Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Важно каждому  учителю при оценивании устных и  письменных работ ребенка в эмоциональной  форме формулировать словесную  оценку, показывать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как  ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше  меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно  слушать»; «Не огорчайся, у тебя все  получится, только давай делать так...»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания необходимо показывать ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.

Самооценка  младшего школьника содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения  к другим его членам. От того, как  окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к  самому себе. От уровня самооценки зависит  активность личности, ее стремление к  самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов  учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые, мы - учителя, родители. Вот  почему именно такая оценка определяет самооценку учащихся начальных классов.  Самооценка не остается стабильной, в  зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию  изменяться.

Самооценка  может быть двух типов: ретроспективная (обращение в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

Для развития адекватной самооценки и чувства  компетентности необходимо создавать  в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, мы должны не просто ставить  отметку, а давать соответствующие  пояснения, доносить свои положительные  ожидания до каждого ученика, создавать  положительный эмоциональный фон  при любой, даже низкой оценке.

Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в  позицию учителя, предъявлять ему  четкие критерии для оценки учебной  работы товарища и учить оценивать  и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев.

Самооценка  складывается под воздействием определенного  жизненного опыта, является результатом  переоценивания человеком своих  успехов и неудач. Поэтому важно научить  школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху и неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

Подготовка  учащихся к самостоятельному совершенствованию  своих знаний –  одна из центральных  задач образовательного процесса в  условиях  внедрения ФГОС нового поколения. Особое значение отводится  младшему школьному возрасту, поскольку  именно в этом возрасте идет интенсивный  процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей.

 Для  обучения младших школьников  приемам самооценивания и взаимооценивания  целесообразно использовать следующие  приемы:

1.  По  ходу изучения темы индивидуальные  достижения младших школьников  удобно фиксировать с помощью  линеечек достижений, особенности  применения которых подробно  изучены и описаны в книге  «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман  и др.  Особая ценность данного  метода в точной направленности  на оценку формирования определенного  навыка, а не личности ребёнка  в целом, а также в том,  что это способствует формированию  адекватной самооценки. 

2. Тематические  оценочные листы. В оценочных  листах фиксируется уровень обученности  каждого ученика в виде определенных  символов, например: «круг» - тема усвоена  полностью, знания осознанные, прочные;  «квадрат» - тема в целом усвоена;  «треугольник» - тема усвоена  не до конца; «отрезок» - тема  не усвоена.  Уровень обученности  в оценочных листах фиксируется  как учителем, так и самими  учащимися, что позволяет отслеживать  уровень объективности самооценки, планировать дальнейшую работу  с каждым учеником. Для того  чтобы ученик мог объективно  оценить свои знания, ему можно  предложить в начале изучения  каждой темы критерии, по которым  умения и навыки ученика будут  оцениваться в рамках данной  темы.

3. Систематическая  рефлексия (т.е. умения различать  «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»), что формирует учебную самостоятельность школьника. 

4. Использование  карт самооценки, заполняемых совместно  с одноклассниками и учителем. (Приложение 1)

На формированию адекватной самооценки младшего школьника  окружающие его люди. Совместное воспитание ребенка и участие в образовательном процессе - это новая форма сотрудничества между школой и родителями, которая в должной мере не освоена обеими сторонами. Требуется не просто сотрудничество, а активное соработничество и в вопросах воспитания, и в вопросах образования.  К сожалению, многие родители, по разным причинам, инертны. Часть не осознает всех проблем, стоящих перед школой, часть не считает, что эти проблемы касаются их ребенка, очень многие опасаются, что вмешательство в дела школы создаст конфликтную ситуацию, заложником которой будет ребенок. Именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

     Родители видят ребенка ежедневно  в самых разных ситуациях и  видах деятельности: в труде, на  отдыхе, в игре, в общении со  знакомыми и незнакомыми людьми, взрослыми и детьми, с малышами  и животными. Они понимают скрытый  от глаз мир ребенка через  разговор с ним, его рисунки  и игры, его эмоции и поступки. Кроме того, в отношениях родителей  и детей есть прошлое, память  о раннем детстве и некоторая  биологическая связь, которая  убывает с возрастом, но не  исчезает совсем. То есть родители  связаны с ребенком на всю  жизнь. Поэтому родителям необходимо  понять своего ребенка, создать  развивающую среду и развивать  его тело и душу, дать принципиальные  знания о мире и обществе, дать  основные нравственные ориентиры,  научить жить согласно законам  нашего общества.

       Оценивание ребенка родителями  многосторонне, ревностно и субъективно  в сравнении с оценкой ими  других детей. В то же время  оценка родителей больше опирается не на то, что знает ребенок, не на его поступок, а происходит в соответствии с его индивидуальностью (полом, биологическим возрастом и т.д.) в контексте всей истории развития ребенка, событий его жизни (болезни его и его близких, других стрессов и ярких впечатлений).   
        Родители оценивают ребенка не только за учебный результат, но и за старание, за намерения, за самые разные виды деятельности. Их оценка носит качественный характер, сообразуется с ситуацией, с самочувствием ребенка и т.д. Они заинтересованы в положительном результате и радуются ему вместе с ребенком. Однако минусы родительской оценки в том, что она субъективна. Родителям не с чем сравнить успехи своего ребенка и его неудачи. Они склонны преувеличивать и успехи, и неудачи. Им часто не хватает ни знаний, ни терпения, ни такта, а иногда и уважения к ребенку. 
Молодые родители часто увлекаются современными, внешне более прагматическими аспектами воспитания и, прежде всего, обучения маленького ребенка - это конечно, неплохо, но если при этом не теряется связь разных сторон его душевной жизни, если она продолжает развиваться и индивидуализироваться в общем с близким взрослым смысловом контексте.

Ещё одним  альтернативным методом   оценивания является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду  индивидуализированных (то есть истинных)  оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью такого оценивания является оказание помощи обучающимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения лучшего результата.                                                 

К выше сказанному  можно добавить метод рейтингового контроля. Рейтинг учащегося –  это индивидуальная комплексная  оценка его успеваемости. За выполнение разнообразных заданий обучающиеся получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определённой оценки.

Рейтинговая система оценки учебных достижений достаточно гибкая: её можно ввести по одному учебному предмету или по всем изучаемым предметам. Рейтинговая  система, в отличие от традиционной шкалы контроля знаний:

- ориентируется  на текущий контроль успеваемости;

- даёт  возможность определить уровень  подготовки каждого учащегося  на каждом этапе учебного процесса;

- позволяет  дифференцировать значимость оценок, полученных за выполнение различных  видов работы;

- отражает  текущей и итоговой оценкой  количество вложенного учеником  труда;

- повышает  объективность оценки знаний;

- создаёт  условия для здоровой состязательности, честной конкуренции среди учащихся.

При использовании  этой технологии  формирование успешности ребёнка идёт поэтапно:

Мотивационно  – целевой этап, в ходе которого у ребёнка формируется позитивная установка на предполагаемую деятельность, возникает мотив достижения успеха, устремлённость к успешной работе.

Организационный этап. На этом этапе надо организовывать обучение, учитывая индивидуальные способности  детей, чтобы работа доставляла им удовольствие как в процессе, так и в результате выполнения учебных заданий.

Корректирующий  этап. Здесь подводятся предварительные  результаты и, с учётом этого, изменяется первоначальная учебная стратегия.

Результативный  этап предполагает сравнение ожидаемой  оценки с реальной, подведение итогов работы.

Представленный  выше механизм оценки учебных достижений расширяет мотивационно – смысловую  основу обучения, привлекает ребят  к активной творческой работе, формирует  успешность в учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает качество образования.

Интересна и  «Технология разноуровневого  контроля». Первая её составляющая –  «Листы индивидуальных достижений». Уровни «высокий», «средний», «низкий» сводятся к трёхбалльной системе оценок. Вторая составляющая -  самооценка ученика. Свои достижения ученик может зафиксировать  в листах самооценки.

Для итоговой аттестации учащихся можно  пользоваться накопительной системой оценок. Освоение западной технологии «учебное портфолио» (портфель ученика). Накапливаются не отметки за работу, а содержательная информация о них и даже сами работы.

 

Выводы по первой  главе 

Итак, проблема оценивания образовательных достижений учащихся широко  представлена  в  психолого-педагогической  литературе. Здесь раскрыты ее различные стороны:  сущность,  роль оценки, структура оценочной деятельности учителя и др.  Понятно, что   на данный момент отметка – это способ выражения педагогической оценки, в которой находят  отражение индивидуально-личностные особенности учащегося и учителя. Субъективизм  отметки  определяется  рядом факторов,  среди них: недостатки 5-балльной оценочной шкалы, уровень профессионального мастерства учителя,  личностные особенности учителей и учащихся на  выставление и получение отметки.

Анализируя  различные источники, можно сделать  вывод, что  технология оценивания учебных достижений младших школьников определяется как одна из важных составляющих процесса обучения. В современной школе используются различные формы и методы организации оценивания учебных достижений учащихся. Педагоги должны знать их и применять в своей деятельности.

Большое внимание уделяется нетрадиционным способам оценивания знаний и учебных достижений, например, безотметочной технологии оценивания, которая оказывают положительное действие на развитие и формирование учащегося, как субъекта учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация экспериментальной  работы

2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

       В своей работе я стараюсь  придерживаться вышеизложенных  доводов. Ведь современная начальная  школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка.  Всё актуальней становится  проблема  оценивания учебных достижений  каждого ученика, нацеленная на  личностный рост и развитие. Новая  система оценивания в отличие  от традиционной способна нормализовать  отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять  тревожность, снизить невротизацию  детей, повысить учебную мотивацию,  позволить отслеживать динамику  школьной успешности.  Поэтому  изначальным моментом достижения  этой цели, по моему мнению, является  личностно-ориентированное общение  с детьми, использование альтернативных  технологий оценивания образовательных  достижений младших школьников. Давайте представим привычную  до боли ситуацию:

Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов