Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме становления навыка письма у детей с ОНР.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности функциональной базы графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………стр.2
Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6
§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6
1.1. Понятие, причины, симптоматика ОНР и клинические виды……………………………………………………………стр.6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.12
§2. Функциональные базис графо - моторных навыков письма и его нарушения………………………………………………………………….стр.25
Глава II. Материалы и методы исследования графо – моторных навыков письма у детей с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте…………………………………………………………………….стр. 33
§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33
§2.Психолого – педагогическая характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………………..стр.34
§3. Методы экспериментального исследования графо – моторных навыков………………………………………………………………………стр.37
§4. Исследование графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов………………………………………….стр.60
Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69
§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69
§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78
Заключение…………………………………………….стр.87
Список литературы……………………………………….стр.91
Приложения………………………………стр.98

Вложенные файлы: 1 файл

Конечный результат МПГУ ДИПЛОМ.docx

— 161.84 Кб (Скачать файл)

* если ребенок рисует  самостоятельные линии в противоположном  направлении (не по стрелкам) или  рисует «зеркальное отражение»;

* если самостоятельно  нарисованные линии выполнены  с большими отклонениями от  заданного образца.

Задание10. Возможные оценки 2, 1.0 баллов

2 балла

* если ребенок обвел  контрольные и самостоятельно  нарисованные линии правильно  по направлению стрелок, без  разрывов, углов, обводок или отклонений;

* если размер или форма  самостоятельно нарисованных линий  отличается от контрольной незначительно.

1 балл

* если ребенок обвел  контрольные и самостоятельно  нарисовал линии, имеющие небольшие  отклонения от образца;

* если самостоятельно  нарисованные линии выступают  за границу строки более чем  0,5 см.

0 баллов

* если ребенок обвел  контрольные и самостоятельно  нарисовал линии с разрывами,  углами или обводками;

* если ребенок самостоятельно  рисует линии не по направлению  стрелок;

* если ребенок не может  воспроизвести заданный образец;

* если ребенок не смог  правильно выделить 2 прямые линии,  а рисует линии как 2 изогнутые  или четыре короткие прямые  линии.

Задание 11. Возможные оценки 2,1,0 баллов

Критерии оценок аналогичны критериям задания 7

Задание 12. Возможные оценки 2,1,0 баллов

Критерии оценок аналогичны критериям задания 7, но учитывается  расположение рисунка на строке.

Задания 13-16. «Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию надо вести только в том направлении, в каком показывает стрелка. То есть, как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Закончив, отложи карандаш».

Задание 13. Возможные оценки 2,1,0 баллов

2 балла

* если контрольная фигура  обведена правильно по направлению  стрелок, без разрывов, обводок,  углов и отклонений.

1 балл

* если при обведении  контрольной фигуры место отрыва  приходится на стрелку, а дальше  ребенок продолжает работать  без отрыва

0 баллов

*если при обведении  контрольной фигуры ребенок отрывает  карандаш, а проводимая линия  имеет разрывы, углы, большие отклонения  от стимулирующей линии обводки;

* если при обведении  контрольной фигуры ребенок, «не  видит» стрелок, а работает  так, как ему удобнее.

Задания 14-16. Возможные оценки 2,1,0 баллов

Критерии оценок аналогичны критериям задания13.

Интерпретация результатов.

Далее полученные баллы по каждому из заданий суммируются. Максимальное количество  набранных  баллов равняется 30.

Для детей в возрасте 6,6-7 лет уровни выполнения методики таковы

30-20 баллов – очень  высокий уровень;

20-15 баллов – высокий  уровень;

15-12 баллов – средний  уровень;

12-9 баллов – низкий  уровень;

ниже 9 – очень низкий уровень.

2. Графическая проба (А.Р.  Лурия) (1-2 вариант – рисование  простых узоров)

Данное исследование осуществлялось в соответствии с методикой нейропсихологического  обследования А.Р. Лурия и адаптированной для детей 6-7 лет в лаборатории нейропсихологии МГУ.

Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.

Инструкция: «Продолжи мой узор». Ребенку предлагается рисовать заданный узор.

Оценка результатов:

4 балла – ребенок хорошо  справился с заданием;

3 балла – в конце  ряда отмечается замедление, отрыв  карандаша от бумаги;

2 балла – нарушение  плавности, микро- и макрографии;

1 балл – нарисованный  узор не соответствует образцу  по величине, стройности, ритму, элементам  и др. характеристикам;

0 баллов – ребенок  не выполнил задания (чирканье, каракули).

Уровни выполнения методики

4-3 балла – высокий  уровень 

3-2 балла – средний  уровень 

2-1 балл – низкий уровень

Ниже 1 балла – несформированность навыка.

3.Графический диктант

Данная методика используется для оценки состояния графо-моторных программ.

Материал для обследования состоит из 4 диктантов, первый из которых тренировочный, носит обучающий характер.

Дети выполняют задание  на листах в клетку с заранее отмеченной точкой – началом диктанта.

Инструкция:

Вариант диктанта №1 «Начнем  рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой  же узор сами».

Вариант №2 «Теперь поставьте  карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка верх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Вариант №3 «Внимание! Три  клетки вверх. Одна клетка направо. Две  клетки вниз. Одна клетка направо. Две  клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Вариант №4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три  клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте  рисовать  этот узор».

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две  минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов:

4 балла – безошибочное  воспроизведение программы

3 балла – 1-2 ошибки

2 балла – более двух  ошибок

1 балл ставится, если ошибок  больше, чем правильно воспроизведенных  элементов или их пространственных  расположений

0 баллов – отсутствие  правильных воспроизведений.

Указанным образом оценивается 3 диктанта (первый тренировочный не оценивается).

На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения методики:

10-12 баллов – высокий  уровень;

6-9 – средний уровень;

3-5 – низкий уровень;

0-2 – очень низкий уровень.

Исследование  моторики

По Н.И. Озерецкому предложено 6 тестов на исследование моторики: исследование статической координации, динамической координации и соразмерности  движений, скорости движений, двигательной памяти, одновременности движений, отчетливости движений.

Исследование  серийной организации движений проводилось при использовании следующих методик: проба на динамический праксис, проба на реципрокную координацию движений, графическая проба А.Р. Лурия (рисование простых узоров).

Оценка результатов:

0 баллов – выполнение  с 1-го раза;

1 балл – со 2-го раза;

2 балла – не справился  с заданием.

Уровни выполнения методики:

Далее полученные баллы по каждому из заданий суммируются. И определяется уровень развития моторных функций:

0-3 балла – высокий  уровень моторного развития;

3-7 баллов – средний  уровень;

7-10 баллов – низкий  уровень;

10-12 баллов – несформированность  моторного навыка.

  1. Проба на динамический праксис.

При использовании данной пробы устанавливается возможность  автоматизации двигательного навыка и переключение с одного движения на другое.

Проба состоит в последовательном заучивании и воспроизведении программы.

Инструкция: «Я покажу движения руками, а ты запоминай. Выполняй эти движения, пока я не скажу стоп».

Экспериментатор демонстрирует  ребёнку три раза подряд последовательность из трех движений: «ладонь – кулак  – ребро», после чего проверяется  усвоение программы. «Покажи, какие  движения ты запомнил». Далее предлагается выполнение пробы ведущей рукой 7-10 раз (побыстрее).

Если ребёнок нарушил  последовательность более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. Если ребёнок все-таки не может  правильно воспроизвести последовательность, образец демонстрируется повторно, а в случае затруднений – последовательность заучивается в процессе совместного  с экспериментатором выполнения сначала без речевой инструкции, а при необходимости вместе с  ней.

Оценка результатов:

0 баллов – программа  усвоена с первого показа, выполнена  плавно, безошибочно;

1 балл – программа  усвоена со 2 показа, выполнена поэлементно  с выходом на плавность, возможны  единичные сбои (до 2 ошибок);

2 балла – программа  усвоена после совместного выполнения  с педагогом, выполнена пачками  с повторяющимися сбоями (более  2 ошибок);

3 балла – программа  усвоена после совместного выполнения  с речевой инструкцией, выполнена  поэлементно, наблюдается расширение  программы или ее сужение;

4 балла – неусвоение, уход и потеря программы, наблюдается инертный стереотип.

Уровни выполнения методики:

    1. балл – высокий уровень;

1-2 балла – средний  уровень;

3-4 – низкий уровень.

3. Графическая проба (А.Р.  Лурия) (третий вариант узора).

Выполнение графической  пробы позволяет увидеть возможности  переключения с одного движения на другое при выполнении графической  деятельности. Следует отметить, что проба может дать информацию о функционировании второго блока мозга – а именно, о развитии зрительно-моторных координаций и пространственных представлений ребёнка.

Проба заключается в рисовании  узора, составленного из двух сменяющихся  звеньев.

Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.

Инструкция: «Я начну рисовать заборчик. Ты смотри. Руку не отрывай. Бери карандаш и продолжай».

Ребёнку предлагается образец  узора, и он продолжает его до конца  строки нелинованной бумаги. При этом ребёнка просят не отрывать карандаш от бумаги. При появлении грубых ошибок экспериментатор указывает  на них ребёнку.

Оценка результатов:

0 баллов –  правильное  выполнение программы, без остановок,  размер элементов и нажим стабильны

1 балл - компенсаторное изменение  программы по типу расподобления  (различие элементов по размеру), усиление/ослабление нажима к  концу строки;

2 балла - искажение программы  по типу уподобления (появление  «площадки» между элементами, замена  вертикальных линий пологими), единичные  персеверации.

(вертикальные линии заменены  пологими)

(появление «площадки»)

Возможны 3-4 остановки, микрографии (в 0,5-0,75 раза), макрографии (в 1,5 – 2 раза)

3 балла – стойкая тенденция  к персеверациям (повтор 1-го компонента  внутри серии) с самостоятельной  коррекцией ошибок, возможны 5-8 остановок,  незавершение строки (обрыв), увеличение  ошибок к концу строки

  1. балла – инертное выполнение упрощенной программы (нет 1-го из 2-х элементов), более 8 остановок, макрографии (более 2,5 раза), микрографии (меньше 0,25).

Уровни выполнения методики:

0 – 1 балл – высокий  уровень;

1-2 балла – средний  уровень;

3-4 – низкий уровень.

Исследование  зрительно-пространственного восприятия.

Исследование зрительно-пространственного  восприятия проводилось при использовании  следующих методик: методика «домик», опознание незаконченных изображений, опознание наложенных изображений, проба Хеда.

Информация о работе Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте