Учитель как субъект педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:24, доклад

Краткое описание

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 108.88 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа  ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

 

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему  систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему  образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

 

Виды педагогических систем различаются  не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно  их назначением и, как следствие, особенностями организации и  функционирования. Так, в системе  дошкольного воспитания основной является педагогическая система "детский  сад", а ее вариантами - педагогическая система круглосуточных детских  садов, садов для детей с ослабленным  здоровьем и т.п.

 

В системе общеобразовательной  подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в  зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

 

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей  системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

 

В специальной литературе термин "педагогическая система" употребляется довольно неоднозначно. Во многих случаях под  него подводятся отдельные составные  части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские  общественные организации. Широкое  хождение и тоже с неоднозначным  смыслом наряду с понятием "педагогическая система" в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия "воспитательная система" и "дидактическая система". При этом традиционные понятия "система воспитания" и "система обучения" не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий. Если "система воспитания" и "система обучения" относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач. Воспитательная и дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины "воспитательная система" и "дидактическая система" выражают те доминирующие задачи, для решения которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения.

 

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат  нетрадиционные подходы, идеи, можно  отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

 

 

§ 9. Педагогический процесс как  целостное явление

 

Понятие целостности педагогического  процесса. Главное интегративное  свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность  к выполнению социально обусловленных  функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало  высокому уровню качества. А это  возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная гармоничная  личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

 

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее  высший уровень его развития, результат  стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

 

В педагогическом процессе специально создаются функциональные подсистемы, направленные преимущественно на решение  образовательно-развивающих и воспитательных задач. При функциональном подходе  они действуют автономно, разрывая формирующуюся личность на части, придавая педагогическому процессу односторонность. В целостном педагогическом процессе в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается  всесторонним охватом основных видов  деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.

 

Целостный педагогический процесс  предполагает такую организацию  жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным  интересам и потребностям и оказывала  бы сбалансированное воздействие на все сферы личности - сознание, чувства  и волю. Любая деятельность, наполненная  нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания  и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

 

Целостный педагогический процесс  не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих  как часть и целое. Не может  он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического  и других видов воспитания, т.е. как  обратное сведение в единый поток  механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый  педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми  влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

 

Основные аспекты целостности  педагогического процесса. Учитывая многообразие взаимоотношений и  взаимосвязей между компонентами педагогического  процесса, было бы слишком упрощенным сводить целостность педагогического  процесса к какой-либо одной его  характеристике. В связи с этим необходимо рассматривать разные аспекты  целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.

 

В содержательном плане целостность  педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования  опыта, накопленного человечеством  во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

 

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

 

• освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

 

• делового взаимодействия педагогов  и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

 

• взаимодействия педагогов и воспитанников  на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования (неформальное общение);

 

• освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного  участия педагога (самообразование  и самовоспитание).

 

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.

 

Операционально-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных  выше относительно самостоятельных  процессов. В поисках условий  становления педагогического процесса до уровня целостности в этом аспекте прежде всего необходимо обращение к основному отношению, т.е. к собственно педагогическому отношению учебно-воспитательного процесса с позиций преобладания субъект-субъектных отношений.

 

 

§ 10. Сущность педагогической деятельности

 

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой  особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших  поколений младшим накопленных  человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного  развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в  обществе.

 

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и  родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной  мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению  к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических  училищах, средних специальных и  высших учебных заведениях, учреждениях  дополнительного образования, повышения  квалификации и переподготовки.

 

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к  анализу ее строения, которое можно  представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

 

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими  рассматривается как идущий из глубины  веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным  направлениям.

 

Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается  и формируется как отражение  тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к  современному человеку с учетом его  духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной  личности.

 

Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А. С. Макаренко, но ни в одной его работе нет их общих формулировок. Он всегда резко выступал против любых попыток свести определения целей воспитания к аморфным определениям типа "гармоническая личность", "человек-коммунист" и т.п. А. С. Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.

 

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности  воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

 

Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как  отражение объективных тенденций  общественного развития и приводя  содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями  общества, они складываются в развернутую  программу поэтапного движения к  высшей цели - развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

 

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются  все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как  единство целей и содержания. Понятие  о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство  отдельного. Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия.

Информация о работе Учитель как субъект педагогической деятельности