Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..

11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….

22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………


31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………


2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….


44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………



52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….


64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по менеджменту.docx

— 480.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский  институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра развития дошкольного образования

 

 

Иванова  Тамара Ефимовна

 

Управленческое  содействие педагогам в  формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

 

Выпускная аттестационная работа

по дополнительной профессиональной образовательной  программе

«Менеджмент в образовании»

 

 

 

Научный руководитель:

доцент кафедры  развития

 дошкольного  образования,

кандидат педагогических наук

Едакова И.Б.

 

 

 

Челябинск - 2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………

4

Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..

 

1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..

 

11

1.2 Особенности организация  здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении  …………………………….

 

22

1.3  Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие         эффективности формирования оптимальных  здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………                                                                        

 

 

31

Выводы по первой главе  ………………………………………………….

43

Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………

 

 

2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации   здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….

 

 

44

2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………

 

 

 

52

2.3 Анализ результатов  опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….

 

 

64

Выводы по второй главе  …………………………………………………...

71

Заключение ………………………………………………………………….

73

Список использованной и цитируемой литературы ……………………

77

Приложения ………………………………………………………………..

84


 

Введение

 

По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым происходит нарушение осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Здоровье – великое  благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых  могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

Физическая культура  способствует формированию здорового  образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального  питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Как считают многие современные авторы, начиная занятия физкультурой после 3 лет – родители уже опоздали с началом физического воспитания ребенка. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его и научить основным навыкам и принципам физической культуры. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако столь широкое социологическое определение здоровья является несколько спорным, так как социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием. Вообще понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье необходимо характеризовать  не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных (приспособительных) возможностей организма. Научная организация охраны здоровья отдельных лиц и человеческих коллективов должна основываться на повышении защитных свойств организма людей, а также на создании условий, предупреждающих возможность контакта человека с разными патогенными раздражителями, или же на ослаблении их действия на организм.

Важным во многих определениях здоровья является отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Данная проблема волнует врачей, воспитателей и родителей, в ДОУ создаются условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровьесберегающая, здоровьеформирующая среда образовательного учреждения определяется  как совокупности управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья и адаптации детей на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.

Управление — это совокупность мероприятий некоей организации (часто  — государства), связанных с осуществлением какой-либо деятельности [159, с. 266];

Управление в образовании  представляет собой деятельность, характеризующуюся  следующими основными чертами:

  • обособленная, осуществляемая отдельно от основной деятельности специально выделенными для ее осуществления людьми и (или) организациями в специально отведенное для этого время. Иначе говоря, управление в образовании осуществляется или должно осуществляться отдельно от образовательного процесса;
  • обеспечивающая сохранение и поддержание образовательного процесса посредством его планирования, организации, мотивации преподавателей и учащихся и контроля за ходом образовательного процесса;
  • обеспечивающая достижение целей, стоящих перед системой образования как в данный момент времени, так и в историческом (стратегическом) плане.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.

Ведущие цели здоровьесберегающей среды в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Здоровьесберегающую среду - характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты здоровьесберегающей среды, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.

Очевидно и следующее противоречие: укрепление здоровья детей дошкольного возраста в обществе осознается как основная задача ДОУ, однако в дошкольном образовании недостаточно эффективно разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста и имеются нарушения в создании необходимых для этого условий.

Проблема исследования состоит  в поиске эффективных управленческих  содействий педагогами в организации  здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Исходя из актуальности и проблемы исследования сформулирована тема нашего исследования: «Управленческое содействие педагогам по формированию  здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении».

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет: Управленческое содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: организация здоровьесберегающей среды в ДОУ будет более успешной, если реализовать следующие педагогические условия:

- повысить профессиональную компетентность педагогов в области здоровьесберегающей среды в ДОУ;

- разработать программу  по организации здоровьесберегающей среды;

- установить взаимодействие с родителями по здоровьесберегающей среде с детьми  дошкольного возраста;

- реализовывать индивидуально-дифференцированный  подход в работе с детьми.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования, были определены следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы и научных  публикаций по проблеме организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2. Изучить особенности  организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.

3. Разработать программу  по организации здоровьесберегающей среды.

4. Определить основные педагогические условия успешности организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.

5. Опытно-поисковым путем проверить эффективность управленческого содействия педагогам способствующие эффективности организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение опыта работы, наблюдение, эксперимент.

Методиками исследования явились:

«Комплексные задания  для определения уровня профессиональной компетентности педагогов детского сада»; «Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста»; «Анкета для родителей».

База исследования: опытно – поисковая работа по выбранной теме исследования проводилась на базе МАДОУ ДС  № 68 г. Челябинска, дети дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования теоретико-моделирующем (сентябрь-январь 2012 года) – осуществлялась поисково-исследовательская работа, в содержание которой входили: изучение психолого-педагогической и методической литературы; формирование основных исследовательских направлений; определение рабочей гипотезы, задач исследования; разработка программы по организации здоровьесберегающей среды ДОУ, разработка плана проведения основного педагогического эксперимента. С этой целью использовался метод анализа теоретической и научно-методической литературы.

Второй этап – опытно-экспериментальный (февраль 2013 – март 2013 года) – был посвящен разработке, апробации и внедрению в экспериментальное дошкольное учреждение управленческого содействия  педагогам по формированию здоровьесберегающей среды. На данном этапе были изучены и описаны показатели физической подготовленности детей, разработаны и апробированы педагогические  условия организации физкультурно-оздоровительной работы. Внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система физкультурных занятий, программа физкультурно-оздоровительной работы, имеющая оздоровительную и образовательную ценность.

Информация о работе Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения