Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа
Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].
Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.
«Поле чудес»
Цель:
Формировать умение устанавливать точное место звука в слове.
Прилагаемый материал:
Круг с картинками (мышь, гусь, барабан, кукушка, собака, труба, капля, свинья) и стрелкой (поле чудес),фишки.
Ход игры:
Педагог крутит круг. После остановки стрелка показывает на картинку. Ребёнок должен озвучить картину. За правильный ответ выдаётся фишка. Кто больше наберёт, тот и выиграл
«Зоопарк»
Цель: Формировать умение устанавливать точное место звука в слове.
Предлагаемый материал:
Набор картинок диких животных. Нарисованные клетки для животных. Фишки для поощрения
Ход игры:
Вариант 1
Под каждой клеткой лежит карточка с животным. Дети должны назвать имя этого животного. Ребёнок четко проговаривает каждый звук данного слова. Если ребёнок проговорил правильно, то педагог даёт ему картинку этого животного или фишку.
Вариант 2
Детям предлагают разместить животных по клеткам. Педагог говорит: «В этой клетке живёт зверь в имени, которого
есть звук – Т. Как этот зверь?».
«Угадай, кто на кормушке?»
Цель:
Формировать умение вычленять и устанавливать точное место звука в слове.
Предлагаемый материал:
Кормушка, картинки перелётных или зимующих птиц: ворона, воробей, синичка, кукушка, дятел.
Ход игры:
Педагог показывает детям кормушку и картинки с перелётными птицами. Дети должны разместить на кормушке птиц, у которых в названии слышится звук – О (А,У,Я, и т.д.)
«Громко - тихо»
Цель:
Совершенствовать умение произносить ударный звук громко, а не ударный – тихо.
Предлагаемый материал:
Музыкальный молоточек.
Ход игры:
Вариант 1
Дети повторяют за педагогом слова. Ударный звук педагог выделяет музыкальным молоточком.
Ель, ёж, дом, сок, мак, юла, мяч, пух, рот, ко
Вариант 2
Дети самостоятельно произносят слова и сами выделяют музыкальный молоточком ударный звук.
«Телеграф»
Цель:
Составление слов на заданный слог.
Предлагаемый материал:
Набор картинок на заданный звук.
Ход игры:
Педагог предлагает детям сыграть в игру. Я называю слог первому ребёнку, а он должен придумать слова, которое начинается на этот слог и передать его другому. Другой ребёнок также придумывает слово на этот же слог и т.д. (Для помощи детям на первом этапе предлагаются картинки с предметами на этот слог, а затем дети должны самостоятельно придумывать слова).
Например:
Сом, сосулька, собака, сова, сор, солнце, солёный, солонка, соловей, сорока, сосулька, сосуд, сосед, сороконожка, сосна.
4. Дидактические игры на развитие умения определять последовательность звуков и устанавливать порядок, в котором они следуют.
«Зоопарк»
Цель: Развивать умение самостоятельно составлять условно- графические схемы слов.
Предлагаемый материал:
Набор картинок диких животных. Условно- графические схемы слов. Нарисованные клетки для животных.
Ход игры:
Вариант1
Под каждой клеткой лежит карточка с изображением условно- графической схемой названия данного животного. Дети должны угадать, кто находится в этой клетки, и если ребёнок угадал, то педагог даёт ему картинку этого животного.
Вариант 2
Детям предлагают разместить животных по клеткам и под каждой клеткой написать его имя.
«Магазин игрушек»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа через речевое высказывание.
Предлагаемый материал:
Набор картинок с продуктами или игрушками.
Ход игры:
Вариант 1
Под вывеской «Магазин» раскладываются картинки или игрушки. Продавец- педагог, покупатель - ребёнок. Покупатель набирает товары и подходи к продавцу, чтобы оплатить покупку. Продавец вместо денег предлагает покупателю расплатиться, если ребёнок ответить, сколько звуков в данном слове.
Вариант 2
Оплата за покупку может быть, проговаривание в слух всех звуков данного слова.
«Поле чудес»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа через речевое высказывание.
Предлагаемый материал:
Колесо (Поле чудес) с картинками обозначающий звук, фишки.
Ход игры:
Педагог крутит круг. После остановки стрелка показывает на картинку( утка) обозначающий звук (У). Ребёнок выигрывает фишку в том случае, если называет последовательность всех звуков в этом слове.
«Кто поможет гномам»
Цель: Развивать умение самостоятельно определять
последовательность звуков в слове.
Предлагаемый материал:
Набор картинок с продуктами (овощи или фрукты)
Ход игры:
Вариант 1
Под вывеской «Магазин» раскладываются картинки с изображением овощей ( фруктов). Продавец- педагог, покупатель- ребёнок. Покупатель набирает товары и подходи к продавцу, чтобы оплатить покупку. Продавец вместо денег предлагает составить условно-графическую схему данного продукта. Для проверки, ребёнок называет слово и пальцем фиксирует на схеме каждый звук.
Вариант 2
Покупатель-педагог. Продавец- ребёнок. Покупатель подаёт условно- графическую схему, а продавец находит покупку. Для проверки называет покупку и фиксирует каждый звук на схеме.
5.Дидактические игры на развитие двигательной и слохо- зрительной координации.
«Город звуков»
Цель:
Познакомить дошкольников с условно- графическими схемами слов.
Предлагаемый материал:
Набор картинок и условно- графические схемы слов в виде домиков.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с условно- графическими схемами слов в виде домиков. Дети должны подобрать картинки , которые по фонематическому анализу подходят к ним.
Д о м
«Теремок»
Цель:
Уметь самостоятельно подбирать слова к условно- графической схеме слов.
Предлагаемый материал:
Картина «Теремка». Окошки с закрытыми ставнями. Под окошками- условно- графическая схема слов. За ставнями картинка животного
Ход игры:
Дети должны по условно- графической схеме догадаться, кто живет в этом теремке.
«Кто к нам в гости пришёл?»
Цель:
Развивать умение самостоятельно составлять условно- графические схемы слов.
Предлагаемый материал:
Куклы, набор цветных звуков.
Ход игры:
Вариант№1
К детям в гости пришли куклы. Педагог раскладывает рядом с каждой куклой условно- графическую схему имени куклы. Дети должны догадаться, как зовут кукол.
Вариант №2
Дети должны дать имена куклам. Самостоятельно составить условно- графические схемы этих имён
«Поле чудес»
Цель: Развивать слухо - двигательную и оптическую координацию.
Предлагаемый материал:
Движущейся круг (Поле чудес) с условно- графическими схемами слов. Набор картинок, которые соответствуют условно- графическим схемам.
Ход игры:
Педагог крутит круг. После остановки стрелка показывает на одну из условно- графическую схему. Ребёнок должен угадать какое слово за этой схемой. В помощь детям на столе раскладываются картинки.
«Зоопарк»
Цель: Развивать умение самостоятельно составлять условно- графические схемы слов.
Предлагаемый материал:
Набор картинок диких животных. Условно- графические схемы слов. Нарисованные клетки для животных.
Ход игры:
Вариант 1
Под каждой клеткой лежит карточка с изображением условно- графической схемой названия данного животного. Дети должны угадать, кто находится в этой клетки, и если ребёнок угадал, то педагог даёт ему картинку этого животного.
Вариант 2
Детям предлагают разместить животных по клеткам и под каждой клеткой написать его имя.
«Магазин»
Цель: Совершенствовать умение читать условно- графические схемы слов.
Предлагаемый материал:
Набор игрушек, картинки цветов или набор продуктов (картинки или муляжи).
Ход игры:
Вариант № 1
Педагог- покупатель. Дошкольник- продавец. Покупатель подаёт продавцу схему, ребёнок должен угадать, что нужно покупателю.
Вариант № 2
Садовник- педагог. Дошкольник-продавец. Садовник приносить продавцу цветы, продавец должен их расставить над теми схемами, которые соответствуют названию цвета.
«Какое слово спряталось»
Цель: Совершенствовать умение читать условно- графические схемы слов.
Предлагаемый материал:
Набор картинок и условно-графических схем.
Ход игры:
На столе разложены условно- графические схемы. Под схемами расположены картинки, которые соответствуют данным схемам. Ребёнок должен догадаться, какая картинка находится под схемой.
«Каждой вещи своё место»
Цель: Совершенствовать умение читать условно- графические схемы слов.
Предлагаемый материал:
Набор вещей: шарф, варежки, кофта, брюки(можно картинки).
Ход игры:
Дети должны к каждой условно- графической схеме подобрать нужную вещь и положить её на нужную полку.
«Путешествие в лес»
Цель: Совершенствовать умение читать условно- графические схемы слов и самостоятельно составлять условно-графические схемы.
Предлагаемый материал:
Набор диких животных: заяц, лиса, волк, ёж, чиж, дятел, грач, цветные звуки.
Ход игры:
Вариант 1
На картине нарисованы места обитания диких животных (заяц под кустом, лиса в норе, волк под ёлкой и т.д.) и разложены условно-графические схемы (названия животных). Детям предлагается расставить лесных зверей по свои места в лесу.
Вариант 2
«Прогуливаясь» по лесу дети встречают различных диких зверей и птиц. Встречая животных, они должны составить название животных из цветных звуков.
«Космическое путешествие»
Цель: Совершенствовать умение читать условно- графические схемы слов и самостоятельно составлять условно-графические схемы.
Предлагаемый материал:
Макет ракеты, цветные звуки, картинки с изображением планет (луна, марс), инопланетяне.
Ход игры:
Дети «отправляются» в полёт. Встречая планеты, они или угадывают или самостоятельно составляют их цветных звуков названия планеты. Так же дают имена инопланетянам и составляют их имена из цветных звуков.
6.Дидактические игры на развитие осознанности и готовности выполнять звуковой анализ слов.
«Звуковое лото»
Цель:
Развивать умение выполнять звуковой анализ слова.
Предлагаемый материал:
На столе карточки с изображением разных животных и предметов: паровоз, комар, пчела, машина, насос, жук, самолёт, собака, труба.
Ход игры:
Дети берут по три картинки. Педагог произносит определённые звуки, а дети показывают картинки с изображением животных или предмета, где есть этот звук. На столе рисуют или выкладывают из фишек это слово.
«Помоги незнайки собраться
в школу»
Цель:
Совершенствовать умение читать условно- графические схемы слов и самостоятельно составлять условно-графические схемы.
Предлагаемый материал:
Набор картинок со школьными принадлежностями и игрушками, портфель.
Ход игры:
Дети помогают Незнайки собрать портфель в школу. В портфеле лежат карточки с условно- графическими схемами слов. Дети должны подобрать к ним картинки.
«Помоги гномам»
Цель: Совершенствовать умение читать условно- графические схемы слов самостоятельно.
Предлагаемый материал:
Набор вещей: шарф, варежки, кофта, брюки (можно картинки).
Ход игры:
Дети должны к каждой условно- графической схеме подобрать нужную вещь и помочь гномам собраться на улицу.
Приложение 4
Анализ результатов педагогического эксперимента
методом математической статистики