Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 07:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать средства, обеспечивающие развития учебно–исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1)проанализировать развитие начального математического образования с целью выявления исторических аспектов развития предмета исследования;
2) изучить психолого – педагогические основы учебно – исследовательской деятельности школьников;
3) выявить и обосновать средства развития учебно – исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах.
Введение 3
§1.Начальное математическое образование (история, 6
современность, перспективы)
§2.Психолого – педагогические основы учебно – 16
исследовательской деятельности школьников
§3. Исследовательские задания как средство развития учебно- 31 исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Заключение 45
Литература 48
Приложение
М.И. Махмутов отмечает, что «поскольку научное познание есть процесс творческий, то сближение методов обучения с методами науки должно обеспечит развитие творческих способностей учащихся».
О.А. Ивашова и О.В. Шереметьева выделяют три уровня УИ в зависимости от степени самостоятельности деятельности учащихся:
- обнаружение проблемы и выдвижение гипотезы осуществляются либо сами учителем, либо под него непосредственным руководством; остальные этапы ИД выполняются учениками с большей долей самостоятельности;
- под непосредственным руководством учителя происходит постановка проблемы, остальные этапы ИД выполняются самими учениками в индивидуальной или групповой работ;
-
все элементы исследования
Приобщение обучающихся к ИД можно реализовать через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей К учебно – исследовательским задачам В.И. Андреев относит те задания, которые представляют собой систему логических связанных учебных проблем, позволяющими в совокупности с эвристическими вопросами, указаниями и минимумом учебной информации открыть новые знания об объекте исследования, способе, приеме или средстве ИД. В своей классификации учебно – творческих задач в связи с их использованием для развития творческих способностей личности он выделяет не только виды учебных задач, но и развиваемые компоненты творческих способностей личности[14.35].
И.И. Ильясов отмечает, что в познании решаются пять видов задач и тем самым получатся пять видов знаний: познание внешних, атрибутивных свойств предметов; познание зависимости между свойствами; познание связей или функций предмета в более сложном целом; познание зависимости между связями или функциями предметов; познания внутреннего строения объекта, состава элементов и структуры, связи элементов как детерминант внешних свойств объектов (качественных и количественных).
М. В. Таранова под УИЗ понимает обобщенную цель УИД, поставленную перед учеником в виде обобщенного учебного или исследовательского (проблемного) задания на предметной области задачи. Ее цель – развитие ученика, подведение его к овладению обобщенными приемами УИД. Цель понимается как опознанное учащимися отражение из будущих действий для достижения ими результата[13.56].
С.Л. Рубинштейн отмечает, что цель исследования должна быть посильна учащемуся, поскольку проблемы, решаемые учеными и учащимися в процессе познания, различны генетически (по источнику возникновения) и, следовательно, мотивы деятельности различны.
Для решения исследовательских задач учащийся должен владеть различными аспектами деятельности. М.А. Родионов (аналогично А.Маслову) приводит такую схему мотивационной иерархии деятельности: эстетическая потребность, потребность в доказательстве, потребность в емких и точных языковых средствах, творческая потребность, практическая потребность.
Практическая потребность проявляется на этапе выбора проблемы и на этапе соотношения полученного результата с ограничениями, накладываемыми реальной проблемой. Творческая потребность характерна на этапе постановки проблемы, на этапе выдвижения гипотезы. Потребность в емких и точных языковых средствах требуется на этапе формализации исходной проблемы, защиты актуальности и новизны проблемы, точных формулировка обоснования и защиты выполнения проекта. Потребность в доказательствах становится актуальной на этапе решения проблемы.
Эстетическая
потребность может
Привлечение школьников к УИ должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательна самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны мог поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовывать свою работу по решению поставленной задачи.
Таким образом, перед
Роль учителя и ученика в УИ наиболее полно определил И.Я. Лернер, который основным методом обучения опыту ТД считал исследовательский.
Сущность ИМ обусловлена его функциями. Во – первых, он формирует черты ТД, которые составляют содержимое третьего элемента социального опыта. Во – вторых, организует творческое усвоение знаний, то есть учит применять известные знания для решения проблемных задач и добывать новые результаты такого решения. В – третьих, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов. И, наконец, он является условием формирования интереса, потребности в ТД, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности. Не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима[4.99].
Учитывая эти функции,
И.Я. Лернер утверждал, что
Целостная задача требует
При исследовании метода
Под учебным заданием обычно занимают любой вид поручения учителя учащимся, заключающийся выполнить какие – либо учебные
( теоретические
или практические) действия. Следовательно,
в научном исследования
Таким образам появляется третий существенный признак учебного исследования – самостоятельность учащихся при выполнении учебного задания[17.112].
Анализ
научной и методической
На основе обобщения и анализа результатов теоретической деятельности по данной проблеме нами были выделены следующие основные признаки УИ:
- процесс поисковой
- потребность получения чего либо нового;
- самостоятельный поиск;
- направленность на достижение целей обучения;
- формирование специальных эвристик.
Под УИ мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений:
* самостоятельно организовывать поиск;
* достигать поставленных целей обучения;
* формировать мыслительные
Таким образом, повышенный
§ 3. Исследовательские задания как средство развития учебно- исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Одной из основных задач
Решение проблемы развития
Работа в направлении ИД младших школьников имеет свою особенность. Ребенку этого возраста не скажешь, как ученику старших классов или студенту « иди и исследуй…», ему надо многое объяснить. Его надо научить видеть проблемы, формулировать темы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям и многое другое. Поэтому УИД младших школьников должна отвечать ряду объективных педагогических требований:
1) учитывать возрастные
2) основываться на базовом
Информация о работе Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальных классах