Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме становления навыка письма у детей с ОНР.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности функциональной базы графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………стр.2
Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6
§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6
1.1. Понятие, причины, симптоматика ОНР и клинические виды……………………………………………………………стр.6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.12
§2. Функциональные базис графо - моторных навыков письма и его нарушения………………………………………………………………….стр.25
Глава II. Материалы и методы исследования графо – моторных навыков письма у детей с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте…………………………………………………………………….стр. 33
§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33
§2.Психолого – педагогическая характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………………..стр.34
§3. Методы экспериментального исследования графо – моторных навыков………………………………………………………………………стр.37
§4. Исследование графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов………………………………………….стр.60
Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69
§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69
§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78
Заключение…………………………………………….стр.87
Список литературы……………………………………….стр.91
Приложения………………………………стр.98

Вложенные файлы: 1 файл

Конечный результат МПГУ ДИПЛОМ.docx

— 161.84 Кб (Скачать файл)

В контрольную группу вошло 10 дошкольников в возрасте 6 – 6,5 лет. Из них было 4 мальчика и 6 девочек с нормальным речевым развитием.

Для изучения основных психических  функций и процессов, обеспечивающих процесс письма, использовались методики и тесты М.М. Безруких, А.Р. Лурия,  Н.И. Озерецкого.

Экспериментальное изучение было направлено на исследование собственно графо-моторных функций, зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, моторики и серийной организации  движений.

 

 

 

§2. Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы.

Экспериментальную группу, в которую вошли 10 человек, составили старшие дошкольники с ОНР.

В комплексное обследование вошло: изучение психолого-медико-педагогической документации логопедическое и психолого-педагогическое обследование старших дошкольников.

Изучение документации и  анкетных данных показало, что имеют  место: особенности протекания беременности (токсикозы, гипертония, нефропатия и  др.), отклонения во внутриутробном развитии. Роды отмечались у 4-х женщин раньше срока, остальные срочные. В патологии родов были отмечены: асфиксия у 2-х детей. Пять детей из десяти в возрасте до года наблюдались у невропатолога с диагнозом ПЭП (перинатальная энцефалопатия). В раннем речевом развитии отмечалась некоторая задержка.Первые слова у большинства детей появились в 1,1-1,3 года, 5 детей в 3 года уже пользовались фразовой речью, но мамы отмечали, что речь смазана и непонятна. У большинства старших дошкольников экспериментальной группы (7 человек) отмечалась задержка сложных локомотивных функций: дети начали ходить в возрасте 1,2 – 1,3 года. Родители отмечают моторную неловкость детей: они быстро устают во время ходьбы, много спотыкаются, падают, плохо прыгают. Часто отмечается замедленность действий детей.

В заключениях специалистов (отоларинголог, невропатолог) патологии  не выявлено.

В ходе проведения психолого-педагогического  и логопедического обследований были установлены  особенности речевого развития дошкольников, а также недостаточная сформированность моторной сферы, в том числе, моторики рук. При обследовании артикуляционного аппарата у детей отмечалась возможность выполнения всех артикуляционных проб, но при анализе качества выполнения этих движений была выявлена смазанность, нечеткость артикуляции, снижение амплитуды движений, кратковременность удержания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падало.

Изучение дошкольников с ОНР показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата отмечается и отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики. Моторная недостаточность проявлялась при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. При проведении проб-тестов пальцевой гимнастики дети затруднялись выполнять движения по подражанию, например «замок», «колечки» и другие упражнения. Все это не может не отразиться на письме.

При обследовании звукопроизношения  выявлялись: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков. Наиболее распространенным нарушением оказался дефект произношения свистящих и шипящих звуков, нарушения  произношения соноров [р] и [л]. Достаточно часто отмечалось  межзубное, щечное произношение. Характерно, что такие нарушения нестабильны и зависят от различных условий (например, от позиции звука в слове).

Дети испытывали трудности  при произнесении слов сложной слоговой структуры, упрощали звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при  стечении согласных.

При исследовании фонематического  восприятия отмечается искажение, упрощение  и уменьшение количества слогов при  воспроизведении серии из трех слогов. Исследование способности звукового анализа и синтеза выявило недостаточную сформированность навыка.

В психолого-педагогических характеристиках таких детей  отмечается неустойчивость внимания, низкая работоспособность, особенности  зрительного и тактильного восприятия, особенности некоторых видов  памяти и мышления, недостаточный  уровень развития общей и мелкой моторики.

Таким образом, по логопедическому заключению экспериментальная группа представлена детьми с ОНР.

Контрольную группу составили 10 детей с нормальным речевым развитием.

Данное заключение обосновано тщательным изучением медицинских карт дошкольников, где не было выявлено органических поражений головного мозга, психолого-педагогической характеристикой воспитателей и психолога, в которой отмечались достаточно сформированные эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы, обследованием логопеда, в котором не выявилось нарушений в развитии речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков.

В констатирующем эксперименте для изучения основных психических  функций и процессов, обеспечивающих процесс формирования графо - моторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого. Работа проводилась по следующим направлениям: исследование собственно графо-моторных функций, зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, моторики и серийной организации движений.

Исследование  графо моторных функций проводилось при использовании следующих методик: методика оценки графо - моторных функций по М.М. Безруких, выполнение графических проб (А.Р. Лурия), графический диктант.

  1. Методика оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких.

Материал: листы бумаги А4, на которых расположены 16 заданий, каждое из которых предполагает выполнение определенных действий.

Инструкция: «Не отрывай карандаш от бумаги и не разворачивай лист при выполнении всех заданий».

Задание 1. «Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш».

Возможные оценки – 0, 1 баллов

1 балл – нарисована  непрерывная линия от точки  до звездочки, изгиб или небольшой  угол не влияет на оценку:

* если ребенок отрывал  карандаш от бумаги, но продолжил  линию без разрывов, разветвлений  или острых углов;

* если линия выходит  за пределы стимулирующих точек  не более чем на 0,5 см.

0 баллов

* если линия нарисована  с явными разрывами, острыми  углами или обведена несколько  раз, а так же если сделаны  исправления; 

* если нарисованная линия  начинается или заканчивается  на расстоянии более 0,5 см от стимулирующих точек;

* если линия выходит  за пределы «прямой границы»  более чем на 0,7 см (вверх или вниз).

Задание 2. «Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Нарисуй середину первой линии, а затем – второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полоски до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш».

Возможные оценки - 2,1,0 баллов

2 балла

* если нарисована непрерывная  линия от середины левой линии  до середины правой, изгиб или  небольшой угол не влияют на  результат;

* если ребенок отрывал  карандаш, но продолжил линию  без разрывов, разветвлений или  острых углов;

* если линия начинается  или заканчивается на расстоянии  более чем 0,5 см. от середины стимулирующих точек сверху или снизу.

1 балл

* если нарисованная линия  выходит за пределы стимулирующих  линий более чем 0,5 см., но не более чем на 1 см;

* если нарисованная линия  отклоняется от «прямой» не  более чем на 0,7 см.

0 баллов

* если линия нарисована  с явными разрывами, острыми  углами или разветвлениями, а  так же с небольшими исправлениями;

* если линия выходит  за пределы стимулирующих линий,  начинается или заканчивается  на расстоянии более чем 1 см. от стимулирующих линий.

Задание 3. «Посмотри, вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки».

Возможные оценки – 2, 1, 0

2 балла

* если нарисована непрерывная  линия посередине между двумя  стимулирующими линиями без разрывов, острых углов или небольших  отклонений, изгиб или небольшой  угол не влияют на результат;

* если  ребенок отрывал  карандаш, но линия непрерывная,  без явных разрывов и острых  углов;

* если линия короче  или длиннее стимулирующих линий  не более чем 0,5 см.

1 балл

* если нарисованная линия  делает изгиб, но при этом  не выходит за пределы стимулирующих  линий;

*если нарисованная линия  короче или длиннее стимулирующих  линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см.

0 баллов

* если нарисованная линия  выходит за пределы стимулирующих  линий;

* если видны разрывы  или острые углы;

* если нарисованная линия  короче или длиннее стимулирующих  линий более чем на 1 см.;

* если нарисованная линия  короче стимулирующих линий (справа  или слева) более чем на 0,7 см.;

* если линия нарисована  неровно, толчками, явно заметен  тремор.

Задание 4. «Здесь тоже нарисованы точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз».

Возможные оценки 1, 0 баллов

Критерии оценок аналогичны критериям задания 1.

Задание 5. «Проведи прямую линию сверху вниз, не отрывая карандаша от бумаги, и соедини середину верхней полоски с серединой нижней».

 Возможные оценки 2, 1, 0 баллов

Критерии оценок аналогичны критериям задания 2

 

Задание 6. «Проведи вертикальную линию посередине дорожки сверху вниз. Не задевай края дорожки. Закончив, отложи карандаш».

Возможные критерии оценок 2, 1, 0

Критерии оценок аналогичны критериям задания 3.

Задания 7-12. «Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся передать правильно форму и размер фигур. Фигуру обводи и рисуй,  только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш».

Задание 7. Возможные оценки 2, 1, 0 баллов

2 балла

* если фигура обведена  правильно, по направлению стрелки,  без отрывов, видимых обводок,  углов или отклонений, а самостоятельно  нарисованные фигуры не отличаются  от заданной по размеру и форме;

1 балл

* если фигура обведена  правильно, но линия отклоняется  от стимулирующей незначительно;

* если самостоятельно  нарисованные фигуры отличаются  от заданной незначительно по размеру и форме;

* если при обведении  фигуры или рисовании линии  ребенок отрывал карандаш, но  выполнил работу с небольшими  нарушениями (углами или разрывами).

0 баллов

* если фигура обведена  не по направлению стрелки,  с большими отклонениями от  стимулирующих линий, с явными  разрывами или углами;

* если ребенок не смог  уловить конфигурацию стимулирующей  фигуры;

* если самостоятельно  нарисованные фигуры значительно  отличаются от стимулирующей по форме и размеру;

* если самостоятельно  нарисованные фигуры выполнены  с явными разрывами, углами.

Задание 8. Возможные оценки 2,1,0

Критерии оценок аналогичны критериям  задания 7, но учитывается  расположение рисунка в строке.

1 балл

*если самостоятельно  выполненный рисунок выходит  за ограничительные линии, но  менее чем на 0,5 см.

0 баллов

*если самостоятельно  выполненный рисунок выходит  за пределы ограничительных линий   более чем 0,5 см.

Задание 9. Возможные оценки 2,1,0 баллов

2 балла

* если стимулирующие линии  обведены правильно, по направлению  стрелок, без разрывов, углов или  явных отклонений; самостоятельно  ребенок нарисовал линии без  разрывов, в правильном направлении  и правильно расположил линии  в пространстве.

1 балл

* если самостоятельно  нарисованные линии выполнены  с небольшими отклонениями от  заданного образца;

* если самостоятельно  нарисованные линии незначительно  отклонены от заданного направления.

0 баллов

* если стимулирующие линии  обведены с большими разрывами,  имеют  обводки или углы, а  самостоятельно проведенные линии  тоже выполнены с этими же  нарушениями;

* если ребенок  соединил  стимулирующие линии и самостоятельно  рисует одну изогнутую линию;

Информация о работе Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте