Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:00, дипломная работа
Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме становления навыка письма у детей с ОНР.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности функциональной базы графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.
Введение ……………………………………………………………стр.2
Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6
§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6
1.1. Понятие, причины, симптоматика ОНР и клинические виды……………………………………………………………стр.6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.12
§2. Функциональные базис графо - моторных навыков письма и его нарушения………………………………………………………………….стр.25
Глава II. Материалы и методы исследования графо – моторных навыков письма у детей с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте…………………………………………………………………….стр. 33
§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33
§2.Психолого – педагогическая характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………………..стр.34
§3. Методы экспериментального исследования графо – моторных навыков………………………………………………………………………стр.37
§4. Исследование графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов………………………………………….стр.60
Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69
§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69
§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78
Заключение…………………………………………….стр.87
Список литературы……………………………………….стр.91
Приложения………………………………стр.98
Данные таблицы №2 указывают, что за выполнение всех тестов, направленных на изучение моторики, дошкольники экспериментальной группы набрали больше штрафных баллов, чем ровесники из контрольной группы. Причем максимальные различия были получены в результате выполнения таких тестов, как динамическая координация, скорость движений, одновременность движений.
При анализе сформированности серийной организации движений (третий диагностический блок) изучались результаты проб на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро»), на реципрокную координацию движений и выполнение графической пробы (по А.Р. Лурия 3-й вариант).
Дошкольники с ОНР испытывали значительные трудности при выполнении пробы на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро»). Только некоторые ученики (3 человека) экспериментальной группы смогли повторить задание после первой демонстрации правильно. Детям необходимо было показать пробу несколько раз. Учащиеся путали серию движений, не воспроизводили ее до конца.
Проба на реципрокную координацию движений также оказалась трудной для детей экспериментальной группы. Задание выполнялось отсрочено, со сбоями в виде отставания той или иной руки, иногда можно было наблюдать поочередное выполнение движений (4 человека).
Таблица №3
Результаты выполнения проб, направленных на изучение серийной организации движений у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Название теста |
Среднее количество штрафных баллов | |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
Проба на динамический праксис |
1 |
2,5 |
Проба на реципрокную координацию движений |
1,2 |
2,4 |
Графическая проба (по А.Р. Лурия 3-й вариант) |
1 |
2,5 |
Итого: |
3,2 |
6,4 |
Данные таблицы №3 указывают, что за выполнение всех тестов, направленных на изучение серийной организации движений, дошкольники экспериментальной группы набрали больше штрафных баллов, чем дошкольники контрольной группы.
Таблица №4
Результаты выполнения проб, направленных на исследование зрительно-пространственных отношений, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Название теста |
Среднее количество штрафных баллов | |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
Методика «Домик» |
1 |
2,6 |
Незаконченные изображения |
1,4 |
2 |
Наложенные изображения |
1,2 |
2,4 |
Итого: |
3,6 |
7 |
Данные таблицы №4 свидетельствуют о том, что средний штрафной балл, полученный экспериментальной группой в 2 раза по сравнению со средним штрафным баллом контрольной группы. Причем, максимальные различия наблюдаются при выполнении заданий на рисование домика и узнавание наложенных изображений, а минимальные различия обнаружены при выполнении пробы Хеда, что свидетельствует о недостаточной сформированности выбора правой – левой руки у дошкольников обеих групп.
Для исследования зрительной памяти (пятый диагностический блок)применялись такие задания как методика оценки зрительной памяти, запоминание 6 картинок и сюжетная картинка.
При выполнении методики оценки зрительной памяти дошкольники двух групп испытывали затруднения. Большинство трудностей и ошибок в контрольной группе наблюдалось при отсроченном воспроизведении: неровность линий, дрожание, штрихи и обводки, ошибки воспроизведения последней фигуры в виде дизметрических ошибок. При этом все фигуры выполнены, строка и последовательность соблюдена. У дошкольников экспериментальной группы наблюдались трудности, как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении серии. Отмечались случаи трансформации 2-ой и 4-ой фигуры в знак (ь, и), упрощение фигур, дизметрические ошибки, так же нарушение пропорций и места деталей фигуры.
С заданием на запоминание 6 картинок справились дети двух групп. Ошибки в экспериментальной группе характеризовались пропуском или неправильно указанной последовательностью картинок.
Таким образом, большинство учащихся контрольной и экспериментальной групп обладают высоким уровнем выполнения данной методики.
При ответах на вопросы по сюжетной картинке дошкольники с ОНР выполнили задание немного хуже, чем дети контрольной группы. Наблюдались неточности. Но в целом дети с заданием справились. Дошкольники с нормальным речевым развитием не допускали грубых ошибок, ответы были развернутыми.
Таблица №5
Результаты выполнения проб, направленных на изучение зрительной памяти, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Название теста |
Среднее количество штрафных баллов | |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
Методика оценки зрительной памяти |
3,9 |
5,9 |
6 картинок |
0,3 |
0,8 |
Сюжетная картинка |
0,4 |
1 |
Итого: |
4,6 |
7,7 |
Данные таблицы №5 показывают, что за выполнение всех тестов данного диагностического блока, экспериментальная группа набрала большее количество штрафных баллов. Максимальные отличия в их количестве наблюдаются при выполнении методики оценки зрительной памяти.
Выводы по II главе
Результаты изучения функциональной базы графо-моторных навыков указывают на то, что, во-первых, у дошкольников с ОНР нарушения компонентов графо-моторных навыков встречается чаще, чем в контрольной группе, и, во-вторых, эти нарушения имеют более выраженный и стойкий характер, чем у ровесников из контрольной группы.
* линии неровные, дрожащие
или очень слабые или с очень
сильным нажимом, разрывы,
* несоблюдение строки;
* трудности воспроизведения
сложных геометрических фигур,
несоразмерность заданному
2. Особенности моторной сферы:
* неловкость выполняемых движений, несогласованная деятельность различных групп мышц;
* низкая выносливость к статическим нагрузкам;
* особенности динамической координации при утомлении;
* несовершенная двигательная память.
3. Особенности серийной организации движений:
* недостаточное развитие
механизмов программирования
* серия выполняется со сбоями, расширением или сужением программы, с ошибками порядка элементов серии;
* в графической деятельности
отмечается нарушение
4. Особенности зрительно-
* трудности ориентирования «право» - «лево»;
* трудности расположения
элементов рисунка в
* наличие вербально-
* недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций в определении положения другого человека и собственного тела, наличие саматотопических и зрительно-пространственных ошибок.
5. Особенности зрительной памяти:
Несовершенная зрительная память: ошибки воспроизведения элементов запоминаемого ряда, нарушение порядка воспроизведения фигур, несоблюдение строки, трудности отсроченного воспроизведения запоминаемых элементов.
Глава III.Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо- моторных навыков у детей с ОНР
§1. Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР
Целью формирующего эксперимента
является решение проблемы по поиску
эффективных средств
Формирующий эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев (октябрь 2010 – март 2011 г.). В эксперименте принимали участие дошкольники экспериментальной группы с ОНР. Работа проводилась в виде индивидуальных логопедических занятий три раза в неделю по 20 минут, а также давались задания воспитателям и родителям.
Проведенный констатирующий эксперимент позволил определить направления и приемы коррекционной работы по формированию у дошкольников с ОНР графо-моторных навыков, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графо-моторный компонент, зрительную память.
1. Формирование и развитие зрительно-пространственных отношений.
Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений использовались приемы работы М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, Р.Д. Триггер, О.Б. Иншаковой.
Приемы были направлены на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.
Узнавание изображений и их контуров
Упражнения:
Формирование зрительного слежения.
Упражнения:
Формирование и развитие зрительно-моторной координации.
Упражнения: