Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа
Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].
Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.
Цель: определить умение выделять и называть местонахождение звука в слове.
Методика № 8. Выделение последовательности каждого звука в слове. (И.Д. Кононенко).
Цель: выявить умение ребёнка выделить и назвать каждый последующий звук в слове.
Критерии оценки, использованные нами, предложены И.Д. Кононенко.
5 баллов- всё задание выполнено правильно;
4 балла- в основном всё задание выполнено правильно, с некоторыми неточностями, но ошибки исправляются ребёнком самостоятельно или с помощью уточняющегося вопроса;
3 балла- задание выполняется с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения задания замедлен.
2 балла- при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, выполнение задания не доступно даже с помощью взрослого;
1 балл- неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Для оценки состояния уровня готовности ребёнка к овладению навыками звукового анализа были использованы следующие параметры:
1. Сформированность фонематического слуха;
2.Умение производить
3. Сформированности слухо-двигательной координации;
4.Умение переключаться с
5. Осознанность выполнения звукового анализа слов;
6. Готовность к выполнению звукового анализа слов.
Результаты, полученные в ходе эксперимента, подвергались количественному и качественному анализу. Все данные (по каждой из 8 методик) были занесены в таблицы.
Остановимся на полученных нами экспериментальных данных.
Таблица 1
Результаты обследования дошкольников по методике 1
Методика 1. Опознание фонем
Категории и количество детей |
Справились с заданием %
(высокий) |
Частично справились с заданием % (средний) |
Не справились с заданием % (низкий) |
К.Г. (6 детей) |
5 реб. (83%) |
1реб. (17%) |
0 % |
Э.Г. (6 детей) |
2 реб. (33%) |
3 реб. (50%) |
1 реб. (17%) |
Как показали результаты, полученные благодаря первой диагностической методике, большинство дошкольников К.Г. спешно справились с заданием (83%). Эти дети свободно и быстро находили и выделили нужный звук, используя для этого хлопки. Вместе с тем нужно отметить, что только один ребёнок допустил не значительную ошибку, но нашёл и исправил её сам.
Анализируя деятельность детей Э.Г., следует отметить, что 2 реб. (33% ) справились с заданием; 3 реб. (50%) частично справились с заданием: они недостаточно быстро реагировали на заданный звук, не могли своевременно переключится с одного задания на другое. Один ребёнок (17%) не справился с заданием – не смог выделить заданный звук, не выслушал до конца инструкцию, медленно приступил к выполнению работы.
Таким образом, в К.Г. нет ни одного ребёнка, который бы отказался от задания или не справились с ним. В Э.Г. выявлены дети, по-разному справившиеся с заданием, т.е. с различной степенью сформированностью фонематического слуха. При этом дети обеих групп (КГ и ЭГ) к выполнению задания, предложенного экспериментатором, отнеслись с интересом.
Полученные результаты представлены также в следующей ниже гистограмме (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. по методике 1
Как видно из представленной гистограммы, доминирующим у детей К.Г. является высокий уровень, а у дошкольников Э.Г. – средний.
Остановимся на результатах обследования детей по второй диагностической методике. Полученные нами данные занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты обследования дошкольников по методике 2
Методика 2 Отраженное восприятие слоговых рядов(пар).
Категории и количество детей |
Справились с заданием %
(высокий уровень) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
Не справились с заданием %
(низкий уровень) |
К.Г.(6детей) |
4реб.(67%) |
2реб.(33%) |
0% |
Э.Г.( 6 детей) |
1реб.(17%) |
3 реб.(50%) |
2 реб.(33%) |
Как показывают полученные данные, успешно с заданием справились 67% детей КГ, дошкольники из этой группы смогли повторить за экспериментатором последовательно все слоги. При этом 2 ребёнка (33%) частично справились с заданием: ошибки были незначительными, к тому же дети сами исправляли их.
Среди детей второй группы лишь 1 ребёнок (17%) без труда справился с заданием, 3 реб.-(50%) справились частично и 2 реб. (33%) – не справились с данным заданием.
Таким образом, большинство дошкольников Э.Г. не смогли точно выполнить инструкцию экспериментатора. Детям этой группы было трудно переключиться с одного задания на другое. Полученные результаты отраженны нами на рисунке (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Гистограмма.
Результаты обследования дошкольников Э.Г. и К.Г. по методике 2
Как видно из представленного рисунка, у старших дошкольников с ЗПР К.Г. преобладает высокий уровень, а у их ровесников из Э.Г. – средний уровень. Кроме того, в К.Г. нет детей с низким уровнем, а в Э.Г. дошкольники с низким уровнем присутствуют.
Ниже обозначим и проанализируем данные обследования детей КГ и КЭ по методике 3 (см. таблицу 3).
Таблица 3
Результаты обследования дошкольников по методике 3
Методика 3 Выделение звука в слогах
Категории и количество детей |
Справились с заданием %
(высокий уровень) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
Не справились с заданием %
(низкий уровень) |
К.Г. (6детей) |
4 реб.(67%) |
2 реб.(33%) |
0 % |
Э.Г. (6 детей) |
2 реб.(33%) |
3 реб.(50%) |
1 реб.(17%) |
Анализ результатов обследования дошкольников по методике 3 показал, что большинство детей К.Г. успешно справились с заданием - 4 детей (67%); частично, с небольшой ошибкой справились с заданием 2 ребёнка (33%). Дети этой категории четко и правильно смогли выделить заданный звук.
В Э.Г. справились с заданием только 2 реб.(33%); частично справились с заданием 3 реб. (50%) и не справился 1 реб. (17%). Таким образом, явным становится количественный разрыв между детьми К.Г. и Э.Г., что свидетельствует о значительном отставании детей К.Г. от Э.Г. в плане сформированности навыков звукового анализа. Наблюдение за детьми в процессе выполнения задания третьей методики позволяет нам также отметить, что у старших дошкольников с ЗПР не до конца сформированы слухо-двигательные реакции и умение переключаться с одного задания на другое. Формирование фонематического слуха запаздывает и отличается от данных, выявленных у детей К.Г. Полученные результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. по методике 3
Опишем результаты обследования детей по методике 4 (см. таблицу 4).
Таблица 4
Результаты обследования дошкольников по методике 4
Методика 4 Выделение ударного гласного звука в словах
Категории и количество детей |
Справились с заданием % (высокий уровень) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
Не справились с заданием % (низкий уровень) |
К.Г. (6детей) |
6 реб.(100%) |
0 % |
0 % |
Э.Г. (6 детей) |
3 реб.(50%) |
2 реб.(33%) |
1 реб.(17%) |
Количественный и качественный анализ результатов проведенного исследования позволяет утверждать, что все 6 детей (100 %) К.Г. справились с данным заданием. Эти дошкольники без затруднения смогли выделить из слова ударный гласный звук. Дети К.Г. сразу включились в работу, с большим интересом отнеслись к ёе выполнению. Дети ЭГ испытывали трудности как в принятии, так и в выполнении задания. Лишь 3 ребёнка (50%) смогли выполнить задание, 2 реб. (33 %) частично справились с заданием - ответы были неуверенными, темп выполнения работы замедлен; 1 ребёнок (17 %) не справился с заданием, не смог вычленить из данного слова ударный гласный звук. При этом изначально никто из детей не отказывался выполнить задание исследователя. К результатам своей деятельности дошкольники Э Г , в отличие от сверстников из К Г, были не критичны. Результаты, полученные в связи с обследование детей по методике 4, отражены на рисунке (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике 4
Проанализируем результаты обследования старших дошкольников К.Г. и Э.Г. по методике 5 (см. таблицу 5).
Таблица 5
Результаты обследования дошкольников по методике 5
Методика 5. Подбор картинок к словам с заданным звуком
Категории и количество детей |
Справились с заданием %
(высокий уровень) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
Не справились с заданием %
(низкий уровень) |
К.Г. (6детей) |
4 реб.(67%) |
2 реб.(33%) |
0 % |
Э.Г. (6 детей) |
3 реб.(50%) |
2 реб.(33%) |
1 реб.(17%) |
Анализ полученных данных показал, что большинство детей К.Г. успешно справились с заданием (67%), не было трудности в нахождении нужной картинки, выполнение работы проходило в игровой и непринуждённой атмосфере. Дети с интересом выполняли задания. Лишь 2 ребенка частично справились с заданием: допустили незначительные ошибки. Это можно отнести к недостаточной сформированности лексической стороны речи (предметного словаря). В экспериментальной группе успешно справились с заданием 3 реб.(50%); частично справились с заданием 2 реб. (33%); не справился лишь 1 реб. (17%). У него отмечался бедный словарный запас, нежелание отвечать на заданный вопрос. Этот ребёнок не мог повторить инструкцию к заданию, данную экспериментатором. В целом можно отметить, что большинство детей Э.Г. не умеют концентрировать внимание на задании. Недостаточная сформированность фонематического слуха мешает детям правильно выполнить инструкцию исследователя. Количественные результаты по названной выше методике представлены на следующем рисунке (см. рисунок 5).
Рисунок 5. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников по методике 5
Как видно из представленного рисунка, и в К.Г., и в Э.Г. преобладающим является высокий уровень. Однако в К.Г. дошкольников с низким уровнем нет, а в Э.Г. такие дети имеются.
Далее опишем и подвергнем анализу результаты обследования детей К.Г. и Э.Г. по методике 6 (см. таблицу 6).
Таблица 6
Результаты обследования дошкольников по методике 6
Методика 6. Определение места звука
Категории и количество детей |
Справились с заданием %
(высокий уровень) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
Не справились с заданием %
(низкий уровень) |
К.Г. (6детей) |
4 реб.(67%) |
2 реб.(33%) |
0 % |
Э.Г. (6 детей) |
1 реб.(17%) |
3 реб.(50%) |
2 реб.(33%) |
Данные обследования дошкольников по методике 6 показали, что большинство детей К.Г. справились с заданием (67%), 2 реб.(33%) частично справились с заданием - недостаточно сформирован фонематический слух. При этом надо отметить, что задание данной методики вызвало большой интерес, чему способствовало его предъявление в игровой форме. Инструкция была понятна дошкольниками сразу. Мы отметили: 2 ребёнка частично справились с заданием. Все дети проявили высокую степень самостоятельности, были настроены на завершение предложенной им работы. Отказов от выполнения задания не было. В Э.Г. полностью справился с заданием только 1реб. (17%); частично - 3 реб. (50%); не справились - 2 реб. (33%), т.е. большинство обследованных детей из К.Г. не смогли определить место заданного звука. Два ребёнка Э.Г. не справились с данным заданием полностью. Они не только не определили место звука, но и не смогли четко и правильно назвать его.