Формирование гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа
Краткое описание
Следуя логике новых образовательных стандартов, страна нуждается в информированных, компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки. Суть гражданского образования посредством истории заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей. Значение образовательных учреждений в этом процессе переоценить трудно.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции обучающихся. 1.1. Сущностные характеристики понятия «гражданская позиция». 1.2. Особенности формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории. Выводы по Главе 1. Глава 2. Формирование гражданской позиции: практико-ориентированный подход. 2.1. Анализ учебно-методического комплекса и учебных программ по истории. 2.2. Педагогические условия формирования гражданской позиции обучающихся во внеклассной работе по истории. Выводы по Главе 2. Заключение. Библиография.
Цель: выявление исходного уровня
сформированности патриотизма и гражданственности
школьников среднего звена, а также педагогов
и родителей.
Формирующий эксперимент.
Цель: применение на практике
системы занятий, направленных на формирование
патриотизма и гражданской культуры школьников
среднего звена.
Контрольный эксперимент.
Цель: изучение итогового уровня
сформированности патриотизма и гражданственности
школьников среднего звена.
Методы исследования: анкетирование,
наблюдение, изучение продуктов деятельности
учеников и педагогов.
Эксперимент осуществлялся
на базе МОУ «Средняя школа № 72 с углубленным
изучением английского» г. Новокузнецк,
в 6 «А» классе.
Таблица 1 - Сводная таблица
уровня гражданской и патриотической
воспитанности учеников 6 класса
Ф.И.
Критерий
семья
природа
история
люди
труд
культура
«Я» и Родина
Алина Е.
В
В
В
В
В
В
В
Анжелика В.
С
В
С
С
С
С
С
Александр П.
В
В
В
С
В
В
С
Антон Б.
Н
Н
С
Н
Н
Н
Н
Виталий Д.
С
С
С
С
С
С
С
Владимир Д.
С
С
С
С
С
С
С
Владимир К.
В
В
В
С
В
В
В
Глеб Л.
В
С
С
С
С
С
С
Галина Т.
В
В
С
В
В
В
С
Диана З.
С
С
С
С
В
В
С
Дина М.
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Жанна В.
В
С
С
С
С
С
С
Иван О.
Н
Н
Н
С
Н
Н
Н
Иван Т.
В
В
В
В
В
Н
С
Карина М.
С
С
С
С
Н
Н
С
Кирилл Ш.
С
С
С
С
С
С
В
Михаил Ч.
Н
Н
Н
Н
Н
Н
С
Михаил П.
С
С
Н
С
Н
С
С
Надежда П.
В
В
Н
С
В
В
В
Николай М.
Н
Н
Н
Н
Н
С
В
Олег Д.
В
С
Н
С
В
С
В
Ольга Р.
С
С
Н
С
В
В
В
Ольга Т.
В
В
В
В
В
В
В
Татьяна У.
В
В
В
В
В
В
В
Уровни гражданской и патриотической
воспитанности учащихся: высокий (В), средний
(С), низкий (Н).
Данная таблица только приблизительно
охватывает разные сферы жизни человека,
через которые можно воздействовать на
формирование чувства патриотизма. Чувства,
знания и действия находятся во взаимосвязи
и взаимодействии.
Деление на уровни носит условный
характер, так как ярко выраженное чувство
патриотизма у школьника не встречается,
поскольку оно еще не сформировано, но
выделение уровней дает возможность примерно
увидеть движение в развитии данного качества
у школьника, а также ориентировочно определить
некий идеал, к которому следует стремиться
в процессе воспитания.
Таким образом, высокий уровень
по критерию «семья» продемонстрировали
46% респондентов, средний уровень – 33%,
низкий уровень – 21% школьников.
Высокий уровень по критерию
«природа» продемонстрировали 38%, средний
уровень – 42%, низкий уровень – 21% респондентов.
Критерий «история» позволил
выявить следующие уровни: высокий – 25%,
средний – 42% респондентов, низкий - 33%.
По критерию «люди» были получены
следующие данные: высокий уровень – 21%,
средний – 62%, низкий – 17%.
Критерия «труд» позволил диагностировать
следующие уровни: высокий уровень – 46%
респондентов, средний – 25%, низкий – 29%.
Высокий уровень по
критерию «культура» продемонстрировали
38% школьников, средний уровень –
46%, низкий уровень – 16%.
По критерию «Я» и Родина» были
получены следующие данные: высокий уровень
– 38% школьников, средний – 50%, низкий –
12% ребят.
Итак, анализ уровня гражданской
и патриотической культуры школьников
показал, что ученики нуждаются в освоении
необходимых способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности
в типичных ситуациях взаимодействия
с людьми в пределах собственной дееспособности
(члена семьи, учащегося, работника, собственника,
потребителя, гражданина); в усвоении на
уровне общих представлений наиболее
актуальных знаний о правилах и нормах
взаимоотношений людей в обществе, о праве,
его роли в жизни человека и общества,
собственных правах, обязанностях и ответственности;
осознании себя в качестве носителя прав
и обязанностей, подготовка к ответственному
выбору в соответствующих возрасту типичных
жизненных ситуациях.
Таким образом, изучение уровня
компетентности и, самое главное, заинтересованности
родителей в формировании гражданской
культуры своего ребенка, продемонстрировало
необходимость работы по гражданскому
воспитанию.
Различные методы сбора информации
(наблюдение, анкетирование, анализ продуктов
выполнения работ, беседы) позволили выявить
истинную картину знаний и умений учащихся
по гражданскому воспитанию. Участие в
диагностических исследованиях педагогов,
родителей и учащихся дало возможность
дополнить и обогатить наши исследования,
сделать их оптимально объективными и
всесторонними.
2.2 Методика формирования
патриотизма и гражданственности
школьников среднего звена
На основании полученных данных
была организована и проведена работа,
направленная на формирование патриотизма
и гражданственности школьников 6 класса.
Становление гражданского общества
и правового государства в нашей стране
во многом зависит от уровня гражданского
образования и патриотического воспитания.
Сегодня коренным образом меняются отношения
гражданина России с государством и обществом.
Он получил большие возможности реализовать
себя как самостоятельную личность в разных
областях жизни и в то же время возросла
ответственность за свою судьбу и судьбу
других людей. В этих условиях патриотизм
становится важнейшей целью, интегрирующей
не только социальной, но и духовно- нравственный,
идеологический, культурно-исторический,
военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского
общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание принципиально
нового, демократического типа личности,
способной к инновациям, к управлению
собственной жизнью и деятельностью, делами
общества, готовой рассчитывать на собственные
силы, собственным трудом обеспечить свою
материальную независимость. В формирование
такой гражданской личности, сочетающей
в себе развитую нравственную, правовую
и политическую культуру, ощутимый вклад
должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом,
отражает характер, проблемы и противоречия
общества и значительной степени благодаря
своему воспитательному потенциалу определяет
ориентацию конкретной личности, отвечает
за социализацию личности и является важнейшим
инструментом, который способен эволюционным
путём обеспечить смену ментальности,
воспитать гражданина и патриота.
Младший подростковый возраст
является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического воспитания,
так как это период самоутверждения, активного
развития социальных интересов и жизненных
идеалов.
Целью работы является воспитание
патриотов России, граждан правового демократического
государства, обладающих чувством национальной
гордости, гражданского достоинства, любви
к Отечеству, своему народу.
Рассмотрим направления работы
с шестиклассниками:
I. Направление «Я и
Я» (формирование гражданского отношения
к себе)
Содержание деятельности.
В содержание деятельности
по этому направлению программы входит
осмысление ребенком себя как частички
окружающего мира и обретение уверенности
в своей значимости.
Задачи.
Формировать у школьников правосознание
и воспитывать в них гражданскую ответственность.
Воспитывать эстетическую культуру
и развивать художественные способности
учащихся.
Воспитывать у детей понимание
сущности сознательной дисциплины и культуры
поведения, ответственности и исполнительности,
точности при соблюдении правил поведения
в школе, дома, в общественных местах.
Формировать у школьников потребности
к самообразованию, воспитанию морально-волевых
качеств, умений проявлять решительность
и настойчивость в преодолении трудностей.
Предполагаемые мероприятия.
Формировать представление
учащихся об индивидуальности и особенностях
своего «я» через беседы на классных часах
и консультациях: «Кто я? Какой я», «Я и
сотни других», «Хочу и надо», «Мое хобби»;
Формировать положительную
Я - концепцию через аутотренинги, тренинги
общения (« Я горжусь собой»), различные
тесты (Я- реальное, я- идеальное», «Познай
себя» и другие); ведение личного дневника;
Формировать половое самосознание
и здоровый образ жизни через: а) беседы
на классных часах: «Спорт и здоровье»,
«Гигиена подростка», «Режим дня в жизни
школьника», «Суд над алкоголем, наркотиками»;
б) Анкетирование, тестирование детей
и их родителей.
II. Направление «Я и
СЕМЬЯ» (формирование гражданского
отношения к своей семье)
Содержание деятельности.
Основное содержание данного
направления – подготовка к выполнению
основных социальных ролей: дочери, сына,
брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Исходное положение: семья –
главный фактор воспитания семьянина.
Гражданственность проявляется в любви
к родителям, родственникам, Учащиеся
должны знать свои семейные традиции,
уметь любить и беречь своих близких.
Задачи.
Формировать уважение к членам
семьи.
Воспитывать у школьников понятия
сущности основных социальных ролей, умение
понимать и правильно разрешать возникающие
семейные трудности.
Предлагаемые мероприятия по
реализации программы с учетом возрастных
особенностей детей.
Научить подростков навыкам
общения в семье через: а) беседы: «Забота
о родителях – дело совести каждого»,
«Жизнь близких как забота моего я»
б) ролевые игры с проигрыванием
ситуаций, связанных с общением в семье
(с мамой, с папой и др.) в) праздники: «Славим
руки матери», «Семейные традиции» г) встречи
с интересными людьми: «История глазами
моих родственников», «Национальные традиции
в моей семье», «Моя родословная»; д) конкурсы
сочинений: «Я и мой старший брат», «Я в
ответе за младших в семье»; е) выставки
фотографий «Наша история в семейном альбоме»
III. Направление «Я и
ОТЕЧЕСТВО» (формирование гражданского
отношения к Отечеству)
Содержание деятельности.
В содержание деятельности
входит осмысление ребенком себя как части
своей Родины, ее гражданина и патриота.
Исходные положения: каждый
человек не только сын или дочь своих родителей,
но и гражданин отечества.
Задачи.
Развивать общественную активность
учащихся, воспитывать в них сознательное
отношение к труду и народному достоянию,
верность боевым и трудовым традициям
старшего поколения, преданность Отчизне
готовность к защите ее свободы и независимости.
Формировать у школьников осознание
нравственного и правового долга и обязанностей
по отношению к природной среде, ответственность
за ее состояние.
Формировать у учащихся стремление
к усвоению правовых знаний, чувство гражданской
ответственности за свое поведение и поступки
окружающих.
Воспитывать в детях способность
к эстетическому восприятию отечественной
и мировой культуры, произведений искусства
и литературы; бережное отношение к памятникам
культуры и искусства, народного творчества.
Формировать у школьников стремление
к развитию художественных способностей
и творческой деятельности в различных
видах искусства и труда. Обогащать их
эстетические знания и совершенствовать
умения и навыки.
Предлагаемые формы:
а) беседы: «Национальные особенности
жизни людей», «Твои гражданские права»,
«Человек и закон», «По страницам летописи»,
«Этот великий и могучий русский язык»
б) встречи с ветеранами ВОВ, участниками
войны в Афганистане, Чечне, со специалистами
в области права; в) конкурс сочинений:
« Люблю тебя, мой край родной», «Азбука
юного гражданина»; г) викторина по истории
города, района, страны. д) разбор художественных
произведений по истории страны; е) игра
– путешествие «Имена путешественников
на карте Страны.
IV. Направление «Я и
ШКОЛА»
(формирование гражданского
отношения к школе)
Содержание деятельности.
Основное содержание деятельности
– осмысление школьником необходимости
научных знаний для нормальной жизни в
современном мире. Исходные положения
в школе учащиеся не только получают знания,
но и учатся жить. Школа – источник формирования
необходимых качеств гражданина.
Задачи.
Формировать у подростков осознанную
принадлежность к коллективу, понимание
его роли в жизни человека: умение сочетать
личные и общественные интересы.
Воспитывать у школьников сознательное
отношение к учению, развивать их познавательную
активность и культуру умственного труда.
Формировать готовность школьников к
сознательному выбору профессии.
Воспитывать нравственность,
сознательную дисциплину и культуру поведения
учащихся. Заниматься их физическим совершенствованием,
укреплением здоровья и формированием
навыков санитарно-гигиенической культуры.
Воспитывать в них сознательную
готовность выполнять Устав школы.
Учить школьников ценить свое
и чужое время, быть примером для младших,
уметь держать свое слово.
Вырабатывать потребность учащихся
в постоянном пополнении своих знаний,
ответственном и творческом отношении
к учению, умения и навыки рациональной
организации умственного и физического
труда.