Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;

Содержание

Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44

Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69

Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Богомазовой Ю последняя версия.docx

— 369.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                                   УЧРЕЖДЕНИЕ

                  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

               МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

                              УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА

 

                             ДЕФЕКТОЛОГИЧЕКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

                                      КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ

 

 

 

 

 

 

 Формирование коммуникативных навыков у детей

               с ранним детским аутизмом

 

           ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Выполнена: 

                                                                                            студенткой VI курса                          

заочного отделения

Богомазовой Юлией Константиновной

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры логопедии:

Козырева Виктория Павловна

 

 

                                             

                                          Москва 2013г.

                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………...………………3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6

1.1.Современное  понимание раннего детского аутизма………………..…6

1.2.Особенности  формирования коммуникативной деятельности  при нормальном и нарушенном  развитии…………………………………………..17

1.3.Музыка  как средство развития коммуникативных  навыков при работе с аутичными  детьми…………………………………………………………….25

 

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30

2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30

2.2. Методика  обследования………………………………………………..32

2.3. Анализ  результатов констатирующего эксперимента………………..44

 

Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59

3.1.Теоретическое  обоснование обучающего эксперимента…………......59

3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62

3.3.Анализ  результатов контрольного эксперимента……………………..69

 

Заключение………………………………………………………………..…77

Список литературы………………………………………………………….80

Приложение………………………………………………………………….81

 

                                        выровнять

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В последние годы возрастает число детей с отклонениями       в развитии. При этом отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у дошкольников. Нередко в состав сложного дефекта входит симптом аутизма.

По данным современных исследователей различные формы детского аутизма встречаются в 4 - 26 случаях из 10000, что составляет 0,04 - 0,26% от общей детской популяции. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей с аутизмом.

Термин «аутизм» (от греческого autos – «сам») - означает погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми, бедностью эмоциональных проявлений.

Ранний детский аутизм (РДА) – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Происходит нарушение формирования эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно в виде использования невербальных средств (жестов, мимики) и альтернативных коммуникативных систем.

 Проблема раннего детского аутизма очень плохо изучена и многие вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. Недостаточное осознание этой проблемы и позволило определить актуальность данной темы.

Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.

В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:

1. проанализировать научную  литературу по проблеме исследования;

2. изучить сущность раннего детского аутизма;

3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;

4. провести экспериментальное  изучение;

5. разработать методику  экспериментального обучения, направленную  формирование коммуникативных навыков  у детей с аутизмом;

5. провести экспериментальное обучение;

6. оценить результаты  проведенного обучения.

Объект исследования - особенности формирования коммуникативных навыков у детей с РДА.

Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативной сферы у детей с РДА.

Гипотеза исследования заключается в том, что коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей с РДА будет более эффективной при включении в методику музыкальных занятий.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

- теоретический (анализ литературы по проблеме исследования);

- биографический (изучение анамнестических данных);

- обсервационный (наблюдение);

- экспериментальный (психолого-педагогический эксперимент);

- психодиагностический (тесты, беседа);

- количественный (математико-статический) и качественный анализ полученных данных;

- интерпретационный (анализ  речевой продукции и перцептивной  сферы).

 

Структура работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обозначается объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, формулируется гипотеза.

В первой главе представлен обзор психологической и педагогической литературы, освещающей проблему исследования.

Во второй главе приведена программа констатирующего эксперимента, даны критерии оценки, проведен анализ результатов полученных данных.

В третье главе представлена разработанная коррекционно-развивающая программа по использованию музыкотерапии, направленная на изменение коммуникативных способностей детей с РДА. Приводятся данные сравнительного анализа результатов эксперимента, позволяющие проверить эффективность данной программы.

В заключении обобщаются результаты исследования и формулируются выводы.

Список литературы содержит источника, которые раскрывают теоретические и практико-методические аспекты проблемы.

В приложении даны диагностические карты, конспекты отдельных занятий, список музыкальных композиций.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

 

1.1.Современное понимание раннего детского аутизма

Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

Можно выделить 4 основных этапа в становлении проблемы раннего детского аутизма:

1. Донозологический период конца 19 – начала 20 веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству.

2. Доканнеровский период, приходящийся на 20 – 40 годы нашего столетия, отличает постановка вопросов о возможности выявления у детей шизоидии (Сухарева Г.Е., 1927, Симеон Т.П., 1929 г. и др.), а также о сущности «пустого» аутизма по Lulz J. (1937 г.).

3. Каннеровский период (1943 – 1970 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму, как самого L. Kanner (1943), так и Н. Asperger (1944 г.), а позднее и бесконечного множества других специалистов. В своей первой работе L. Kanner охарактеризовал РДА, как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого «шизофренического» спектра.

В дальнейшем аутизм рассматривается:

•  как особое конституциональное состояния (Римланд, 1964, Башина, 1974);

• как шизофреническое постприступное состояние (Вроно, Башина, 1975);

• как органическая патология (ван Кревелен, 1952, Мнухин, 1967);

• как нарушение адаптационных механизмов незрелой личности (Ниссен, 1971);

• как состояние при синдроме фрагильной Х-хромосомы, при фенилпировиноградной олигофрении и пр.

4. Постканнеровский - с 80-х  годов XXвека - отход от классических позиций Каннера, рассмотрение аутизма как группы неспецифических синдромов разного происхождения, среди которых можно выделить типичный и атипичный аутизм [6, с.10].

В России первое описание органического аутизма было представлено в 1967 г. С. С. Мнухиным с соавторами; описание РДА типа Каннера в  1970 – 1974 г. Г. Н. Пивоваровой и В. М. Башиной, и 1982 г.; РДА в круге постприступной шизофрении в 1975 году М. Ш. Вроно, В. М. Башиной и другими.

Таким образом, со времени описания РДА в 1943 г. Каннером и вскоре Аспергером можно выделить две его основные формы: синдром детского аутизма Каннера и аутистическая психопатия Аспергера.

Вариант Аспергера обычно более легкий, при нем не страдает «ядро личности». Этот вариант многие авторы относят к аутистической психопатии.

В литературе представлены описания различных клинических проявлений при этих двух вариантах аномального психического развития. Так, например, РДА Каннера обычно рано выявляется — в первые месяцы жизни, или на протяжении первого года. При синдроме Аспергера особенности развития и странности поведения, как правило, начинают проявляться на 2—3 году и более четко — к младшему школьному возрасту. При синдроме Каннера ребенок начинает ходить раньше, чем говорить, при синдроме Аспергера речь появляется раньше ходьбы. Синдром Каннера встречается как у мальчиков, так и у девочек, а синдром Аспергера считается «крайним выражением мужского характера». При синдроме Каннера имеет место познавательный дефект и более тяжелый социальный прогноз, речь, как правило, не несет коммуникативной функции. При синдроме Аспергера интеллект более сохранен, социальный прогноз значительно лучше и ребенок обычно использует речь как средство общения. Зрительный контакт также лучше при синдроме Аспергера, хотя ребенок и избегает чужого взгляда; общие и специальные способности также лучше при этом синдроме.

Аутизм также может возникать как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а также наблюдаться в виде осложняющего синдрома при различных неврологических заболеваниях, в том числе и при метаболических дефектах [6, с. 42].

В связи с принятием Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), ранний детский аутизм выведен из рубрики психозов, специфичных для детского возраста, и введен в рубрику так называемых первазивных общих расстройств развития. Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделен детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм.

К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза.

Разновидности РДА:

1. Детский аутизм эндогенного генеза (возникший без внешней видимой причины)

2. Синдром Каннера (классический вариант детского аутизма)

3. Инфальтильный аутизм (фактически это начальные проявления любой формы аутизма, «удобный ребенок» в возрасте от 0 до 12-18 месяцев)

4. Детский аутизм (ранее относили к шизофрении, но в отличие от взрослых, на фоне лечение, состояние постепенно улучшается)

5. Синдром Аспергера (интеллект сохранен, отмечается замкнутость, странная и витиеватая речь, чаще всего обучение в общеобразовательных школах)

6. Органический аутизм (причина аутистичеких проявлений - гидроцефалия, родовая травма и т.д., стойкое улучшение на фоне лечения неврологической патологии)

7. Аутистически подобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, фенилкетонурии, туберозном склерозе, фенилкетонурии и т.д.)

8. Синдром Ретта (неуточненного генеза).

9. Аутистически подобные синдромы экзогенного генеза (аутистические проявления возникли под воздействием внешних факторов)

10. Психогенный парааутизм (стресс причина аутистических проявлений - осиротелость, состояние после пребывания в стационаре и т.д.)

11. Аутизм неясного генеза [4, С. 16].

Поиски причин возникновения этого  психического расстройства шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей  не  дали  свидетельств  о  патологии  их нервной  системы.  В  связи  с   этим   в   начале   50-х   годов   наиболее распространенной  была  гипотеза  о  психогенном  происхождении  заболевания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с  людьми,  активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими  травмами,  с неправильным, холодным  отношением  родителей  к  ребенку,  с  неподходящими способами воспитания. Здесь можно отметить следующую характерную особенность  - было  принято  считать,  что  у  ребенка,  страдающего  аутизмом,   типичный семейный  фон.  РДА  часто  возникает  в  интеллектуальной  среде  и  в  так называемых высших слоях общества, хотя  известно,  что  это  заболевание  не ограничивается той или иной социальной группой.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом