Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..

11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….

22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………


31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………


2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….


44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………



52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….


64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по менеджменту.docx

— 480.61 Кб (Скачать файл)

Это означает, что наряду с медицинскими (понимаемыми как соматический и  психический) компонентами здоровья, необходимо учитывать такие аспекты, как  психологический, социальный, валеологический, экологический и другие.

Существует более 300 определений  понятия «здоровье». Согласно определению  ВОЗ, здоровье – это состояние  полного физического, психического и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней или  физических дефектов. В настоящее  время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его  составляющих.

         Здоровье физическое рассматривается  в двух аспектах: медицинское определение – это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Педагогическое определение – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Е. Гольдсмит (1980г.) считает, что «здоровье - такое состояние, которое даёт возможность сохранять здоровье, т.е. длительно сохраняющаяся способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических и социальных воздействий».

По определению И. И. Брехмана (1990г.): «Здоровье - способность сохранять, соответственно возрасту, устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока - сенсорной, вербальной и структурной информации».

Определение данное А. Я. Иванюшкиным  (1982г.) предлагает три уровня ценностного смысла «здоровья» и «болезни»:

1) биологический - изначальное здоровье - это:

· совершенство саморегуляции организма;

· гармония физиологических  процессов;

· максимум адаптации, как  следствие.

2) социальный - это:

· мера социальной активности;

· деятельное отношение к миру.

3) личностный, психологический  - здоровье есть не отсутствие  болезни, а скорее отрицание  её в смысле преодоления, т.к.  здоровье - не только состояние  организма, но и «стратегия  жизни человека».

Таким образом, здоровье относится  к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А.Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность».

Физическое воспитание – это  органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства [16, c.32].

Основные средства и пути здоровьесбережения – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование) [40, c.52].

Каждое ДОУ работает по определенной основной общеобразовательной программе дошкольного образования.  Программа – это государственный документ, который определяет цель, задачи, содержание работы с детьми по разным видам деятельности.

В условиях перехода дошкольного  образования к реализации  ФГТ, основное внимание в процессе работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста уделяется реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура».

Таким образом, для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными. Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечает уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ).  Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций.

 

 

1.2 Особенности  организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

 Здоровьесберегающая среда - это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка [56, c.189].

Целью здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

 Ранний и дошкольный  возраст жизни ребёнка охватывает  период от рождения до 7 лет.  Этот период характеризуется  интенсивным ростом и развитием  всех систем организма, закладывается  основа становления физических  и духовных способностей, здоровья  и продолжительности жизни. В  возрасте до 7 лет жизни ребёнка  происходит непрерывное созревание  центров коры головного мозга,  отвечающих за развитие сенсорных,  физических и интеллектуальных  способностей. Поэтому весь период  до 7 лет является сензитивным – чувствительным к развитию и созреванию способностей и одарённости к различным сферам деятельности человека.

Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним и физическое воспитание. Овладение  естественными движениями (ходьба, бег, ползание, преодоление препятствий, подвижные игры) способствует интеллектуальному  и функциональному развитию, усиливает  процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье (иммунную резистентность), повышает приспосабливаемость (адаптацию) организма к различным факторам внешней и внутренней среды [4, c.43].

Здоровьесбережение детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Значение физического воспитания дошкольников обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина современного общества.

На современном  этапе развития образования существует несколько концепций здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова [19, c.10].

В.Т. Кудрявцев (доктор психологических наук) и Б.Б. Егоров (кандидат педагогических наук) определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу оздоровительной работы с дошкольниками. Их Программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы: приобщение к физической культуре, развивающая форма оздоровительной работы. Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах.                     В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе. Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка - дошкольника. Они вынесены на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Они исходят из того, что: «Ребенок - это целостный духовно-телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно и социально-экологических связей» [27, c. 92].

Большой вклад  в организацию оздоровительной  работы внес                Ю. Ф. Змановский, российский ученый-педиатр и педагог, который указал на основные характерные черты данной работы. Это:

1. Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

3. Оздоровление  трактуется не как совокупность  лечебно-профилактических мер, а  как форма развития, расширения  психофизиологических возможностей  детей.

4. Индивидуально  - дефферинцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми [цит. по 45, c.172].

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста осуществляются оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи физического  воспитания, которые конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возраста, психологических особенностей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и др.

Главной оздоровительной задачей здоровьесберегающей среды является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей. Также не менее важно решать широкий круг воспитательных задач. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов. У детей необходимо, воспитывать любовь к знаниям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы:

    • сохранение физического и психического здоровья;
    • освоение основных двигательных действий;
    • подготовка к физическому воспитанию в школе;
    • профилактика заболеваний; 
    • укрепление здоровья средствами физической культуры [51, c.98].

Физкультурно-оздоровительная  работа в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:

    • физкультурное занятие,
  • утренняя гимнастика,
  • гимнастика после дневного сна,
  • физкультминутки,
  • игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза),
  • подвижные игры и упражнения на прогулке,
  • закаливающие мероприятия [9, c.53]. 

Физкультурное занятие является основной формой организованного обучающего физкультурного упражнения ДОУ. Занятия обязательны для всех детей. Занятия проводятся круглый год. Летом физкультура не отменяется. С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы физкультурных занятий:

Классические занятия  (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).

Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).

Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).

Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).

Самостоятельные занятия  (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером).

Занятия серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).

Тематические занятия  (с одним видом физических упражнений).

Контрольно-проверочные  занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения) [9, c.58].

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны.

Утренняя гимнастика должна проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). При составлении комплексов утренней гимнастики в течении года важно помнить об их вариативности содержания и характера. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть вредны разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель. Активизация функциональной деятельности организма детей 5–7 лет происходит за счёт увеличения продолжительности утренней гимнастики – 10–12 мин., длительность непрерывного бега – 2-З мин., увеличение количества подскоков – 30–50 и их усложнение, увеличение темпа и их повторение. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лёжа на спине и животе, с предметами и без предметов) [16, c.48].

Информация о работе Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения