       Одним из первых отечественных  педагогов, кто пытался разделить  проблему контроля и оценки  в связи с реформой обучения  в целом и разрабатывал систему  контроля и оценки на подлинно  гуманных началах, был С.Т. Шацкий. 

       В.Т. Шацкий доказывал, что отметки  отрицательно влияют на учащихся. Отстаивал такую технику оценивания, которая помогала бы детям  учиться и не затрагивала бы  их личность. Был против тайных  записей учителями в блокнот,  т.к считал, что ученики могут  его прочесть. Выступив против отметок и экзаменов, он считал, что нужно оценивать не личность ребёнка, а его работу с учётом тех условий, в которых она выполнялась, и предлагал вести систематический контроль и оценку результатов учебной работы детей в форме отчётных выступлений школьников перед родителями, выставок работ учащихся и т. Д. Основной реформой контроля за учебной деятельностью учащихся стал самоучёт и самоконтроль, выявление результата коллективной работы учащихся, а не отдельного ученика. Одной из наиболее распространённых форм самопроверки стали тестовые задания..

       В. А Сухомлинский писал: "Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке или единице кнут, а в четвёрке и пятёрке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник". Главным стимулом, побуждающим к учению, он считал радость труда, успехи в учении. Сухомлинский говорил о том, чтобы не было лёгких, случайных, незаслуженных отметок, чтобы каждая отметка была результатом упорного труда по овладению знаниями. В Павлышской школе учителя не выставляли разовых текущих отметок, в младших классах отметка ставилась только за определённый период наблюдения учителя над всей работой ученика (классной, домашней, творческой), в зависимости от индивидуальных особенностей.  [45].

Итак, балльной системе уже в начале XX века было вынесено много обвинений и суровых  приговоров.

         Таким образом, для объективности  оценивания учебных достижений  учащихся необходимо в первую  очередь поменять систему обучения  на такую систему, в которой  нет необходимости прибегать  к традиционной пятибалльной системе оценивания. Сегодня, в начале XXI в., назрела необходимость в обучении "по-новому".

       Подтверждением выше сказанного  является Письмо Минобразования  РФ от 25.09.2000г. с дополнением  от 20.04.2001г. "Об организации обучения  в первом классе", где указано,  что "в первом классе …  исключается система балльного  (отметочного) оценивания. Не допускается  также использование любой знаковой  символики, заменяющей цифровую  отметку… Допускается лишь словесная  объяснительная оценка. Нельзя при  неправильном ответе ученика  говорить "не думал", "не старался", лучше обходиться репликами "ты  так думаешь", "это твоё мнение", "давай послушаем других"…"  Кроме того, указано, что "никакому  оцениванию не подлежат: темп  работы ученика; личностные качества  школьников, своеобразие их психических  процессов "особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности".

         В настоящее время разрабатывается  положение о том, чтобы исключить  отметочную систему оценивания  по таким предметам, как: физическая  культура, трудовое обучение, изобразительное  искусство, музыка. В этом возникла  необходимость в связи с тем,  что по указанным предметам  отметочная система оценивает  индивидуальные особенности учащихся, а это противоречит выше упомянутому  документу.

         Содержание образования (в частности,  учебный материал) выполняет функцию  стимулирования учебно-познавательной  деятельности. Система определённых  научных знаний представляет  собой информацию, получаемую учащимися  от учителя и учебной литературы, которая приобретает значение  у обучаемых в том случае, когда  отвечает их потребностям. Сложность  учебного материала, доступного  для учащихся, способствует появлению  чувства радости, уверенности  в себе, осознанию своих сил  и возможностей. Познавательная  потребность обучаемых переходит  в устойчивый познавательный  мотив (интерес) по мере того, как они убеждаются в обманчивости  чувственного опыта и в необходимости  проверки доводов методами научного  мышления. Мотивационные возможности  содержания учебного материала  усиливаются в процессе обучения, если педагог использует в  своей работе приёмы побуждения  учащихся к учению: показ новизны содержания, обновление уже усвоенных знаний, их углубление, межпредметные и межцикловые связи, занимательность изучаемого материала, показ достижений современной науки. Эта группа приёмов ориентирована на появление у учащихся новых впечатлений, удивления, раздумья, размышления, возникновение противоречий между имеющимися и воспринимаемыми знаниями, что способствует активизации мышления и интереса к уроку (учебному материалу). Влияние содержания учебного материала на формирование учебно-познавательной мотивации усиливается в зависимости от построения содержания обучения, что определяет эффективность учебной деятельности, повышает наличный уровень состояния мотивационной сферы обучаемых. 

 

1.2 Содержание, формы и методы  организации оценивания учебных  достижений младших школьников

      Проблема оценивания знаний и  учебных достижений обсуждалась  педагогами и философами на  протяжении многих веков, начиная  с глубокой древности. Исследованиями в области оценочной деятельности занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский и др. Эти исследователи выявили особенности восприятия учащимися оценочной деятельности учителя, предложили свои формы безотметочного обучения.

       Ученые и практики обращались  к поиску образовательных технологий, обеспечивающих такое развитие, обучение и воспитание ребенка,  в результате которого он будет  подготовлен к активной самостоятельной   жизни в обществе.

       Одной из ключевых проблем   образовательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения является проблема контроля и оценки у разных субъектов учебно-воспитательного процесса (учащихся, их родителей и педагогов) в условиях становления и развития учебной деятельности детей на разных этапах школьного образования.

       Контролю и оценке посвящено достаточное количество психологических исследований. Все эти работы направлены на исследование путей формирования и развития способностей, мотивации учащихся, отдельных личностных качеств школьников, способов учебной деятельности и т.п. Приоритетной в этих работах является ориентация на развивающие образовательные технологии.

       В научных исследованиях Е.К. Артищева, 1997; В.Р.Алгушева,1996; Н.В.Ануфриева,2000; И.В.Гладкая,1996; Н.Б.Гусарева, 2000; ЛЛ.Жогло,1987; Г.Д.Кириллова, 1996; А.П.Тряпицына, 1991,2000 и др. рассматриваются разные аспекты содержания, способов и форм контроля и оценки в современных развивающих, личностно-ориентированных технологиях.

        В ходе овладения знаниями  промахи и недостатки являются  естественным состоянием, т.к. нет такого дела, которому можно было бы научиться сразу в совершенстве. Оценивание является неотъемлемой частью выполнения любого дела, в том числе и учения. Но при балльной системе оценивания все промахи учеников "наказываются" отрицательной отметкой, превращая естественный процесс по овладению знаниями, умениями и навыками в повинность, отбивая нередко охоту заниматься. Отметка появилась давно, и сразу после её появления и внедрения в учебную практику началась критика балльной системы, велись поиски безотметочной гуманной системы обучения, которая развивала бы ребёнка, формировала бы его как полноценную личность.

       В условиях традиционной системы  обучения оценочный компонент  выносится из целостной структуры  учебной деятельности. Педагог контролирует, проверяет, находит ошибки и  указывает на них (а ученик  с самого начала освобождается  от такого рода активности, т.к.  она всецело возлагается на  учителя), высказывает своё суждение  о результате учебной деятельности, не вдаваясь в анализ её  хода. Следствием этих операций  является отметка как "проявление  воли и единоначалия педагога". [2;72].

       На практике процесс оценивания  обычно выступает в форме развёрнутого  суждения учителя, обосновывающего  отметку, или как свёрнутое  "объявление", т.е. прямое выставление  отметки. Старания и усилия  ребёнка, этого растущего, развивающегося  человека, как правило, не принимаются  во внимание, не учитывается рациональность  его учебной деятельности. Не  принимается во внимание и  тот побудитель, который заставил  ученика выучить учебный материал (ради знаний или процесса овладения  ими, ради доставления радости  учителю или родным, чтобы выделиться  среди одноклассников, или ради  игрушки, которую обещали купить). Хотя мотивы приобретения знаний  меняют суть отношений школьника  к знаниям, на оценку эти  личностные отношения не влияют.

       Отметки в глазах многих учителей  выступают главным средством  формирования мотивов учения, становясь  основным регулятором жизненных  отношений учащихся в их микросоциальной среде.

       У школьных учителей отметка  часто выступает в качестве  средства наказания. Ученик забыл  тетрадь - "2", стукнул соседа - "2", не выучил урок - то же "2". Ф.В. Костылев называет  это "педагогическим невежеством"[47;28].

        По мнению Н.Ф. Талызиной, реализуя  практику контроля в школе,  необходимо учитывать все виды  валидности (содержательная, функциональная). [46]. Валидность - это соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить. Следует помнить, что одни и те же действия и знания можно усвоить с разными показателями.

          Отношение учащихся к учению  зависит от характера педагогического  процесса, от стиля общения между  учителем и учащимися, от способов  организации учебного материала  и учебно-познавательной деятельности  школьников, от системы оценивания  результатов учения.

       Стиль педагогической деятельности  выявляет воздействие следующих  факторов: индивидуально-психологических  особенностей учителя (включает  личностные, поведенческие особенности); особенностей самой деятельности; особенностей обучающихся (возраст,  пол, статус, уровень знаний). Эти  особенности соотносятся с характером  взаимодействия учителя с учениками,  с характером организации деятельности  учителя и учеников, с предметно-профессиональной  компетентностью учителя, с характером общения.

       Стили педагогической деятельности  делятся на авторитарный, демократический  и либеральный.

       Известно, что когда человека  заставляют, принуждают, то он не  проявляет в полной мере инициативу, активность, творчество. А самое  главное, принуждение вызывает  у учащихся отрицательное отношение  к учебному труду и нежелание  заниматься им, желание учиться  ради отметки.   

       Ш.А. Амонашвили отмечает, что «сознательность учения, самокритичность и критичность мысли, творческий поиск, самовоспитание - все эти проблемы связаны с оценочными умениями их учебной деятельности». [2;72]. Само учение не приобретает для школьника самостоятельного смысла, т.к. не позволяет ему пережить радость добровольного включения в учение. Поэтому при такой системе обучения и понимания оценки отменить баллы и проверку нельзя. Но ещё К.Д. Ушинский говорил, что «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания». [2;39]

       Важно не заглушить желание  учиться, а дать возможность  каждому ученику проявить себя  в процессе самостоятельного  овладения знаниями с самой  лучшей стороны. Ребёнок, «достигнув  цели напряжением воли и мысли,  чувствует отвращение к подсказке, шпаргалке, списыванию». [36;76].

Еще Б.Г. Ананьев в содержательном труде «Психология педагогической оценки» анализировал различные  стороны педагогической оценки. Автор  отмечал, что одним из существенных фактов является не только то, что сильные  и слабые ученики имеют разные отметки, но и то, что эти отметки  заключают изрядную долю субъективного  отношения учителя к успеваемости тех или иных учеников. Так, сильные  ученики при учете за четверть оцениваются ниже, чем при текущем. Слабые ученики, наоборот, при четвертном учете оцениваются выше, чем при  текущем. Автор объясняет такое  расхождение тем, что при учете  за четверть уровень требований педагога к сильным ученикам повышается, а  в оценке успеваемости слабых учеников значительную роль играет представление  учителя об их относительном продвижении.

Если учитель оценивает  знания ученика ниже, чем он того заслуживает, школьник больно переживает несправедливость. Это может озлобить его, а в результате вызвать ухудшение  поведения, оттолкнуть от школы. Если школьник чувствует, что учитель благоволит к нему, как к хорошему ученику, «делает скидку», перестает старательно  работать в надежде, что сойдет и  так. Неправильное оценивание знаний отрицательно сказывается на школьниках.

       Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождается потребностью ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И. Липкина, у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки.   

Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов