Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

К педагогическим средствам, направленным на решение  задачи контрольно-оценочной самостоятельности, можно отнести:

    1. выделение текущих фаз (этапов) совместного (учащихся и учителя) планирования, постановки задач и рефлексивной фазы учебного года;
    2. работа с «картой знаний» учащихся;
    3. разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов;
    4. организация предъявления личных достижений учащихся и класса;
    5. использование накопительной системы оценки – подготовка «портфеля» ученика и его презентация;
    6. организация самостоятельной работы учащихся с целью коррекции своих знаний или продвижения вглубь, посредством стола «заданий», стола «помощника», листов открытого учёта выполнения заданий (отдельно на каждый месяц);
    7. организация и проведение учебных занятий с малой группой детей;
    8. заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
    9. создание стендов или специальных досок для фиксации творческих находок и уникальных «продуктов» детской деятельности как формы признания их социальной значимости.

       В связи с тем, что педагог  должен передать контрольно-оценочный  механизм в руки ученику, предварительно  научив его с ним работать, возникает потребность вводить  особые формы фиксации учащимися  своих достижений. Эти формы можно  предложить  в виде следующей  документации, которую учится вести  ученик в процессе обучения:

    1. Тетрадь «Мои достижения», для отслеживания динамики обучения (со 2 класса).
    2. Рефлексивный «Дневник» (по учебным предметам), в котором отражаются тексты и результаты всех тестово-диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы к данным работам.
    3. «Тетрадь открытий» для фиксации «открытий», новых способов действия и правил, или «Справочные материалы» (по учебному предмету). Данная тетрадь служит личным справочником, «помощником» в учении ученика.
    4. Рабочая тетрадь для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради только по предъявлении учащегося.
    5. «Тетрадь для стартовых и итоговых работ» - для определения стартовых возможностей ученика в начале года и подведения итогов в конце года. Данная тетрадь может создаваться на весь период обучения одна на все основные предметы или попредметно, на каждый год (на усмотрение учителя).
    6. «Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
    7. «Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов из различных источников (воспитателей, преподавателей кружков или секций, одноклассников, учителей, родителей и т.п.). Материалы данного «портфеля» предназначены для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения. Накопление материалов необходимо начинать уже в 1 классе, чтобы в последующие периоды была заметна динамика всестороннего развития школьника.

Оценка  содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в  форме содержательной, качественной оценки по четырём уровням. А в  конце года организовывается его  презентация.

Такой объём  материалов для ученика, конечно  же, не снимает с учителя его  обязанностей контрольно-оценочной  деятельности, а переводит их на другой уровень. Качество усвоения знаний и умений может оцениваться следующими видами оценочных суждений:

« +» - хорошо знает и может применить на практике в данной и других предметных областях;


«+» - знает, зачёт;

«?» - сомневается;

«-» - не знает, «не зачёт».

    1. Итоговый оценочный лист (индивидуальный и общий) по каждому предмету. Общий оценочный лист за четверть или год отражает качественную и содержательную характеристику достижений всех учащихся класса, а индивидуальный – такую же характеристику отдельного ученика. Итоговые оценочные листы (копии) могут сдаваться администрации школы для отчёта.
    2. Личное дело ученика, в которое переносятся итоговые показатели успешности учащегося, а при переходе в другую школу выставляются отметки, соответствующие качеству усвоения предмета.

       Оценивание обучающегося начальной  школы складывается из следующих  составляющих:

- оценка  учителем;

- самооценка;

- оценка  родителями;

- портфолио  достижений/результатов.

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение  на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями программы. В практике школы используются отметки и  оценки. 

Отметка – это цифровое (балльное) выражение  знаний учащихся,  фиксирующее уровень их обученности.

Оценка  – это процесс оценивания, выражающаяся  в развернутом оценочном суждении. Отметка выражается в баллах, оценка - в вербальной форме.

Нормой  в  работе педагога при оценке обучающихся в процессе их повседневной деятельности должно стать умелое применение индивидуальных эталонов, в контролирующих процедурах — использование стандартных тестов. Базовым умением в осуществлении оценочной функции  должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата.

Оценочная деятельность учителя должна строиться  на основе следующих общих принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему мы учим.
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной  школе оценивание призвано стимулировать  учение посредством:

- оценки  исходного знания ребенка;

- учета  индивидуальных или групповых  потребностей в учебном процессе;

- учета  способов демонстрации понимания  материала, изученного каждым  ребенком;

- побуждение  детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ  и процесса их выполнения.

В системе  оценивания в начальной школе  используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая школой или педагогом.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся используются следующие работы: стартовые,  диагностические, текущие, модульные  и итоговые проверочные работы.

Например, стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем  оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся.

       Предметом оценки выступают как  достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности  каждым обучающимся особенностей  его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной  оценкой (за всю работу в  целом) используется дифференцированная  оценка (вычленение в работе отдельных  аспектов, например сформированности  вычислительных умений, выразительности  чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопросы  и т.д.), а также самоанализ и  самооценка обучающихся.

       Итоговое оценивание происходит  в конце обучения в начальной  школе и может проводиться  в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат  выставленных ранее оценок, а  также в ходе целенаправленного  сбора данных (в том числе с  помощью итоговых тестов) или  практической демонстрации применения  полученных знаний и освоенных  способов деятельности.

Итоговое  оценивание, отвечающее особенностям стандартов второго поколения, необходимо  построить на следующих принципах:

- раздельной  оценки достижения базового и  повышенных уровней требований  к подготовке учащихся. Базовый  уровень характеризуется таким  показателем достижения планируемых  результатов, как «учащиеся могут  выполнить самостоятельно и уверенно»,  а повышенные уровни – таким  показателем достижения планируемых  результатов, как «учащиеся могут  выполнить самостоятельно или  с помощью взрослых и/или сверстников»;

- оценивания  методом «сложения», при котором  фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и  его превышение (при этом за  превышение опорного уровня добавляются  дополнительные баллы);

- кумулятивной (накопительной) оценки;

- открытости  и реалистичности норм и критериев;

- признание  права учащегося на ошибку, реализуемого  в итоговом оценивании через систему норм оценивания;

- признание  права учащегося на досдачу  имеющихся пробелов в части  базовых требований и при желании  на пересдачу итоговой работы  с целью подтверждения выпускником  начальной школы более высокого  уровня учебных достижений.

Целесообразно проводить итоговое оценивание в  форме накопительной оценки. Такая  оценка предполагает синтез всей накопленной  за четыре года обучения информации об учебных достижений школьника. К  ним относятся и достижения в  освоении системы основных понятий  и предметных учебных навыков (навыков  письма,  чтения, вычислений рассуждений  и т.п.), и достижения ребенка, как  умение сотрудничать, выполнять различные  учебные роли, освоение первичных  навыков организации учебной  деятельности, навыков работы с информацией, а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных  областях. Источниками таких данных служат листы наблюдения (ПРИЛОЖЕНИЕ 3,4,5), которые заполняются по ходу обучения, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты проверочных работ, а также портфолио учащихся.

Вместе  с тем целесообразна и итоговая демонстрация общей подготовки, умения синтезировать и использовать полученные знания и навыки применительно к  различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения. Такая демонстрация может проводиться как в форме  выставки результатов проектной  деятельности, так и в форме  комплексной письменной работы.

Комплексная письменная работа позволяет выявить  и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и  компетентность ребенка  в решении разнообразных проблем.

Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое  значение для всего процесса обучения.

Комплексные работы дают возможность собрать  дополнительные данные для оценки таких  важнейших универсальных действий, как рефлексия, способность к  саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

       Традиционно оценивание осуществляется на основе одного из двух подходов: субъективной (путем сравнения ее с неким умозрительным эталоном, содержащемся в голове учителя) или механистической количественной процедуры,  когда оценка определяется через число допущенных ошибок. Оба варианта оценивания совершенно непригодны в условиях компетентностного подхода, обозначенного ФГОС. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев. Оценивание так и называется  - критериальное. Критерии – это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, например знаний, умений, компетенций, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.  Критерии могут быть привязаны к тем или иным уровням проявления компетенции, например: низкий, средний, высокий, тогда оценивание становится критериально-уровневым.

  Можно  выделить  ступени в овладении  учебным материалом, или уровни  учебной деятельности (усвоения  учебного материала).

Первый  уровень - действия на узнавание, распознавание  понятий (объекта), различение и установление подобия.

Второй  уровень - действия по воспроизведению  учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, т.е. неосознанное воспроизведение.

Третий  уровень - действия по воспроизведению  учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.

Четвертый уровень - действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными  правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения  новой учебной задачи.

Пятый уровень - применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга  задач, творческий перенос знаний (самостоятельное  использование ранее усвоенных  знаний в новой ситуации, для решения  проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т.п.).

Очень важно  при  оценке учебной деятельности учащихся и ее результатов необходимо учитывать этап, на котором находится  процесс усвоения соответствующего учебного материала. Во всей полноте  критерии оценки качества обучения могут  быть применены на этапе, когда учащимся осуществлены в необходимом объеме все учебные действия, обеспечивающие усвоение знаний и способов деятельности. Преимущественно это тематический, периодический и итоговый контроль.

Текущее поурочное оценивание имеет в  основном корригирующее, воспитательное и стимулирующее (для учащегося) значение, создает условия для  формирования адекватной самооценки школьника  и позволяет учитывать проявление индивидуальных свойств личности. В  ходе текущего поурочного оценивания учебно-познавательной деятельности школьников, а также при проведении первых тематических "срезов" необходимо учитывать незавершенность процесса усвоения, применять каждый критерий не в полном его объеме, а в  реально возможном для данного  этапа деятельности. Например, при  первичном изучении учебного материала  основными показателями качества обучения выступают точность, правильность и  осмысленность усвоенных знаний, проявление отдельных общеучебных  и интеллектуальных умений, индивидуальных свойств личности (волевых усилий, мотивации учения и т.п.).

Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов