Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся.
1.1. Сущностные характеристики понятия «гражданская позиция».
1.2. Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.
Выводы по Главе 1.
Глава 2. Формирование гражданской позиции: практико-ориентированный подход.
2.1. Анализ учебно-методического комплекса и учебных программ по истории.
2.2. Педагогические условия формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории.
Выводы по Главе 2.
Заключение.
Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

гр позиция история.docx

— 233.44 Кб (Скачать файл)
  1. оформление необходимой документации;

  1. формы подведения итогов (вечер, конференция, выставка собранных материалов. (Гостев А, 1988, с. 456)

Исторические экскурсии включают посещение памятных мест, улиц и площадей, связанных с историческими событиями, осмотр памятников материальной культуры, зданий и памятных мест. В этих условиях с особым интересом слушают учащиеся рассказы о былом, основанные на данных исторических документах, описаний, воспоминаний живых свидетелей. Перед учащимися как бы восстанавливаются картины прошедших лет. Они вносят в историческое представление учащихся образность, конкретизируют их знание, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим. Особую группу экскурсий составляют археологические экскурсии. Археологические экскурсии проводятся не только в музеи для ознакомления с вещественными доказательствами деятельности человека, в далеком прошлом (орудия труда, оружие и различная утварь), но и в места расположения городищ, селищ, стоянок, курганов, где ученые ведут раскопки. В задачу исторических экскурсий входят и экскурсии в современность. Они знакомят учащихся с сегодняшним днем страны, города и деревни, совершают небольшой экскурс в прошлое. Эти экскурсии предполагают изучение учащимися города или села, улицы, посещение предприятий, архитектурных сооружений, строек. Возможно проведение комплексных экскурсий, раскрывающих изучаемый объект с разных точек зрения, нередко с посещением музеев, выставок. Такие экскурсии проходят с участием не только учителя истории, но и литературы, географии, биологии. Могут быть комплексные экскурсии по изучению села, колхоза, предприятия и др. Так, учитель истории ознакомит учащихся с историей возникновения и развития села, учитель географии расскажет об экономическом развитии и т.д. Представленный вид  экскурсии требует более тщательной полготовки и договоренности руководителей между собой.

В последние годы широкое распространение получили военно-исторические экскурсии и реконструкции боевых действий, посвященные борьбе нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

На экскурсиях, посвященных Великой Отечественной войне, школьники посещают места боев воинских соединений и партизанских отрядов, знакомятся с местами сражений и т.п. Архитектурно-скульптурные ансамбли, памятники героям, военные кладбища и братские могилы, стелы и памятные доски, артиллерийские орудия, самолеты-памятники увековечивают ратный подвиг советских солдат. «Весь этот экскурсионный материал, соединенный с образным рассказом экскурсовода о военных событиях, оставляет у школьников огромное эмоциональное впечатление, служит сильным средством военно-патриотического воспитания молодежи» (Стражев А.И. 1964 с. 33).

Таким образом, необходимо отметить, что каждый из выше указанных видов внеклассной работы по истории может найти применение как эффективное средство формирования гражданской позиции обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Анализ учебно-методического комплекса и учебных программ по истории в 9-11 классах

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений старших школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще раз подчеркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм.

Социальный заказ для школы – подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. «Портрет выпускника – гражданина России: патриот, уважающий ценности иных культур, креативный, мотивированный, уважающий других людей, готовый сотрудничать, способный принимать самостоятельные решения».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В этом же документе рассматриваются ступени формирования гражданина:

1-я ступень: Развитие и  воспитание гражданина России  начинается в семье. Ценности  семейной жизни, усваиваемые ребенком  с первых лет жизни, имеют непреходящее  значение для человека в любом  возрасте.

Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

2-я ступень: Осознанное  принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни  его родного села, города, района, области, края, республики. «Через семью, родственников, друзей, природную среду, образование и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом»».

3-я ступень: Более высокой  ступенью духовно-нравственного  развития гражданина России является  принятие культуры и духовных  традиций многонационального народа  Российской Федерации. Российскую  идентичность и культуру можно  сравнить со стволом могучего  дерева, корни которого образуют  культуры многонационального народа  России. «Важным этапом развития  гражданского самосознания является  укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».

Реализация Основных направлений развития воспитания в системе образования на 2002 - 2004 гг., утвержденных приказом Минобразования России от 25.01.02 № 193, призвана способствовать решению ряда важнейших задач:

сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

- разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;

- формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

В целях совершенствования воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Минобразование России рекомендует педагогическим коллективам содействовать более полной реализации воспитательного потенциала содержания общего образования.

Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты.

«Организационные формы учебной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности».

При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.

По мнению М.А. Захаревич, «важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения».

Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач. Совершенствовать технологии воспитания в процессе обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

«Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни», - пишет В.М. Лизинский. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.

Предметы искусствоведческого цикла помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство школьников с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре.

Занятия физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, в условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Как справедливо отмечает Е.М. Сафронова, «важной частью деятельности современной школы является осуществление мониторинга воспитательного процесса, культурных ценностей разных групп детей и молодежи, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нравственное становление».

Деятельность учителя, способного отстаивать ведущие позиции в гражданском, интеллектуально-культурном и демократическом развитии общества, должна включать, прежде всего, следующие компоненты: социально-политический; морально-психологический; общенаучный и общекультурный; психолого-педагогический; предметно-методический. Эта деятельность должна осуществляться через овладение им демократическим диалогом, формированием своей гражданской позиции через умение вести полемику, анализировать причины конфликтов и находить способы их преодоления.

Также мы видим главную цель ОУ в объединении усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнерские связи с центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, через связь с советом ветеранов, шефскую помощь и совместные дела.

Итак, гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны: умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность; способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений; умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение любить свою Родину.

 

Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена

 

2.1 Изучение уровня  сформированности патриотизма и гражданственности школьников среднего звена

 

Экспериментальная работа по формированию патриотизма и гражданственности школьников среднего звена включила в себя три этапа.

Информация о работе Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории