Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа
Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;
Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44
Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69
Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………
в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы;
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
Детский аутизм, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики - сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, также ярко выражены нарушения в сфере социального взаимодействия с окружающими.
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии
Коммуникация – это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность.
Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и, в связи с этим, общение носит ситуативный характер [14, С. 14].
М. И. Лисина говорит о том, что общение всегда тесно связано с деятельностью и может само рассматриваться как особый вид деятельности. То есть, «общение» и «коммуникативная деятельность» являются синонимами [38, c. 39].
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Это и организация совместной деятельности, и формирование развития межличностных отношений, познание людьми друг друга.
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослым, живым носителем этого опыта [38, с. 40].
Общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями.
Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга (взаимовосприятие).
Перцептивная сторона общения является важной и обязательной составной частью коммуникации, поскольку эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Происходит восприятие одним человеком другого. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Так, исследованиями установлено, что дети, прежде всего, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков). Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам [55,С. 181].
В психологии и смежных науках существует большая литература, посвященная описанию, классификации и анализу операций, называемых средствами общения (А. А. Леонтьев, M. Argyl, A. Kendon, A. Mehrabian). Под средствами общения понимают те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.
М. И. Лисина выделяет три основные категории средств общения:
1. экспрессивно-мимические средства общения, к ним относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;
2. предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к ним относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки;
3. речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Данное перечисление категорий средств общения отражает последовательность их появления в онтогенезе. Они и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном возрасте.
Более всего изучены взгляды, мимика, жесты и экспрессивные вокализации (М. И. Лисина, В. В. Ветрова, С. В. Корницкая, С. Ю. Мещерякова, Г.Х. Мазитова, Л. М. Царегородцева).
В первое время после рождения ребенка эти средства отсутствуют, и лишь затем они постепенно формируются. Своеобразие выразительных средств общения в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний ребенка. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям (А. Валлон). Выразительные средства общения служат также индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.
Экспрессивно - мимические средства общения возникают в онтогенезе первыми, но они сохраняют свое значение для взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей жизни изолированно или в сочетании с другими коммуникативными операциями.
Наибольшее внимание психологов среди всех экспрессивных средств общения привлекла улыбка. В первые дни и недели после рождения ощущение младенцем комфорта от сытости, чистого белья, мягкой постели вызывает у него сонливость. А. Пейпер справедливо замечает: «До того, как грудной ребенок научится улыбаться, его хорошее настроение выражается в мимике тем, что исчезают выражения неудовольствия» [38, С.61].
Лишь в конце первого месяца жизни младенец начинает улыбаться «по-настоящему», на втором же месяце у него появляется яркая, широкая, длительная улыбка. А. Валлон утверждал, что улыбка – это жест, адресованный ребенком взрослому.
По мере развития ребенка происходит дифференциация улыбок. Среди них можно выделить робкие, живые, застенчивые, кокетливые, озорные и многие другие улыбки. Все эти экспрессии возникают и развиваются в ходе общения ребенка со взрослыми.
Предметно - действенные средства общения возникают в совместной деятельности ребенка со взрослым. Их основное назначение – выразить готовность ребенка к взаимодействию и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. Приближаясь ко взрослому, принимая позу, в которой взрослый берет его на руки, протягивая игрушку или другой предмет, ребенок как бы изображает эпизод желательной для него совместной деятельности и использует его как адресованный взрослому знак – приглашение к такой деятельности.
В последующем, после возникновения у детей активной речи, предметно - действенные средства общения теряют свое значение; если они и используются дошкольниками, то, как правило, в сочетании со словом, в виде дополняющего жеста.
Предметно - действенные средства общения помогают ребенку добиться от взрослого желательного взаимодействия быстрее и точнее, чем экспрессивно - мимические. Однако наибольшей эффективности достигают речевые средства общения.
Речевые средства общения позволяют ребенку выйти за пределы частной ситуации и наладить со взрослыми более широкое взаимодействие.
В подготовке к появлению речи играют решающую роль эмоциональный контакт ребенка со взрослым, деловое сотрудничество с ним и насыщение опыта детей речевыми воздействиями взрослых, включенными в живое общение между собой [39, С. 70].
У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в освоении звуковой системы языка и в развитии предречевых реакций.
Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие периоды речевого развития:
1-й – подготовительный (с момента рождения – до года);
2-й – преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
С момента рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции: крик и плач. Они способствуют развитию дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата.
Около 2 месяцев появляется гуление, а к началу третьего месяца - лепет. Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых [57, С. 23].
С пятого месяца ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать.
С шестого месяца ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма - ма - ма, ба - ба - ба, тя - тя - тя и др.)
В 9 - 10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. В 8,5 - 9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями.
С 10 - 11 месяцев появляются реакции на слова. К концу первого года жизни появляются и первые слова.
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. Он очень много повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно - смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно в только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Она сопровождается мимикой, жестами.
В 1,5 - 2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы.
В преддошкольный период начинается активное овладение ребенком правильным звукопроизношением и грамматическими нормами, пополняется словарный запас, что осуществляется при непосредственном участии близких и взрослых. К трем годам ребенок пользуется развернутыми фразами, может пересказать короткий рассказ или сказку. Но произносительная сторона речи еще недостаточно сформирована.
Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. Интенсивно развивается связная речь. В этот период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости.
К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
У детей же с аутизмом нарушено формирование всех форм довербального и вербального общения. Прежде всего, у таких детей не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой, чтобы его взяли на руки, как это делает здоровый малыш уже на первом этапе социально - эмоционального развития.
На всех этапах развития ребенок с аутизмом в общении с окружающими не обращается к языку мимики и жестов.
Существует разный подход к пониманию возникновения аутистического поведения: одни авторы полагают, что аутизм может проявляться уже с рождения, другие предпочитают выделять аутизм первичный и вторичный. Первичный рассматривается как врожденная генетически обусловленная предрасположенность, вторичный - как формулирующая форма поведенческих реакций. Практика показывает, что обычно имеет место сочетание этих двух механизмов [41, С. 104 - 105].
Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним, как к неодушевленным предметам. В то же время он отличается повышенной ранимостью, впечатлительностью, его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно реагировать на незначительные перестановки предметов в комнате.
При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ее характерным признаком является то, что обычно ребенок играет один, используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Он может длительно и однообразно играть с обувью, веревочками, бумагой, проводами и т.д. Сюжетно - ролевые игры у таких детей отсутствуют.
У детей с аутизмом, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих и в том числе близких для него людей. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться «автономная речь», «речь для себя». Среди характерных патологических форм речи особенно выделяются эхолалии, скандированное произношение, своеобразная интонация, характерные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей.
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом