Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99
Баллы запретили, но, как учить
без них, сказано не было. Однако
бездумная отмена баллов
Но без «пятерок» и «двоек» учились недолго: в 1939 году в школы вернулись словесные оценки («удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо» и «отлично»), а вслед за ними, в 1944 году и привычные баллы. Указывалось, что это осуществляется «в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству знаний».
Одним из первых отечественных
педагогов, кто пытался
В.Т. Шацкий доказывал, что
В. А Сухомлинский писал: "Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке или единице кнут, а в четвёрке и пятёрке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник". Главным стимулом, побуждающим к учению, он считал радость труда, успехи в учении. Сухомлинский говорил о том, чтобы не было лёгких, случайных, незаслуженных отметок, чтобы каждая отметка была результатом упорного труда по овладению знаниями. В Павлышской школе учителя не выставляли разовых текущих отметок, в младших классах отметка ставилась только за определённый период наблюдения учителя над всей работой ученика (классной, домашней, творческой), в зависимости от индивидуальных особенностей. [45].
Итак, балльной системе уже в начале XX века было вынесено много обвинений и суровых приговоров.
Таким образом, для
Подтверждением выше
В настоящее время
Содержание образования (в
1.2 Содержание, формы и методы
организации оценивания
Проблема оценивания знаний и
учебных достижений
Ученые и практики обращались
к поиску образовательных
Одной из ключевых проблем образовательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения является проблема контроля и оценки у разных субъектов учебно-воспитательного процесса (учащихся, их родителей и педагогов) в условиях становления и развития учебной деятельности детей на разных этапах школьного образования.
Контролю и оценке посвящено достаточное количество психологических исследований. Все эти работы направлены на исследование путей формирования и развития способностей, мотивации учащихся, отдельных личностных качеств школьников, способов учебной деятельности и т.п. Приоритетной в этих работах является ориентация на развивающие образовательные технологии.
В научных исследованиях Е.К. Артищева, 1997; В.Р.Алгушева,1996; Н.В.Ануфриева,2000; И.В.Гладкая,1996; Н.Б.Гусарева, 2000; ЛЛ.Жогло,1987; Г.Д.Кириллова, 1996; А.П.Тряпицына, 1991,2000 и др. рассматриваются разные аспекты содержания, способов и форм контроля и оценки в современных развивающих, личностно-ориентированных технологиях.
В ходе овладения знаниями промахи и недостатки являются естественным состоянием, т.к. нет такого дела, которому можно было бы научиться сразу в совершенстве. Оценивание является неотъемлемой частью выполнения любого дела, в том числе и учения. Но при балльной системе оценивания все промахи учеников "наказываются" отрицательной отметкой, превращая естественный процесс по овладению знаниями, умениями и навыками в повинность, отбивая нередко охоту заниматься. Отметка появилась давно, и сразу после её появления и внедрения в учебную практику началась критика балльной системы, велись поиски безотметочной гуманной системы обучения, которая развивала бы ребёнка, формировала бы его как полноценную личность.
В условиях традиционной
На практике процесс
Отметки в глазах многих
У школьных учителей отметка
часто выступает в качестве
средства наказания. Ученик
По мнению Н.Ф. Талызиной,
Отношение учащихся к учению
зависит от характера
Стиль педагогической
Стили педагогической
Известно, что когда человека
заставляют, принуждают, то он не
проявляет в полной мере
Ш.А. Амонашвили отмечает, что «сознательность учения, самокритичность и критичность мысли, творческий поиск, самовоспитание - все эти проблемы связаны с оценочными умениями их учебной деятельности». [2;72]. Само учение не приобретает для школьника самостоятельного смысла, т.к. не позволяет ему пережить радость добровольного включения в учение. Поэтому при такой системе обучения и понимания оценки отменить баллы и проверку нельзя. Но ещё К.Д. Ушинский говорил, что «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания». [2;39]
Важно не заглушить желание
учиться, а дать возможность
каждому ученику проявить себя
в процессе самостоятельного
овладения знаниями с самой
лучшей стороны. Ребёнок, «
Еще Б.Г. Ананьев в содержательном
труде «Психология
Если учитель оценивает знания ученика ниже, чем он того заслуживает, школьник больно переживает несправедливость. Это может озлобить его, а в результате вызвать ухудшение поведения, оттолкнуть от школы. Если школьник чувствует, что учитель благоволит к нему, как к хорошему ученику, «делает скидку», перестает старательно работать в надежде, что сойдет и так. Неправильное оценивание знаний отрицательно сказывается на школьниках.
Согласно теории учебной
Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов