Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический
университет» Институт психологии
Кафедра психологии образования
Уровень притязаний
младших школьников с низким социометрическим статусом в группе сверстников
Курсовая работа
Специальность «050706» - Педагогика
и психология
Допущена к экспертизе Исполнитель:
«__»___________20 г. Ю.В.Семакина- студент 301 гр.
Оценка «___________» дневного отделения
Научный руководитель:
____________________ Научный руководитель:
Ю.В. Братчикова- кандидат
педагогических наук, доцент кафедры
психологии образования
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретический анализ
проблемы уровня притязаний у младших школьников……………………………………………5
1.1. Представленность
проблемы уровня притязаний в зарубежной и отечественной психологии……………………….14
1.2. Особенности формирования уровня притязаний в младшем школьном возрасте
1.3. Связь уровня притязаний
с социометрическим статусом
у младших школьников
2. Эмпирическое исследование особенностей уровня притязаний младших школьников
с низким социометрическим статусом в
группе сверстников
2.1. Организация исследования
2.2. Описание психодиагностического
инструментария
2.3. Анализ и интерпретация
полученных данных
Заключение
Литература
Введение
Уровень притязаний как
уровень трудности выбираемых целей
признается психологами важнейшим личностным образованием,
характеризующим тенденцию к определенной
активности в поведении и деятельности.
В многочисленных зарубежных
и отечественных преимущественно
лабораторных исследованиях уровня
притязаний выявлены многие личностные
и социально-психологические факторы, свидетельствующие
о его сложной детерминации и многомерности,
описаны некоторые модели и механизмы
целе-образования, установлены индивидуальные
характеристики данного феномена, выявлена
связь между возрастанием высоты и адекватности
притязаний и усилением активности в деятельности.
Вместе с тем некоторые важные аспекты исследования
уровня притязаний остаются недостаточно
изученными. Одним из них является вопрос
об особенностях проявления и формирования
притязаний младших школьников в группе
сверстников. Психологами отмечаются
определенные возрастные колебания этой
характеристики.
В связи с этим является
необходимым изучение возрастных особенностей,
его детерминант, условий, механизмов
и закономерностей формирования
адекватных притязаний, а также возможностей их
влияния на повышение активности школьников.
Цель: эмпирическим путем выявить особенности
уровня притязаний в младшем школьном
возрасте с низким социометрическим статусом
в группе сверстников.
Объект: уровень притязаний младших школьников.
Предмет: особенности уровня притязаний в младшем
школьном возрасте с низким социометрическим
статусом в группе сверстников.
Гипотеза: младшие школьники с низким социометрическим
статусом в группе сверстников имеют более
низкий уровень притязаний по сравнению
с младшими школьниками с высоким социометрическим
статусом.
Задачи:
1. Провести теоретический
анализ проблемы уровня притязания
и социометрического статуса.
2. Охарактеризовать особенности
уровня притязания и социометрического
статуса в младшем школьно возрасте.
3. Выявить наличие
и характер связи между уровнем
притязания и социометрическим
статусом в младшем школьном
возрасте.
Методы исследования:
теоретические методы- анализ справочной психолого-педагогической
литературы, сравнение, обобщение, синтез.
Эмпирические методы- методика Горбачевского «Диагностика
уровня школьной тревожности», параметрическая
социометрическая процедура.
1. Теоретический
анализ проблемы уровня притязаний
у младших школьников
1.1 Представленность
проблемы уровня притязаний в
зарубежной и отечественной психологии
Понятие «уровень
притязаний» традиционно определяется
в психологии как уровень трудности
цели, которую человек хочет достигнуть,
исходя из своих возможностей.
Наиболее
значительные исследования, раскрывающие
различные аспекты уровня притязаний,
осуществлены в 30-40 годы прошлого столетия
и связаны с именами Э. Толмена,
К. Левина, Б.В. Зейгарник, Ф. Хоппе, Т. Дембо,
Р. Сирса и др. В этих и более
поздних зарубежных и отечественных
исследованиях (Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон,
Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина
и др.) уровень притязаний рассматривался
в рамках динамического подхода проблем
самооценки, мотивации достижения, успеха,
изучались проблемы взаимосвязи уровня
притязаний с личностными чертами, возрастными
периодами, психическим здоровьем, эффективностью
обучения.
Ввела понятие
«уровень притязаний» Т. Дембо, представительница
школы К. Левина, интерпретируя его
как «более легкую промежуточную
цель, представляющую собой приближение
к исходной цели, которую человек хочет
достигнуть по этапам»[16, С.18].
Первый экспериментальный
анализ явления притязаний был сделан
также представителем этой школы
Ф. Хоппе. Вводя понятие «уровень
притязаний», Ф. Хоппе пишет: «В рассматриваемых
здесь случаях испытуемые приступают
к работе с определенными притязаниями
и ожиданиями, которые в течение действия
могут изменяться. Совокупность этих,
сдвигающихся с каждым достижением, то
неопределенных, то точных ожиданий и
притязаний, связанных с будущим достижением,
мы будем называть «уровнем притязаний»
испытуемого. Смотря по обстоятельствам,
уровень притязаний может колебаться
между целью «извлечь из действия максимум
достижений» и полным отказом от какого-либо
достижения»[4, С.10].
Предметом интереса
Ф. Хоппе являлось изучение проблемы
успеха и неудачи, которым обычно
приписывали смысл принципа выбора.
Хоппе удалось открыть довольно
устойчивый феномен: повышение уровня
притязаний после успеха и снижение
его после неудачи. Он отмечал, что изменение
уровня притязаний обычно следует после
относительно устойчивого повторения
позитивного или негативного результата,
а не сопровождает единичный успех или
неудачу.
Большой заслугой
Ф. Хоппе является введение в психологию
понятия «идеальная цель» - которая стоит
за отдельным актом и управляет поведением
человека. Он указывает на то, что в каждый
момент уровень притязаний испытуемого
согласуется с одной из целей, но общий
образ действия индивида «определяется
не только временной целью, соответствующей
уровню притязаний в данный момент, но
и более общей, всеохватывающей целью,
которая, хотя в данный момент не является
актуальной, всё же стоит за соответствующей
отдельной целью и детерминирует поведение
испытуемого» [4, С. 15].
Работы Ф.
Хоппе и Т. Дембо пробудили
интерес к этой области исследования и
послужили началом целой серии экспериментов,
посвященных изучению факторов, влияющих
на уровень притязаний. Обобщая полученные
результаты, К. Левин писал, что в уровне
притязаний имеются явно выраженные и
глубоко индивидуальные различия: «Отношение
между уровнем притязаний и уровнем выполнения
широко различается среди индивидуумов
и, по-видимому, представляет надежную
и общую личностную черту» [16, С.77]. Он полагал,
что высота уровня притязаний является
результатом тенденций:
- поддерживать
уровень притязаний столь высоким,
насколько это возможно;
- избегать
неудачи;
- держать
уровень притязаний в тесной
связи с реалистической оценкой
будущего выполнения.
К. Левин также
отмечает, что социальная ситуация и похвала способствуют
повышению притязаний с самого раннего
периода их развития. Причем, выбор цели
определенной сложности предполагает,
что ряд целей рассматривается как подчиненные
более крупной целевой структуры, а сама
деятельность может рассматриваться как
часть цели. Более важной и трудной проблемой
для выявления закономерностей уровня
притязаний является проблема детерминации
этого феномена.
К. Левин многочисленные
детерминанты уровня притязаний классифицирует
на: ситуационные (временные) и стабильные (социально-психологические
и личностные). К ситуативным детерминантам
К. Левин с учениками относили выявленное
уже в первых экспериментах Ф. Хоппе, Т.
Дембо влияние успехов и неудач при достижении
целей [16, С.112]. К ситуативным детерминантам
уровня притязаний К. Левин относил также
перенос успешности и неуспешности с одной
части эксперимента на другую, а также
ранги трудности заданий, которые могут
оказывать воздействие на выбор цели индивидом.
В группу устойчивых детерминант К. Левин
включил прошлый опыт, групповые стандарты
и некоторые культурные факторы. Так, М.
Юкнат выявила, а позже П. Сирз и Л.В. Бороздина
[4, С. 27] и др. подтвердили, что положительный
прошлый опыт повышает уровень притязаний,
а отрицательный - снижает. Психологами
выявлено значительное влияние социальной
детерминанты на уровень притязаний индивида
в лабораторных испытаниях: у К. Левина
- это норм и стандартов; у Т. Дембо, Л. Фестингера,
П. Сирз - достижений группы и отдельных
ее членов. К. Левин и Л. Фестингер установили,
что на уровень притязаний индивида могут
влиять нормы других групп, которые престижны
и референтны для него. Социальные сравнения
могут выражаться и в ориентации на традиции
и притязания семьи.
Исследования
первых учеников К. Левина (Ф. Хоппе, Ю.
Дж. Френк, М. Юкнат, П. Сирз) дали
ему основания говорить и о влиянии некоторых
личностных детерминант на уровень притязаний,
важнейшими из которых он называл мотивацию
и самооценку [16, С.36].
Главной личностной
детерминантой уровня притязаний большинством
исследователей этого феномена
признается мотивация, действующая, по
нашему мнению, в комплексе с другими личностными
и социально-психологическими факторами,
составляющими в совокупности «психологическое
поле» личности. Приоритет в анализе влияния
мотивации на уровень притязаний принадлежит
Дж. Френку, который экспериментально
установил три мотива определяющих постановку
целей:
1) потребность
удерживать притязания на большей
высоте;
2) ставить
цели, близкие к реальному исполнению;
3) избегать
неудачу.
Эти потребности, по утверждению Дж.
Френка, формируют стабильный характер
целеобразования личности в разных видах
деятельности и соответствуют «парению
в облаках», трезвому реализму и осторожности.
Усиление одного из мотивационных воздействий
вызывает отклонение уровня притязаний.
В отечественной
психологии важная роль мотивов в
формировании уровня притязаний выявлена
многими авторами. Так, М. С. Неймарк
утверждает, что на уровень притязания
пятиклассников (в искусственном
эксперименте) очень сильно влияет
мотив самоутверждения [4, С.86]. В. Г. Маралов
считает, что связь мотивации с уровнем
притязаний «проявляется как в процессах
целеобразования, так и в процессе достижения
принятой или поставленной цели». Важным
для понимания формирования уровня притязаний
является мнение Л. И. Божович, что сами
мотивы в ходе деятельности, претерпевают
существенные изменения и вывод В. К. Калина
о том, что у студентов в трудные периоды
работы уровень притязаний сам начинает
выполнять функцию мотива [4, С. 93].
Было проведено
много исследований, касающихся влияния
притязаний на успех-неуспех в профессиональной
сфере. В исследовании Т.Тивана и Б.Смита
постулируется мысль о том, что люди с
высокой боязнью неудачи и с низкой потребностью
в достижении имеют низкие профессиональные
притязания и низкий профессиональный
престиж [4, С.97].
В рамках исследований
притязаний как показателей мотивации
достижения изучалась связь профессиональных
целей, собственных установок с
параметрами достижения (экспертными
статусом, достижением независимости,
жадностью, соперничеством,
отношением превосходства, статусом равенства).
Изучались также
влияние успеха и неудачи на уровень
притязаний и внутренние позиции. В
исследовании Стейсел и Коэна
обнаружено, что при нескольких неудачах
в решении задач (арифметических, у студентов) уровень
притязаний возрастает (делается попытка
решить более сложные задания) и сокращается
время на его решение (студент старается
быстрее выполнить задание). Это не происходит
при слабых неуспехах. В другом исследовании
определялось, как влияет успех, неудача
в решении достиженческих задач (которые
выдавались за задания на индивидуальные
способности) на испытуемых. Было установлено,
что при успехе изменяется в позитивную
сторону самоуважение, повышается эгоцентризм.
При неудаче отмечалось снижение самоуважения,
социального интереса, властных амбиций.