Учитель как субъект педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:24, доклад

Краткое описание

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 108.88 Кб (Скачать файл)

 

Названные противоречия обусловливают  необходимость решения связанных  с ними проблем в педагогическом образовании:

 

проблемы нового целеполагания;

проблемы новой структуры образования;

проблемы обновления содержания образования;

проблемы обновления организационных  форм и методов.

 

Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентаций, внедрения системы многоуровневого  педагогического образования.

 

Цель многоуровневой структуры  педагогического образования - расширение возможностей образовательных учреждений в удовлетворении многообразных  культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере  образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка  труда.

 

Многоуровневое педагогическое образование, реализующееся различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными  программами, обеспечивает решение  следующих задач:

 

личности (студенту) - осуществить  индивидуальный выбор содержания и  уровня получаемого образования  и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;

 

обществу (системе образования, школе) - получить специалиста в более  короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

 

преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) - с  большей полнотой реализовать научные  и профессионально-педагогические потенции.

 

Получение педагогического образования  сопряжено со становлением специалиста  разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения  соответствующими программами.

 

Основу педагогического образования  составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными  программами первого и второго  уровней. Они предоставляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую  фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования.

 

Первый уровень - общее высшее образование - достигается овладением образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение 2 лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

 

На базе общего высшего образования  может быть реализована программа  профессионально-педагогической подготовки (до 18 месяцев), дающая среднее профессиональное образование. Кроме этого, для желающих в течение непродолжительного периода  обучения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональная подготовка на уровне квалификации младшего специалиста  с учетом избранного научного направления. Лица, овладевшие такими профессиональными  программами, могут занимать в образовательном  учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, помощник учителя, воспитателя).

 

Второй уровень базового высшего  педагогического образования рассчитан  на 2 года обучения и предусматривает  реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим государственные  экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.

 

По отдельным направлениям в  силу особенностей реализации образовательно-профессиональных программ второго уровня возможно совмещение с программой профессиональной подготовки (срок обучения 3 года).

 

Для получения квалификации специалиста  на основе базового высшего педагогического  образования предоставляется возможность  в течение 1 года освоить профессиональные программы в соответствии с будущей  специальностью, сдать государственные  экзамены и защитить выпускную работу. После этого выпускник получает квалификационный сертификат по одной  или двум педагогическим специальностям.

 

Полное высшее педагогическое образование  основывается на базовом высшем образовании  и представляет собой развитие и  дифференциацию профессиональных и  образовательных программ по направлениям специализации. За счет углубленной  образовательно-профессиональной программы  обеспечивается подготовка специалиста  преимущественно "по заказу". Основная цель данной ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность. Продолжительность обучения на ступени полного высшего педагогического  образования не менее 2 лет на основе четырехлетнего базового высшего образования.

 

Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению  науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий  право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных  учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

 

Гибкость и вариативность многоуровневой структуры педагогического образования  позволяет любому обучающемуся при  необходимости остановить его по достижении того или иного уровня, а затем продолжить образование  на последующем уровне в любом  вузе аналогичного профиля.

 

Одной из первоочередных задач педагогического  образования в связи с внедрением многоуровневой структуры является глубокое обновление его содержания, в котором можно выделить три  взаимосвязанных блока: общекультурный, психолого-педагогический и предметный. Каждый из названных блоков представлен  рядом модулей.

 

Общекультурный блок, составляющий 25 % учебного времени, призван обеспечить развитие мировоззрения учителя, создать  условия для его жизненного и  профессионального самоопределения, овладения практической педагогикой, которая в своей основе имеет  общую образованность учителя. Погружение учителя в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов  искусств, способов деятельности во всем их своеобразии требует разработки таких элементов общекультурного  блока, как мировоззренческо-методологический, аксиологический, историко-культурный, социально-экономический, естественнонаучный, коммуникативный.

 

Психолого-педагогический блок, составляющий 18% учебного времени, направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся  в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Поскольку становление "Я-концепции" учителя - это не единовременный акт, то данный блок может быть представлен такими модулями, как ориентирующий, теоретико-методологический, деятельностный.

 

Предметный блок, составляющий 57% учебного времени, ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного  научного знания как составной части  общечеловеческой культуры и как  средства развития личности учащихся и общения с ними. Он предполагает разработку таких модулей, как общий, связанный с определенным направлением научных знаний (гуманитарные знания, естествознание и др.); интегрированный, объединяющий в единое целое те или  иные отрасли научного направления; специальный - в конкретной области  научного знания (узкий или широкий  профиль).

 

Системообразующим стержнем содержания педагогического образования является практическая деятельность студентов, поскольку общечеловеческие и профессиональные ценности становятся достоянием личности учителя в том случае, если они присваиваются, вырабатываются в процессе не только познавательной, но и преобразовательной деятельности.

 

Такая деятельность в каждом блоке  представлена практикумами, имеющими интегративный характер ввиду их целевой направленности, но различающимися по своему содержанию: социокультурными, психолого-педагогическими, предметными. Данные практикумы позволяют обеспечить наглядность, конкретность, актуализацию и применимость теоретических знаний в различных педагогических ситуациях целостного образовательного процесса и тем самым усилить психолого-педагогическую подготовку.

 

Реализация нового содержания педагогического  образования требует решения  задач, связанных с внедрением новых  технологий обучения. Основу таких  технологий составляет отход от массового, валового обучения. Основным условием развития аналитического, творческого  мышления становится непременное участие  студентов в научных исследованиях, разработке реальных психолого-педагогических проблем.

 

Обращенность современного педагогического  образования к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Он должен четко  представлять цель и задачи своей  деятельности, ясно видеть пути профессионального  становления.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя

 

Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д.Ушинского  о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных  условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и  мысль о необходимости постоянного  совершенствования учителя путем  неустанной работы над собой. Сама жизнь  поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием" [1].

 

1 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 74.

 

 

Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может  сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В  этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным  сторонам.

 

Соответственно оценка профессии  и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный  с возникающими проблемами (установлением  дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.).

 

 

Подобная непосредственность профессионального  бытия рано или поздно приходит в  противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя  критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно  данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением  рефлексии, или, по выражению С.Л.Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к  профессии.

 

Опыт работы над собой в плане  самосовершенствования составляет предпосылку профессионального  самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей  личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

 

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и  источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в  самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.

 

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью  и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность  в самовоспитании. Вызванная таким  образом потребность учителя  в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового  самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального  идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется  потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Информация о работе Учитель как субъект педагогической деятельности