Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке и обосновании форм приемов, методов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Исходя из этого, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения состояния проблемы оценивания в теории педагогики и определения существующих форм, приёмов оценивания.
2. Проанализировать требования к системе оценки достижения планируемых результатов с целью характеристики современной технологии оценивания.
3. Определить сущность, основные формы, методы и принципы оценивания знаний в современной начальной школе.
4. Провести отбор методов, средств, приёмов современной технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности применения современной технологии оценивания.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения
1.1 Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения……………...9
1.2 Формы и методы контроля, оценки образовательных достижений младших школьников……………………………………………………………20
1.3 Современные технологии оценивания достижений учащихся начальных классов……………………………………………………..……………………30
Выводы по первой главе………………………………………………………52
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Содержание и организация технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов……………………………………53
2.2 Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи и особенностей влияния технологии оценивания на формирование функциональной грамотности младших школьников……………………………………………73
Выводы по второй главе……………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………90
Список использованных источников…………………………………………96
Приложение………………………………………………………………………99
В первый класс приходит маленький Человек он очень хочет учиться, ему интересно, но…
Проходит время – месяц, четверть, год…, и "Не хочу я в эту школу!" Что случилось? Почему наш маленький Человек, с таким желанием шедший в школу, теперь ищет причину туда не пойти?
Причин может быть много, но одна из главных, по-моему, это – отметка. Не оценка, а отметка. И «бьем» мы маленького Человека отметкой по ручкам. А он хоть и маленький, но очень быстро понимает, что "5" ему никогда не поставят – не умеет он писать красиво. Ручки опустились, головка поникла. Проходит еще немного времени и Человек понимает, что и "3" ему не поставят. Вот и получили мы из маленького Человека «серого» ученика.
Или другой случай, когда отметка становится страшилищем (дома ругают), и ребенок проводит все уроки в тревоге и страхе. Маленький Человек превращается в дрожащего «зубрилку».
И чего мы достигли? Зачем? Приятно иметь кнут? А если попробовать без кнута, только с пряником?
Ш.А. Амонашвили писал: "Отметка не может быть мерилом знания. Это "кнут и пряник" ими десять лет пугают ребенка, и часто все его силы уходят на противостояние страху".
Итак, в первый класс пришел маленький Человек. Удастся ли нам представить для него школьные предметы так, чтобы не отпугнуть его их сложностью, чтобы не дать почувствовать их чужими и далекими, не имеющими никакого отношения к его размышлениям и переживаниям? Учеба – это труд, а любой труд должен оплачиваться. Идет малыш в школу, и все взрослые за редким исключением, ему говорят: "Пятёрочки будешь носить, умница".
На первом родительском собрании можно выяснить с родителями, зачем ребенок пришел в школу: получать знания или получать отметки. Если вам нужны "пятёрки", вам их выставят, и в школу можно не ходить. Обычно такой поворот событий заинтересовывает родителей, и мы становимся единомышленниками: в школу дети идут за знаниями.
Поэтому важным является то, что
новые технологии оценивания
позволяют установить
Младший
школьник стремится учиться не только
потому, что узнает новое, но и потому,
что учитель тоже будет радоваться
его успехам и огорчаться в
случае неудачи. Поэтому так важно
личностно-ориентированное
Применение альтернативной технологии оценивания учебных достижений младших школьников осуществляется на основе сотрудничества и сотворчества с учениками, что помогает в развитии положительной мотивации к учению, и оно становится учением с увлечением. В результате чего у учащихся формируется способность к самообучению, самоуправлению и самообразованию, происходит формирование оценочной самостоятельности у учащихся.
Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений. С действием самооценки и контроля ученик встречается уже на первых уроках. Например, ему предлагается лесенка из десяти ступеней – лесенка успеха. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа – первый опыт ребёнка по самооценке, которая впоследствии формируется и совершенствуется на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки. (Приложение 2)
Начинаем
придумывать награды. Согласитесь,
писать палочки, буквы и цифры
красиво скучновато, чтобы мы не
придумывали. У кого-то дома есть необыкновенная
игрушка, например, очень симпатичная
обезьяна размером с первоклассника.
Она может улыбаться и
Время идет,
меняю тактику. Надо "ставить"
руку, учить списывать слова
И начинает "работать" рожица:
– учитель доволен, молодец;
– постарайся, ты можешь лучше;
– учитель расстроен, я плохо тебя научила, попробуем исправить?
С "рожицами" мы дружили весь первый класс. Постепенно ввожу следующие значки за часть работы, может быть и за один пример, одно слово, одно предложение:
! – здорово это у тебя получилось!
? – мне не понятно, что-то случилось?
И, конечно, пишу в тетради после работы: "Молодец!", "Умница!", "Постарайся!", "Спасибо за старание".
Учимся, учеников сравниваю только с самим собой: "Вчера было только одно красивое слово, а сегодня целая строчка!", "Вчера ты решила 4 примера, а сегодня целых 7". "У тебя что-то случилось?". Посмотри, вчера как красиво написал, а сегодня что-то грязновато. Тебе нужна моя помощь?"
Постепенно, малыми дозами, начинаю подводить детей к мысли, что не все могут быть отличниками, что учиться нужно по способностям, что не учиться – стыдно. Здесь мне помогает мое неумение петь. Объясняю детям: "Я совсем не умею петь. И песни к празднику с вами готовит Надежда Павловна. Но разве я от этого стала хуже?"
"Да, Максим при письме допускает много ошибок. Но он очень старается. Вы слышали, как Максим поет?"
В классе тот же Максим, очень плохо читает. На фоне этого, конечно, проблемы и с другими предметами. Но мальчик очень старается, и родители усердно занимаются с ним дома. Самое главное было не отбить у ребенка желание учиться. И у нас получилось. Кто-то из детей в классе сам однажды заметил: "А вы заметили, что Максим стал читать намного лучше ". Как я была рада! Дети сами заметили старания мальчика.
У каждого человека есть своя изюминка, надо найти ее, поддержать ребенка и учить добывать знания. Учить учиться не ради отметок, а ради знаний.
Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: "Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме".
Ребенок спокойно выполняет работу.
Формирование оценочной
Работа с эталонами – основа содержательной оценки учащихся. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, мы готовим их к выработке собственных эталонов, которые в свою очередь помогут осуществлять объективное оценивание своей работы.
Занятие по курсу "Введение в школьную жизнь", "Работа с эталоном оценки. Критерии оценки"
Цель:
- Учить
детей проводить
-Учить
детей вычленять
- Формировать,
развивать умение работать в
парах, производить
Ход урока:
У нас ты самый смелый,
Внимательнее всех.
Мы на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится как надо
И даже сверх того.
Друг с тобою рядом,
Давай начнем с него.
2. Письмо "Ученикам 1 класса".
Письмо:
"У нас беда и нам очень страшно. Очень нужна ваша помощь. Мы на вас надеемся. Жители сказочного леса".
У: У нас урок… и жителям сказочного леса помочь надо. Поможем?
У: Тогда в путь.
Как нитка-паутиночка
Среди других дорог
Бежит, бежит тропиночка
И путь ее далек.
У: Достаньте из конверта карту. Дорога трудная: узкая и скользкая после дождя. Поэтому работаем в парах. Один водитель, другой – постовой. Водитель должен ехать быстро, без остановок, не снижая скорости даже на самых опасных участках. Это первое правило для водителя. Второе правило: никаких аварий. Если машина слетит в кювет (заедет за край дороги) мы не сможем помочь жителям сказочного леса. Поэтому надо ехать по самому центру дороги.
– Распределение ролей.
Учитель: Оцените товарища по заданным критериям.
С- скорость А - аккуратная езда
3. Построение
фигуры по чертежу.
Мы пойдем лесной тропинкой,
а куда – не знаем сами,
а кого же мы там встретим,
может белка попадется,
может ежик ждет нас где-то,
скоро мы поймем и это.
– В сказочном лесу живут разные существа.
– Некоторых мы изобразим.
– Чертим туловище.
Учитель: Находим точку пересечения двух линий.
Ставим на нее карандаш.
Отсчитываем вверх 2 клетки. Ставим зарубочку.
От пересечения вниз 3 клетки. От нее 2 клетки влево, вправо.
От пересечения влево 5 клеток. Зарубка.
От пересечения вправо 5 клеток. Зарубка.
Соедините зарубки между собой.
Учитель: кто бы это мог быть?
Учитель дорисовывает голову и ноги – мальчик
– зайчик
– королева
У каждого получились руки и ноги какого-то существа.
– дорисуйте существо и раскрасьте его.
– из ваших человечков мы составим хоровод, они возьмутся за руки.
Каждую работу оценим. У вас есть волшебные линеечки. Поставьте себе оценки за работу. (За что оценивать?)
Точность и выдумка.
– Можно пройти по классу и похвалить лучшие работы (поставить крестики вверху или почти вверху).
– Соединим рисунки в хоровод?
Вот и лес.
Здравствуй лес.
Дремучий лес!
Полный сказочных чудес.
– Сделай такую же картинку, как на доске.
4. Индивидуальная работа.
Дети выбирают нужные фигуры.
– Оценим работы.
– За что будем оценивать? (За аккуратность. За правильность).
– А что значит правильно выполнить эту картинку? (Как на образце). Что нужно было правильно сделать, чтобы было точно, как на образце?
– Как вы выбирали фигуры. (По форме. По цвету)
Учитель: Посмотрите на доску. Эта картинка была сделана дошкольником. Что можно сказать о ней?
– Значит, все правильно. (Нет, неправильно расположены цветок, елка и солнце).
– Что еще надо оценить? (Место фигур)
– Оцените свои работы.
5. Рефлексия. Оцениваем настроение.
Волшебный лес.
Жил-был мальчик-Светлячок. Весь день малыш отдыхал в своем домике под листом колокольчика. А ночью его ждала работа – Светлячок зажигал на небе яркие звездочки. И чем больше звезд зажигал Светлячок, тем светлее становилось в сказочном лесу. Все звери, птицы, насекомые любили маленького доброго Светлячка, часто навещали его. Но однажды маленький Светлячок заболел и не смог выйти ночью зажигать звезды. Скучно стало в ночном лесу. Скучно и даже страшновато. Жители сказочного леса не выходили из своих домиков. С грустью смотрел Светлячок на темное небо. Он вздыхал и думал: "Эх, если бы у меня были помощники. Они бы зажгли на небе звезды своего настроения".
Информация о работе Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов