Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:24, доклад
Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
Названные противоречия обусловливают
необходимость решения
проблемы нового целеполагания;
проблемы новой структуры
проблемы обновления содержания образования;
проблемы обновления организационных форм и методов.
Названные проблемы служат основанием
для смены целевых ориентаций,
внедрения системы
Цель многоуровневой структуры
педагогического образования - расширение
возможностей образовательных учреждений
в удовлетворении многообразных
культурно-образовательных
Многоуровневое педагогическое образование,
реализующееся различными по содержанию
и срокам обучения преемственными образовательно-
личности (студенту) - осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;
обществу (системе образования, школе) - получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;
преподавательскому корпусу (факультета,
колледжа, университета, института) - с
большей полнотой реализовать научные
и профессионально-
Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами.
Основу педагогического
Первый уровень - общее высшее образование
- достигается овладением образовательно-
На базе общего высшего образования
может быть реализована программа
профессионально-педагогической подготовки
(до 18 месяцев), дающая среднее профессиональное
образование. Кроме этого, для желающих
в течение непродолжительного периода
обучения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться
профессиональная подготовка на уровне
квалификации младшего специалиста
с учетом избранного научного направления.
Лица, овладевшие такими профессиональными
программами, могут занимать в образовательном
учреждении должности учебно-
Второй уровень базового высшего
педагогического образования
По отдельным направлениям в
силу особенностей реализации образовательно-
Для получения квалификации специалиста
на основе базового высшего педагогического
образования предоставляется
Полное высшее педагогическое образование
основывается на базовом высшем образовании
и представляет собой развитие и
дифференциацию профессиональных и
образовательных программ по направлениям
специализации. За счет углубленной
образовательно-
Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).
Гибкость и вариативность
Одной из первоочередных задач педагогического
образования в связи с
Общекультурный блок, составляющий
25 % учебного времени, призван обеспечить
развитие мировоззрения учителя, создать
условия для его жизненного и
профессионального
Психолого-педагогический блок, составляющий 18% учебного времени, направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Поскольку становление "Я-концепции" учителя - это не единовременный акт, то данный блок может быть представлен такими модулями, как ориентирующий, теоретико-методологический, деятельностный.
Предметный блок, составляющий 57% учебного времени, ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся и общения с ними. Он предполагает разработку таких модулей, как общий, связанный с определенным направлением научных знаний (гуманитарные знания, естествознание и др.); интегрированный, объединяющий в единое целое те или иные отрасли научного направления; специальный - в конкретной области научного знания (узкий или широкий профиль).
Системообразующим стержнем содержания педагогического образования является практическая деятельность студентов, поскольку общечеловеческие и профессиональные ценности становятся достоянием личности учителя в том случае, если они присваиваются, вырабатываются в процессе не только познавательной, но и преобразовательной деятельности.
Такая деятельность в каждом блоке представлена практикумами, имеющими интегративный характер ввиду их целевой направленности, но различающимися по своему содержанию: социокультурными, психолого-педагогическими, предметными. Данные практикумы позволяют обеспечить наглядность, конкретность, актуализацию и применимость теоретических знаний в различных педагогических ситуациях целостного образовательного процесса и тем самым усилить психолого-педагогическую подготовку.
Реализация нового содержания педагогического
образования требует решения
задач, связанных с внедрением новых
технологий обучения. Основу таких
технологий составляет отход от массового,
валового обучения. Основным условием
развития аналитического, творческого
мышления становится непременное участие
студентов в научных
Обращенность современного педагогического образования к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Он должен четко представлять цель и задачи своей деятельности, ясно видеть пути профессионального становления.
§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя
Понятие профессионального
1 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 74.
Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным сторонам.
Соответственно оценка профессии
и себя в ней носит фрагментарный,
ситуативный характер, связанный
с возникающими проблемами (установлением
дисциплины, организацией коллектива,
выяснением взаимоотношений с
Подобная непосредственность профессионального
бытия рано или поздно приходит в
противоречие с логикой педагогической
деятельности, что побуждает учителя
критически оценить себя в профессии,
заставить подняться над
Опыт работы над собой в плане
самосовершенствования
Профессиональное
В основе профессионального
Информация о работе Учитель как субъект педагогической деятельности