Учитель как субъект педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:24, доклад

Краткое описание

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 108.88 Кб (Скачать файл)

 

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают  на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой - конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стрежневого, понятия.

 

Система понятий, представленная во взаимосвязи  их друг с другом, есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки. Для  педагогики роль такого стержневого  понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются  педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Анализ понятия "педагогический процесс" поэтому  выявляет существенные черты явлений  образования как педагогического  процесса в отличии от других родственных ему явлений.

 

Прежде всего отметим, что поскольку образование как предмет педагогики - это педагогический процесс, то словосочетания "образовательный процесс" и "педагогический процесс" будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой поэтому является

 

целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная  их автономность.

 

Рассмотрение педагогического  процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который  позволяет увидеть в нем прежде всего систему - педагогическую систему (Ю. К. Бабанский).

 

Под педагогической системой нужно  понимать множество взаимосвязанных  структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в  целостном педагогическом процессе.

 

Педагогический процесс, таким  образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов  и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с  использованием средств обучения и  воспитания (педагогических средств) с  целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

 

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В  педагогическом процессе она есть результат  педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в  отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

 

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и  усвоение воспитанником и собственную  активность последнего, проявляющуюся  в ответных непосредственных или  опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое взаимодействие" поэтому шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние  и даже педагогическое отношение, которое  является следствием самого взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю. К. Бабанский).

 

Такое понимание педагогического  взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

 

Этот подход противоречит традиционному  пониманию педагогического процесса как специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и  всестороннего воздействия на школьника  с целью формирования личности с  заданными качествами. Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с деятельностью педагога, педагогической деятельностью - особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших  поколений младшим накопленных  человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного  развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.

 

Представляется, что он является следствием некритического, а потому и механистического переноса в педагогику основного  постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в  педагогике субъект - это педагог, а  объектом, естественно, считается ребенок, школьник или даже обучающийся под  чьим-то руководством взрослый. Представление  о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления. Но если ученик - это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

 

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).

 

Взаимосвязи таких компонентов  системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его  средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для  возникновения любой педагогической системы (А.И.Мищенко).

 

Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного  воспроизводства, как социальный заказ  является де-терминантой (предпосылкой) возникновения педагогических систем. В рамках же этих систем она становится имманентной (внутренне присущей) характеристикой содержания образования. В нем она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития и развития коллектива и т.д. Она в явном и неявном виде присутствует в средствах, а в педагоге и воспитанниках цель образования функционирует на уровне ее осознания и проявления в деятельности.

 

Цель, отмечал П.К.Анохин, опосредуя  реальную деятельность, не только характеризует  ее общий результат, но и как закон  определяет способ и характер действий человека. Субъекты педагогического  процесса (педагоги и воспитанники) являют собой единство цели и деятельности, "модус перехода от общества к  личности" и наоборот.

 

Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает  в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней по отношению к ней силы. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках.

 

Следует отметить, что соотношение  понятий "образование" и "воспитание" является предметом многих дискуссий. Однако споры, возникающие вокруг этого  вопроса, по-видимому, непродуктивны. Все  дело в том, в каком контексте  и смысле они используются. Часто  встречающееся в литературе употребление слов "образование" и "воспитание" как обозначающих противоположные  стороны педагогического процесса не является корректным. Образование  как целенаправленный процесс социализации в любом случае включает в себя и воспитание. Однако направленность образования как педагогического  процесса зависит от способов (механизмов) ее осуществления, а это уже прерогатива  воспитания и обучения. Совокупность принципов, методов и форм обучения и воспитания определяет, будет ли образование (педагогический процесс) гуманистически или технократически направленным, демократическим или авторитарным, осуществляющим гражданские или политические цели.

 

Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством  организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

 

Воспитание и обучение как способы  осуществления педагогического  процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых  фиксируются целесообразные и оптимальные  шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

 

Именно педагогическая задача является элементарной единицей педагогического  процесса, для решения которой  на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, "моменты" педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

 

Воспитание и обучение обусловливают  качественную характеристику образования - результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей  образования. Результаты образования  определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального  состояния всех "потребителей" продукции образовательной сферы - и государства, и общества, и  каждого человека. В свою очередь, результаты образования как педагогического  процесса связаны со стратегиями  развития образования, ориентированными на перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 5. Связь педагогики с другими  науками и ее структура

 

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в  процессе рассмотрения ее связей с  другими науками. В течение всего  периода своего существования она  была тесно связана со многими  науками, которые оказывали неоднозначное  влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и  оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи  педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым  условием развития педагогической теории и практики.

 

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали  создание педагогических концепций  и теорий, задавали ракурс педагогического  поиска и служили ее методологическим основанием.

 

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный  характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как  практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки  отказаться от философии в педагогике.

 

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению  к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается  самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места  человека в мире, выявления его  взаимоотношений с миром. От системы  философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи  педагогики, зависит направление  педагогического поиска, определение  сущностных, целевых и технологических  характеристик образовательного процесса.

 

Кроме того, методологическая функция  философии по отношению к любой  науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она  разрабатывает систему общих  принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического  знания подчиняется общим закономерностям  научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической  платформой осмысления педагогического  опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования  и обобщения опыта без их философского обоснования.

Информация о работе Учитель как субъект педагогической деятельности