Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 23:04, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть технологию педагогического взаимодействия учителя с учащимися на уроке.
Объект исследования: педагогическое общение учителя с учащимися на уроке.
Предмет исследования: технология педагогического общения учителя с учащимися на уроке.
Введение …………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы профессионально-педагогического общения ………………………………………………………….........
5
Педагогическое общение как разновидность профессионального взаимодействия учителя с учащимися …………………………………
5
Система профессионально-педагогического общения на уроке …….
8
Глава 2. Технология профессионально-педагогического общения …………
12
2.1. Исследование уровня педагогического общения учителя с учащимися …………………………………………………………….....
12
2.2. Методические рекомендации по коммуникативному обеспечению урока ……………………………………………………………………...
19
Заключение ………………………………………………………………………
26
Список литературы …………………………………
В условиях импровизации (в следствии возникновения неожиданной ситуации) возможны разные типы поведения:
1) естественный тип: плодотворные
импровизационные действия не
вызывают у педагога
2) напряженно-преобразовательный
тип: происходит мобилизация всех
ресурсов личности на
3) преднамеренно-уклончивый
тип: сознательное уклонение
4) непроизвольно-тормозной
тип: растерянность и полная
5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять или скрывать свои чувства;
6) неадекватный тип: педагог
скрывает свои чувства, но не
способен их преобразовать в
педагогически целесообразные
ГЛАВА 2
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–
2.1. Исследование
уровня педагогического
Для достижения цели исследования проведена диагностика стиля взаимодействия учителя с учащимися на уроке по методике В.Л.Симонова «Диагностика стиля взаимодействия учителя с учащимися». Бланк методики представлен в приложении [См.: Приложение 1].
Описание методики.
Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор из его ответов. Из каждого блока испытуемый должен выбрать тот вариант, который больше соответствует его поведению.
Инструкция давалась следующим образом: ответьте на группы вопросов, обозначая знаком «+» подходящие варианты ответа.
Исследование проводилось на базе Орловского государственного университета, факультета документоведение и педагогическое образование. Группа испытуемых – студенты 4 и 5 курса, всего 20 человек.
Обработка результатов, полученных в ходе выполнения методики, состоит из двух этапов:
Таблица обработки результатов диагностики представлена в приложении [См.: Приложение 2].
Результаты диагностики.
Результаты диагностики показали, что большинство будущих педагогов нацелено на демократический стиль общения с учащимися (80%).
Учитель с данным стилем в первую очередь оценивает факты, а не личность. Группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Демократический стиль предполагает, что учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности. Он терпим к критическим замечаниям учеников, стремится понять их.
Учителям, которым свойственен демократический стиль [16], стремятся привлечь самих ребят к решению задач обучения и воспитания. Поэтому в разговорах с учениками педагоги совместно с ними анализируют различные события, выясняют их точку зрения на происходящее, их оценки. При непосредственном взаимодействии с учениками авторитарный учитель пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию. Конечно, в соответствующей ситуации такой учитель может прибегнуть и к безоговорочному приказу, но это не является типичным. Основными способами взаимодействия являются просьба, совет, информация. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников.
У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерна большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Демократический стиль наиболее плодотворен. В нем требовательность гармонично сочетается с доверием, и нет преобладания одного над другим. На основе оптимальной мобилизации как готовности и желания взаимодействовать с учащимися проявляется пристройка «наравне» и практически все словесные действия, которые сообразно ситуации и содержанию взаимодействия воздействуют на волю, интеллект, память, воображение и эмоциональное состояние партнеров по совместной деятельности.
Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества при решении учебных задач. При этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее активную работу.
Учитель разъясняет детям значение нормативного дисциплинированного поведения, учит управлять своим поведением, организуя условия доверительности и взаимопонимания.
Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает со-радость при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности, каждый хочет самостоятельно выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя.
Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, его позитивных нравственных качествах и любви к детям. Этот стиль требует от учителя больших психических затрат, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности. Учителя с демократическим стилем общения стремятся к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива. Они имеют много потребностей и интересов. Это люди, способные работать в коллективе и для коллектива.
Для демократичных учителей характерна мотивация «творческая активность». Люди с такой мотивацией любят творческую работу, которой можно увлечься. От такой работы они испытывают чувство удовлетворения. Для этих учителей важно повышение профессионального уровня. Они стремятся понять причины сущности происходящего, получить новые знания, стремятся к творческим достижениям.
Следует сказать, что учителя из данной группы обладают такой характеристикой, как чувствительность. Это свидетельствует об их эмоциональности, мягкости, спокойствии и вежливости. Прежде чем что-то сделать, они обязательно все обдумают.
Для демократичных учителей характерна такая личностная черта, как безмятежность. Это веселые, жизнерадостные, довольные жизнью, уверенные в своих успехах и возможностях педагоги. Они живо откликаются на все происходящие события, находят интерес в повседневной жизни.
Среди учителей с демократическим стилем общения часто встречается мотивация «общение». Для человека с такой мотивацией общение – одна из главных ценностей. Он дорожит дружескими отношениями, хорошей семье. Для данного стиля характерно
Склонность к либеральному стилю взаимодействия выявлена у 15% студентов (№ 4, 6, 9).
Либеральный стиль отношения к воспитанникам характеризуется непоследовательностью, неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля над выполнением своих распоряжений. Поведение детей такой воспитатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения, и слишком личностно, опираясь не на поступок, а на собственные симпатии и антипатии. Дети стараются заслужить расположение воспитателя, но такое стремление угасает, поскольку не получает постоянной поддержки педагога. В одних ситуациях он замечает и выделяет старания малышей, а в других игнорирует. Значимость оценок воспитателя для детей резко снижается. Дошкольники избегают прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении [12].
Для либерального учителя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом – негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.
Авторитарный стиль взаимодействия регистрируется у 5% студентов (№13).
У учителей авторитарного стиля наблюдается характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Она выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д. Задания и способы их выполнения даются учителем поэтапно. Это свидетельствует о неверии учителя в позитивные возможности учащихся. Авторитарный педагог, как правило, субъективно оценивает успехи своих учеников, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя.
У авторитарного учителя ребенку отводится пассивная позиция: учитель стремится манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины. Он подчиняет детей своей власти в категорической форме, не разъясняет необходимости нормативного поведения, не учит управлять своим поведением, оказывает психологическое давление.
Авторитарный стиль лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как школьника, подавляет инициативу и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением.
Дети, поведение которых регулируется авторитарным стилем, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.
Авторитарный стиль общения взрослого с ребенком в своем крайнем выражении антипедагогичен и поэтому недопустим в практике общественного воспитания детей.
А.А.Бодалев [3, с.84-85] в своем исследовании (1983) обнаружил, что авторитарные учителя недооценивают учеников по таким параметрам, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим. Одновременно учителя этого типа склонны оценивать детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных и т.д. Автор считает, что по всей вероятности, такие представления служат авторитарным педагогам осознанной или подсознательной мотивировкой, оправдывающей их жесткий стиль руководства.
Д.А.Белухин [2] предположил, что все три стиля педагогического общения характеризуются различным соотношением требовательности и доверия учителя по отношению к школьникам. Если требовательность больше доверия, то это авторитарный стиль поведения и руководства образовательным процессом. В поведении учителя будут преобладать повышенная мобилизация, пристройка «сверху», словесные действия «приказывать» (подавление воли), «утверждать» (нажим на память вместо активизации умственных способностей, т.е. «объяснять»), «предупреждать» в комбинации с «упрекать» (понижение самочувствия учеников в сочетании с расширением границ воображения в пессимистических тонах), «узнавать» с оттенком «допытываться», «отделываться» с раздражением и нетерпением.
Результаты проведенного исследования целесообразно представить в виде таблицы [См.: Приложение 2]:
Подводя итоги, необходимо сказать, что в результате нашего исследования, были выявлены и изучены психологические особенности личности будущих учителей с разными стилями педагогического общения. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Коммуникативная компетентность среди учителей с демократическим стилем находится на более высоком уровне. Им в большей мере присущи такие качества личности, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, психологический такт. Эти позитивные организаторские и коммуникативные качества занимают особое место в психологическом портрете учителя с демократическим стилем педагогического общения. Они характеризуют учителя как эффективного коммуникатора [1].
Информация о работе Технология педагогического общения учителя с учащимися на уроке