Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:24, дипломная работа
Вопрос о формировании звукового анализа слов и его месте в системе обучения грамоте занимает одну из центральных позиций в методиках обучения языку и развития речи различных категорий детей. Впервые данная проблема была поднята К.Д. Ушинским, являющимся основоположником «звукового метода» в России. Автор считал необходимым развивать у детей речевой слух, формировать умение слушать отдельные звуки, устанавливать их последовательность в словах. Так, например, разрабатывая новую для своего времени методику первоначального обучения грамоте, К.Д. Ушинский писал: «Я не по этому предлагаю звуковую методику, что, достигая успешно своей цели метода эта в тоже время даёт самостоятельность ребёнку, беспрестанно упражнять внимание, память, и когда перед ним потом раскрывается книга, она уже значительна, к пониманию того, что читает, и, главное в нём не подавляется, возбуждается интерес к учению» [43, с.22].
Введение
С.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы исследования
С.
I.1. Формирование звукового анализа слов в онтогенезе
С.
I.2. Особенности овладения звуковым анализом слов старшими дошкольниками с задержкой психического развития
С.
I.3.Современные программно-методические требования к работе по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
Выводы по I главе
С.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С.
II.1. Организация педагогического эксперимента
С.
II.2. Особенности и уровни сформированности звукового анализа слов детей 6-7 лет с ЗПР на констатирующем этапе исследования
С.
II.3. Использование комплекса упражнений, направленных на формирование навыков звукового анализа слов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе педагогического эксперимента
С.
II.4. Результаты педагогического эксперимента
С.
Выводы по II главе
С.
Заключение
С.
Анализируя работы детей второй группы (Э.Г.), можно отметить, что 3 чел. (50%) справились с заданием полностью; 3 чел. (50%) – частично справились с заданием: дети с первого раза не смогли принять условия задания; отвлекались, поэтому медленно принимали решения. Таким образом, результаты детей Э.Г. улучшались. При выполнении данного задания не оказалось детей, которые бы не смогли справиться с заданием. Дети с большим интересом отнеслись к выполнению задания. А дети К.Г. показали те же результаты, которые у них были на констатирующем этапе исследования.
Полученные нами результаты отражены на рисунке 11.
Рисунок 11. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников Э.Г. и К.Г. по методике 1
Таким образом, в отличие от констатирующего этапа исселдования, на контрольном этапе не только в К.Г., но и в Э.Г. нет детей с низким уровнем.
Рассмотрим результаты обследования детей по методике 2 - «Определение восприятие слоговых рядов (пар)».
Таблица12
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике2
Методика 2 « Определение восприятие слоговых рядов (пар)
Критерии |
КГ (6 чел.) |
ЭГ (6чел.) |
Справились с заданием % (высокий уровень) |
4 чел. (67%) |
3 чел. (50 %) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
2чел.(33%) |
2 чел.(33%) |
Не справились с заданием % (низкий уровень) |
0 чел.(0%) |
1 чел.(17%) |
У детей К.Г. результаты не изменились: 4 чел. (67%) справились с заданием. Эти дети сразу приняли инструкцию; смогли повторить за исследователем все предложенные слоговые пары, дети не отвлекались при выполнении задания. В К.Г. 2 ребёнка (33%) частично справились с заданием. Эти дети не всегда правильно повторяли за исследователем слоговые пары, но при ошибке самостоятельно исправлялись, не требуя помощи исследователя.
При выполнении задания по методике «Отражение восприятия слоговых рядов (пар)» дети экспериментальной группы в большей степени 3 чел. (50%) справились с заданием. Два человека (33%) частично смогли выполнить задание. Один человек не смог справиться с заданием. Выполняя задание, ребёнок отвлекался и не смог его успешно закончить. Таким образом, большинство дошкольников Э.Г. после экспериментального обучения, приняли задание и смогли с ним успешно справиться.
Полученные результаты отраженны нами на рисунке 12.
Рисунок 12. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. по методике 2
Итак, у большинства детей КГ и ЭГ отмечается высокий уровень. В то же время в ЭГ есть ребёнок с низким уровнем.
Далее обозначим данные обследования детей КГ и ЭГ по методике «Выделение звука в словах».
Таблица 13
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике 3
Методика 3 « Выделение звука в слогах»
Критерии |
КГ (10чел.) |
ЭГ (6 чел.) |
Справились с заданием % (высокий уровень) |
5 чел.(83%) |
4 чел.(66%) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
1чел. (17%) |
1 чел. (17%) |
Не справились с заданием % (низкий уровень) |
0 чел. (0%) |
1 чел. (17%) |
Подводя итог по результатам проведенного обследования, мы видим, что 5 чел.(83%) в К.Г. справились с заданием. Эти дети правильно смогли выделить звук в слогах. Один человек (17%) смог справится с заданием только частично. Ребёнок не смог точно выделить нужный звук из слога, отвлекался во время выполнения задания, медленно реагировал на инструкцию исследователя.
Большинство дошкольников ЭГ справились с заданием хорошо- 4 чел. (66%). Дети сразу приняли задание, проявили к нему интерес, старались не отвлекаться от выполнения задания и не ошиблись при выделении нужного звука из слога. Один человек (17%) частично справился с работой – отвлекался при выполнении работы, не всегда правильно выделял из заданного слога звук, но, когда допускал ошибку, старался её самостоятельно исправить, не требуя помощи исследователя. Один ребёнок (17%) не смог выделить ни одного заданного звука.
Полученные нами результаты по методике «Выделение звука из слога» отраженны на рисунке 13.
Рисунок 13. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. по методике 3
Таким образом, большинство старших дошкольников с ЗПР (83%) Э.Г. (66%) успешно выполнили предложенное им диагностическое задание и имеют высокий уровень. В К.Г. также доминирующим является высокий уровень.
Проследим результаты обследования детей по методике «Выделение ударного гласного звука». Данные обследования детей мы занесли в таблицу 14.
Таблица14
Результаты обследования дошкольников по методике 4
Методика 4. «Выделение ударного гласного звука»
Критерии |
КГ (6 чел.) |
ЭГ (6 чел.) |
Справились с заданием % (высокий уровень) |
6 чел.(100%) |
5 чел. (83%) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
0 чел.(0%) |
1чел. (17%) |
Не справились с заданием % (низкий уровень) |
0 чел.(0%) |
0 чел. (0%) |
Данные, занесённые в таблицу, позволяют сделать вывод о том, что все дети К.Г. справились с заданием (100%). У этих детей особых затруднений при выполнении данного задания не было. Практически все дети Э.Г. (83%) справились с заданием. Дошкольники проявили интерес к заданию, что, несомненно, привело к такому результату. Только 1 чел. (17%) частично справился с заданием - не смог с первого раза выделить ударный гласный звук в слове. Таким образом, дети К.Г. и Э.Г. практически одинаково справились с данным заданием. По сравнению констатирующим экспериментом дети показали наилучший результат. При выполнении задания дети Э.Г. чувствовали себя увереннее, чем на констатирующем этапе эксперимента.
Полученные результаты представлены так же на рисунке 14.
Рисунок 14. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. по методике 4
Как видно из представленного рисунка, все дети К.Г. имеют высокий уровень. Этот же уровень является доминирующем у детей Э.Г.
Следующая методика, по которой мы проводили обследование детей К.Г. и Э.Г. –это «Подбор картинок к словам с заданным словом». Отразим полученные данные в таблице 15.
Таблица 15
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике 5
Методика 5. «Подбор картинок к словам с заданным словом»
Критерии |
КГ (6 чел.) |
ЭГ (6 чел.) |
Справились с заданием %(высокий уровень) |
4 чел.(67%) |
3чел. (50%) |
Частично справились с заданием %(средний уровень) |
2чел.(33%) |
3 чел. (50%) |
Не справились с заданием %(низкий уровень) |
0 чел.(0%) |
0 чел. (0%) |
Анализ полученных данных по методике «Побор картинок к словам с заданным словом» показал, что результаты у детей КГ не изменились: 4 человека (67%) справились с заданием. Выслушав инструкции, дети без труда нашли нужные картинки на столе у исследователя. Только два ребёнка (33%) недостаточно быстро смогли выделить и показать нужную картинку исследователю. Дети Э.Г. улучшили свой результат. Три человека (50%) без труда смогли выполнить задание. Дети правильно подобрали картинки к заданному слову, не отвлекались и с интересом приняли и выполнили инструкцию. Также три ребёнка частично справились с поставленной перед ними задачей. Они нашли нужную картинку, но сделали это не с первого раза, им понадобилось некоторое время для выполнения этого задания. В целом результаты у детей ЭГ улучшились. Нет детей, которые бы не справились с этим заданием. Дети К.Г. показали при обследовании одинаковые результаты в обоих случаях: и на констатирующем этапе, и на контрольном.
Полученные результаты отраженны на рисунке 15.
Рисунок 15. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. по методике 5
Итак, у детей К.Г. доминирующем является высокий уровень (67%). В Э.Г. средний и высокий уровень соответствуют равному количеству дошкольников - по 50%.
Предлагаем результаты обследования детей по методике «Определение места звука».Эти результаты мы занесли в таблицу 16.
Таблица 16
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике 6
Методика 6. «Определение места звука»
Критерии |
КГ (6 чел.) |
ЭГ (6 чел.) |
Справились с заданием % (высокий уровень) |
5 чел. (83%) |
3 чел. (50%) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
1чел. (17%) |
2 чел. (33%) |
Не справились с заданием % (низкий уровень) |
0 чел. (0%) |
1 чел. (17%) |
Данные обследования дошкольников по методике «Определение места звука» показали, что дети К.Г. незначительно улучшили свои результаты. Пять человек (83%) выполнили задания, не допустив ошибок. Один ребёнок (17%) частично справился с заданием. Он понял задание, но при его выполнении отвлекался, и поэтому не сразу, а только через некоторое время выполнил задание. Дети Э.Г. показали более высокие результаты, по сравнению констатирующем экспериментом. Три человека (50%) без особых затруднений справились с заданием. Дети приняли задание, смогли точно определить место заданному звуку . Два ребёнка (33%) из ЭГ частично справились с заданием, ошибки были незначительными. Из- за неуверенности дети ошибались в выборе нужного звука, но, подумав, принимали правильное решение. При выполнении этого задания один человек (17%) не справился с ним. Ребёнок не смог определить место звука, хотя интерес к заданию проявил.
Таким образом, дети второй группы (ЭГ) после экспериментального обучения улучшили свои результаты. У дошкольников улучшились двигательные и слухо-зрительные реакции и фонематический слух. Дети стали лучше ориентироваться в звуковом анализе слова.
Полученные результаты после обследования детей по методике «Определение места звука» отображены на рисунке 16.
Рисунок 16. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. по методике 6
Итак, как в К.Г. (83%), так и в Э.Г. (50%) доминирующем является высокий уровень.
Следующая методика, по которой были обследованы дети К.Г. и Э.Г.,- «Определение первого и последнего звука в слове». Отразим полученные нами данные в таблице 17.
Таблица 17
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике7
Методика 7. «Определение первого и последнего звука в слове»
Критерии |
КГ (6 чел.) |
ЭГ (6 чел.) |
Справились с заданием % (высокий уровень) |
5 чел. (83%) |
3 чел.(50%) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
1 чел. (17%) |
2 чел. (33%) |
Не справились с заданием % (низкий уровень) |
0 чел. (0%) |
1 чел. (17%) |
Анализируя результаты обследования К.Г., можно сделать вывод, что 83% детей справились с заданием. Один человек (17%) частично справился с заданием. Этот ребёнок правильно определил место первого и последнего звука в слове, но из-за того, что часто отвлекался, допустил ряд неточностей, выполнял задание медленно.
В экспериментальной группе дети показали неплохие результаты. Три ребёнка справились с заданием быстро, не допустив ошибок. Два ребёнка справились с заданием частично. Эти дети при определении места звука испытывали трудности, но при повторе слова исследователем самостоятельно исправили свою ошибку и правильно назвали первый и последний звук в слове. Один ребёнок (17%) не справился с заданием. При выполнении его даже после повтора слова исследователем ребёнок так и не смог определить первый и последний звук. Несколько раз этот ребёнок просил уточнить задание.
Данные обследования дошкольников К.Г. и Э.Г. зафиксированы на рисунке 17.
Рисунок 17. Гистограмма
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике7
Итак, доминирующим уровнем как в К.Г., так и в Э.Г. является высокий. Средний уровень выявлен в обеих группах, а низкий - только в Э.Г.
Последняя методика, которой мы воспользовались при обследовании старших дошкольников с задержкой психического развития,- это «Выделение последовательности звуков в слове». Данные по этой методике занесены в таблицу 18.
Таблица 18
Результаты обследования дошкольников КГ и ЭГ по методике 8.
Методика 8 «Выделение последовательности каждого звука в слове»
Критерии |
КГ (6 чел.) |
ЭГ (6 чел.) |
Справились с заданием %( высокий уровень) |
4 чел. (67%) |
3чел. (50%) |
Частично справились с заданием % (средний уровень) |
2 чел. (33%) |
2 чел. (33%) |
Не справились с заданием % (низкий уровень) |
0 чел. (0%) |
1 чел. (17%) |