Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..
11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………
31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….
44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………
52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….
64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84
Государственное
бюджетное образовательное
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
Кафедра развития дошкольного образования
Иванова Тамара Ефимовна
Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
Выпускная аттестационная работа
по дополнительной профессиональной образовательной программе
«Менеджмент в образовании»
Научный руководитель:
доцент кафедры развития
дошкольного образования,
кандидат педагогических наук
Едакова И.Б.
Челябинск - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… |
4 |
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………….. |
|
1.1 Анализ психолого- |
11 |
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………. |
22 |
1.3 Программа «Управление
процессом оптимизации здоровьесберегаюшей
среды в ДОУ» как условие
эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих
условий в ДОУ для детей дошкольного
возраста………………………………… |
31 |
Выводы по первой главе …………………………………………………. |
43 |
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………… |
|
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………. |
44 |
2.2 Реализация программы «Управление процессом
оптимизации здоровьесберегаюшей среды
в ДОУ» для эффективности формирования
здоровьесберегающих условий в ДОУ для
детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………… |
52 |
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………. |
64 |
Выводы по второй главе …………………………………………………... |
71 |
Заключение …………………………………………………………………. |
73 |
Список использованной и цитируемой литературы …………………… |
77 |
Приложения ……………………………………………………………….. |
84 |
Введение
По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым происходит нарушение осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Здоровье – великое
благо, недаром народная мудрость гласит:
«Здоровье - всему голова!». Важным аспектом
оздоровительной физкультуры
Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Как считают многие современные авторы, начиная занятия физкультурой после 3 лет – родители уже опоздали с началом физического воспитания ребенка. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его и научить основным навыкам и принципам физической культуры. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако столь широкое социологическое определение здоровья является несколько спорным, так как социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием. Вообще понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.
Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных (приспособительных) возможностей организма. Научная организация охраны здоровья отдельных лиц и человеческих коллективов должна основываться на повышении защитных свойств организма людей, а также на создании условий, предупреждающих возможность контакта человека с разными патогенными раздражителями, или же на ослаблении их действия на организм.
Важным во многих определениях здоровья является отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Данная проблема волнует врачей, воспитателей и родителей, в ДОУ создаются условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровьесберегающая, здоровьеформирующая среда образовательного учреждения определяется как совокупности управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья и адаптации детей на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.
Управление — это совокупность мероприятий некоей организации (часто — государства), связанных с осуществлением какой-либо деятельности [159, с. 266];
Управление в образовании представляет собой деятельность, характеризующуюся следующими основными чертами:
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.
Ведущие цели здоровьесберегающей среды в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Здоровьесберегающую среду - характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты здоровьесберегающей среды, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
Очевидно и следующее противоре
Проблема исследования состоит в поиске эффективных управленческих содействий педагогами в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Исходя из актуальности и проблемы исследования сформулирована тема нашего исследования: «Управленческое содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет: Управленческое содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: организация здоровьесберегающей среды в ДОУ будет более успешной, если реализовать следующие педагогические условия:
- повысить профессиональную компетентность педагогов в области здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- разработать программу
по организации
- установить взаимодействие с родителями по здоровьесберегающей среде с детьми дошкольного возраста;
- реализовывать индивидуально-
В соответствии с поставленной
целью и гипотезой
1. Провести анализ психолого-
2. Изучить особенности организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.
3. Разработать программу
по организации
4. Определить основные педагогические условия успешности организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.
5. Опытно-поисковым путем проверить эффективность управленческого содействия педагогам способствующие эффективности организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение опыта работы, наблюдение, эксперимент.
Методиками исследования явились:
«Комплексные задания для определения уровня профессиональной компетентности педагогов детского сада»; «Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста»; «Анкета для родителей».
База исследования: опытно – поисковая работа по выбранной теме исследования проводилась на базе МАДОУ ДС № 68 г. Челябинска, дети дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования теоретико-моделирующем (сентябрь-январь 2012 года) – осуществлялась поисково-исследовательская работа, в содержание которой входили: изучение психолого-педагогической и методической литературы; формирование основных исследовательских направлений; определение рабочей гипотезы, задач исследования; разработка программы по организации здоровьесберегающей среды ДОУ, разработка плана проведения основного педагогического эксперимента. С этой целью использовался метод анализа теоретической и научно-методической литературы.
Второй этап – опытно-экспериментальный (февраль 2013 – март 2013 года) – был посвящен разработке, апробации и внедрению в экспериментальное дошкольное учреждение управленческого содействия педагогам по формированию здоровьесберегающей среды. На данном этапе были изучены и описаны показатели физической подготовленности детей, разработаны и апробированы педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы. Внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система физкультурных занятий, программа физкультурно-оздоровительной работы, имеющая оздоровительную и образовательную ценность.