Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка

Содержание

Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

М.В.Ломоносов обратился  к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа “О сохранении и размножении  российского народа”, работы о проблемах  воспитания юношества позволяют  считать М.Ломоносова первым русским  валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности. (21,с.13)

Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт  заложили основы современной валеологии.

С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего, как функцию  приспособления и эволюции, функцию  воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую  основу патологии.

В.М.Бехтерев много сил  отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения  условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы  развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и  укреплению детского здоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. (21, с.30) Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против “алкогольного змия”.

Проблема здоровья также  интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка  – это комплекс санитарно-гигиенических  норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной  полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Следует отметить, что до настоящего времени такое сложное, интегральное понятие, как «здоровье», не имеет единого общепринятого  определения. Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков  Н.М. Амосов указывает: «Здоровье –  естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью  с окружающей средой и отсутствием  каких-либо болезненных явлений» (4, С. 18).

В отечественной литературе это понятие чаще всего трактуется как естественное состояние организма, которое характеризуется равновесием  его с окружающей средой и отсутствием  каких-либо болезненных изменений. В таком понимании подчеркнута  взаимосвязь со средой, адаптация  к ней. Адаптацией принято называть совокупность физиологических реакций, обеспечивающих приспособление организма  к изменению окружающей среды.

Определение понятия «здоровье», сформулированное в Уставе Всемирной  организации здравоохранения, таково: «Со стояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней». При этом под физическим здоровьем понимают совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов и максимальную адаптацию к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни. Социальное здоровье отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.

Здоровье человека зависит  от условий труда, обучения и быта, привычек и поведения людей, качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и  многих других факторов.

По мнению С.В.Попова “Если  вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и, кроме  того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации”. (21, с.7)

В 1968 году ВОЗ приняла  следующую формулировку: “Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным» (3., с.5)

Г.Л.Билич, Л.В.Назарова взяв за основу определение Всемирной  Организации Здравоохранения, считают  необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье –  это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться  к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и  естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и  физических дефектов» (4., с.3)

В Большой медицинской  энциклопедии здоровье трактуется как  состояние организма человека, когда  функции всех его органов и  систем уравновешенны с внешней  средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время  на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм. (5., с.6)

Академик Н.М.Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно  оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций» (5., с.7). В.П.Казначеев  трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических  функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (21, с.25).

Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может  сводиться лишь к констатации  отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет  человеку вести неестественную в  своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую  возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

Таким образом, из приведенных  определений видно, что понятие  здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней  среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды  обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято  выделять несколько компонентов  здоровья. Здоровье складывается из здорового  тела (физическое), здорового духа и  здоровой души. Тело, дух и душа - триединая сущность человека. Это  простое по внешней форме, но очень  сложное по внутреннему содержанию триединство, сущность которого прекрасно изложена, и в христианской, и в восточной и в индусской философии.

Соматическое (физическое) здоровье – это здоровье тела, это текущее  состояние органов, систем органов  и уровень их структурных и  функциональных резервов. Основой соматического  здоровья является биологическая программа  индивидуального развития человека. Основа физического здоровья проявляется  в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и  систем органов, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных  факторов. Это, прежде всего, устойчивость к болезням.

 Психическое здоровье  – состояние психической сферы  человека, которое характеризуется  уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Основу  психического здоровья составляет  состояние общего душевного комфорта, которое обеспечивает адекватное  поведение. Это состояние обусловлено  потребностями как биологического, так и социального характера  и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение  базовых потребностей составляет  основу нормального психического  здоровья человека.

 Нравственное (социальное) здоровье – система ценностей,  установок и мотивов поведения  индивида в социальной среде.  Нравственное здоровье определяется  теми моральными принципами, которые  являются основой социальной  жизни человека, т.е. жизни в  определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного  здоровья человека являются, прежде  всего, сознательное отношение  к труду, овладение сокровищами  культуры, активное неприятие нравов  и привычек, противоречащих нормальному  образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть  нравственным уродом, если он  пренебрегает нормами морали. Поэтому  нравственное считается высшей  мерой человеческого здоровья.

Признаками здоровья являются:

-специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию          повреждающих факторов;

-показатели роста и развития;

-функциональное состояние и резервные возможности организма;

-наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

-уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Согласно заключению экспертов  ВОЗ, если принять   уровень   здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни – тип жизнедеятельности  людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

По определению К.Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своей  свободе, тогда как здоровый образ  жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания  обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует формированию активной жизненной  позиции и является необходимым  условием воспитания гармонически развитой личности»

Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная  деятельность людей, направленная, в  первую очередь, на сохранение и улучшение  здоровья. При этом должно учитываться  то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» (21, с.23)

Г.И. Царегородцев считает, что  «здоровье – это гармоническое  течение различных обменных процессов  между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный  обмен веществ внутри самого организма»(36, С.42). В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

С эволюционной и экологической  позиций Д.Д. Венедиктов раскрывает смысл понятия о здоровье как  динамическом равновесие организма  с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются  наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма  функционируют с максимально  возможной интенсивностью, а общее  сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального с точки зрения целостности организма и необходимости  его быстрой и адекватной адаптации  к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде (10, C.104).

С социологической точки  зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру (16, С.30). Развивая эту мысль, И.И. Брехман считает, что такое отношение в первую очередь должно проявляться в системе улучшения качества окружающей среды, сохранения собственного здоровья и здоровья других людей (8, С.27).

В психологии придерживаются мнения о том, что здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее ее отражение, в смысле преодоления: здоровье –  не только состояние организма, но и  стратегия жизни человека (37, С.6).

В.П. Казначеев выражает смысл  понятия о здоровье человека с  позиции комплексного подхода. Он считает, что здоровье - это «динамическое  состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и  психических функций, оптимальной  трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (19, С.23).

Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие  может характеризоваться как  емкая система, заключающая в  себе совокупность критериев, соотносимых  с требованиями общей культуры человечества.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который  определяется как устойчивый, сложившийся  в определенных общественно-экономических  условиях способ жизнедеятельности  людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения (1, С.13).

Информация о работе Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка