Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить управленческие содействие педагогам по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Объектом исследования является процесс организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
4
Глава I. Теоретические основы организации содействия педагогам в формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ………………..

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ………………………………………………………………..

11
1.2 Особенности организация здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….

22
1.3 Программа «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» как условие эффективности формирования оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста…………………………………


31
Выводы по первой главе ………………………………………………….
43
Глава II. Опытно-поисковая работа по изучению проблемы управления содействия педагогам в организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………


2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………….


44
2.2 Реализация программы «Управление процессом оптимизации здоровьесберегаюшей среды в ДОУ» для эффективности формирования здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………



52
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по внедрению программы оптимизации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении …………………………….


64
Выводы по второй главе …………………………………………………...
71
Заключение ………………………………………………………………….
73
Список использованной и цитируемой литературы ……………………
77
Приложения ………………………………………………………………..
84

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по менеджменту.docx

— 480.61 Кб (Скачать файл)

Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Перед началом физкультминутки следует открыть фрамуги. Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.) [52, c.39].

Игры и упражнения между  занятиями, или двигательная разминка, позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

Проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Летние забавы на прогулках. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения. Игры-забавы – это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки) [15, c.118].

После дневного сна важно  поднять настроение и мышечный тонус  у каждого ребенка, а также  позаботиться о профилактике нарушений  осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут). Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов.

В группе дети выполняют  произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются [8, c.34].

Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Для реализации выше представленных мероприятий физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях создаются определенные условия, способствующие охране и укреплению здоровья детей, их физическому и психическому развитию. Кроме того, используются традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми.  Для организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ имеются: музыкально - физкультурный зал, оснащённый современным оборудованием; спортивная площадка на улице; физкультурные уголки во всех возрастных группах; медицинский и процедурный кабинеты; психологический и логопедические кабинеты.

Медицинское обслуживание дошкольников чаще всего осуществляют: старшая медсестра, инструктор по гигиеническому воспитанию. В течение учебного года реализуется оздоровительная работа с детьми: закаливание, витаминопрофилактика, фито-чай, профилактические прививки, витаминизированное питание, организуются регулярные осмотры детей подготовительных групп врачами-специалистами. В течение всего года родителей воспитанников информируют о лечебно-оздоровительной работе, о заболеваемости детей [22, c.42].

При организации оздоровительных  мероприятий необходимо соблюдение системы обеспечения безопасной жизнедеятельности, которая предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности [6, c.15].

В ДОУ ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка[14, c.51].

Работа по оздоровлению детей  в дошкольных образовательных учреждениях также может включать работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность) [4, c.8].

Таким образом, здоровьесберегающая среда в ДОУ направлена и способствует  сохранению физического и психического здоровья и укреплению организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов зависит от контингента детей, задач дошкольного учреждения.

 

1.3 Программа по оптимизации здоровьесберегающей среды в ДОУ как определяющее условие эффективности построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Включение здоровьесберегающей среды обязательной частью в единую систему образовательного процесса дошкольного учреждения обеспечивает возможность взаимоиспользования средств и методов всех сторон системы воспитания (физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового).

Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. В период дошкольного  детства у ребенка закладываются  основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у  него неустойчивое внимание, память. Эта  общая слабость вызывает и самые  различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению  способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности [39, c.23].

Многочисленные физиолого-гигиенические  и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей  системы образования в том, что  необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

— реальной разгрузки содержания общего образования;

— использования эффективных  методов обучения;

— повышения удельного  веса и качества занятий физической культурой;

— организации мониторинга  состояния здоровья детей и молодежи;

— улучшения организации  питания обучающихся в образовательных  учреждениях;

— рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Таким образом, на этой основе в ближайшие годы должны быть разработаны  и апробированы перспективные программы здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Организация   оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим необходимо разрабатывать содержание всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы и оптимальные педагогические условия его реализации. Логика изучения проблемы исследования определяет задачу рассмотрения необходимых условий, способствующих повышению эффективности организации физкультурно-оздоровиельной работы с детьми дошкольного возраста. Это:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания детей дошкольного возраста,
  • формирование интереса у родителей к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ,
  • реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми.

Остановимся подробно на каждом условии для полного изучения их влияния на развитии детей в  контексте нашей проблемы.

Первое условие – повышение  профессиональной компетентности педагогов  в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

Чтобы повысить уровень здоровья детей, эффективность организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, создать атмосферу для желания детей самостоятельно применять на практики полученные знания, воспитатель должен обладать определенным «багажом» знаний, качеств. Поэтому мы считаем необходимым рассмотрение такого понятия как «компетентность».

Педагогическая профессия  является одновременно преобразующей  и управляющей. А для того, чтобы  управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализма (Л.И. Мищенко). Другие ученые-педагоги (Н. Розов,                       Е.В. Бондаревская) рассматривают данную категорию как произвольный компонент «общекультурной компетентности». Ряд ученых трактуют ее как «уровень образованности» (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова). Учитывая сказанное, стоит заметить, что образование в дошкольном возрасте имеет четко направленную ориентацию – развивающую. Таким образом, именно развивающее образование должно обеспечить каждому ребенку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, в нужной мере созреет интеллектуально, получит необходимый социокультурный и личностный опыт [цит. по 28, c.31].

Профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных  учреждений рассматривается как  интегральная характеристика, включающая когнитивный (профессиональные знания), деятельностный (профессиональные умения и опыт) и профессионально-личностный компоненты. Тенденция последнего десятилетия – ориентация на подготовку компетентного педагога [7].

Компетентность педагога включает также в себя технологическую  культуру, повышение которой в  настоящее время является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет  возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать адекватные изменения в условиях быстро развивающегося общества. Когда  время диктует все новые и  новые требования.

В наши дни широкое применение как у ученых (теоретиков и практиков), так и у воспитателей (скорее практиков) имеет понятие «компетентность». Компетентность – это личные возможности  должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему  принимать участие в разработке определенного круга решений  или решать самому вопросы благодаря  наличию у него определенных знаний и навыков.

В психологии общепринята  точка зрения, согласно которой понятие  «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.П. Журавлева, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакурова, А.И. Щербаков и др.) [цит. по 21, c.108].

Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике.

Таким образом, под педагогической компетентностью воспитателя можно  понимать единство его теоретической  и практической готовности к осуществлению  педагогической деятельности; меру соответствия знаний, умений и опыта воспитателя  уровню сложности выполняемых задач  и решаемых проблем [49, с. 181]. Своего рода, это способности, которые предполагают наличие знаний как умение обладать личностными характеристиками и качествами, которые помогают в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации. В знаниевой парадигме главное в обучении – усвоение материала, усвоение знаний. 

Информация о работе Управленческое содействие педагогам в формировании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения