Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа
Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;
Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44
Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69
Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………
В отличие от речевых нарушений, речь при аутизме на самых ранних этапах может развиваться нормально или даже ускоренно, и ребенок по темпу ее развития иногда обгоняет здоровых сверстников. Затем, обычно до 30 месяцев, она начинает постепенно утрачиваться. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительного жестикулирования и имитационного поведения.
При раннем детском аутизме в доречевом периоде часто отсутствует лепет и слабо развита подражательная функция. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя он и понимает обращенную речь. Более чем у 50 - 70% детей с ранним детским аутизмом наблюдается недостаточность использования жестов и интонации в общении. В начале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут быть в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, в первое полугодие жизни у аутичного ребенка наблюдаются нарушения в развитии начальной фазы коммуникативных навыков, основным содержанием которой является налаживание возможности обмена эмоциями, выработка общих эмоциональных смыслов каждодневных ситуаций.
В старшем дошкольном возрасте дети с аутизмом обычно плохо говорят за пределами привычной для них обстановки, у них нередко наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почти никогда не используют личное местоимение «я» и утвердительное слово «да».
В некоторых случаях возможно сочетание аутизма с различными речевыми нарушениями, в том числе с алалией. А также речевые нарушения могут осложняться отдельными проявлениями аутистического поведения.
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть детей с аутизмом признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время, в результате своевременно начатой работы, возможно преодоление аутических тенденций, и постепенное вхождение ребенка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться к все более сложному взаимодействию с людьми.
1.3. Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно - этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно - направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Через музыкальное искусство ребенок осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально - художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях [45, С. 23].
Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально - волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.
В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии) [20, С.165].
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм представлена двумя видами: рецептивная (пассивная) и активная музыкотерапия.
Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. Активная же музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в коррекционный процесс посредством пения или движения, игры на музыкальных инструментах [20, С.167].
При работе с аутичными детьми наиболее эффективно использование обоих видов музыкальной психокоррекции (интегративная музыкотерапия).
В процессе воздействия на эмоционально - личностную сферу ребенка музыка выполняет релаксационную, регулирующую функции. Исследования показывают, что ребенок - аутист, «входящий» в мир музыки качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов.
Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
Психологический аспект воздействия музыки на ребенка с проблемами связан, прежде всего, с коррекцией нарушений познавательной, эмоционально - личностной сферы детей данной категории, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Влияние музыки на развитие и коррекцию психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения), формирование произвольности, целенаправленности процессов подтверждается исследованиями С. М. Миловской, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведевой.
Надо заметить, что музыкальная терапия не может излечить аутизм. Но с ее помощью можно взаимодействовать с ребенком. Музыкотерапия дает хороший эффект на вызывание контакта с человеком. Ребенок способен воспринять человека не как объект, а как субъект.
Восприятие звука - это основа для налаживания музыкальных взаимоотношений между таинственным миром ребенка - аутиста и действительностью, в которой он живет.
По мнению Джульетты Алвин, целью является установление позитивного контакта между ребенком и средой. В роли посредника этого взаимодействия выступает музыкальный инструмент. Для ребенка с аутизмом звук более понятен и очевиден, если он может видеть источник этого звука и движение, вызывающее его. Когда ребенок сам играет на каком-либо музыкальном инструменте, то перцептивные и двигательные взаимоотношения можно развить в значительной степени [1, С. 21].
На индивидуальных занятиях происходит установление и закрепление контакта между человеком с аутизмом и педагогом. Со временем такой контакт переходит в категорию доверительного. Например, ребенок с аутизмом смотрит в глаза своему музыкотерапевту, здоровается с ним за руку, отвечает улыбкой на улыбку, улыбается при встрече и другие проявления.
Во время занятий дети
с аутизмом могут исследовать разные музыкальные
инструменты, например, духовые, клавишные,
ударные. Это помогает в развитии креативности.
Вместе с музыкотерапевтом дети, у которых
диагностируют аутизм, выполняют различные
движения под ритмическую музыку. Такие
движения развивают чувство ритма и концентрацию
внимания у детей, страдающих аутизмом,
а также стимулируя подвижность, улучшают
физическое состояние. Педагог на занятиях
музыкотерапии дает возможность ребятам
с аутизмом играть на различных музыкальных
инструментах.
Занятия такого вида
развивают любознательность, мелкую моторику
и учат групповому взаимодействию. Иногда
игра на музыкальных инструментах стимулирует
ребенка, страдающего аутизмом, к совместному
пению. Это уже первый шаг к речевому диалогу.
В основе музыкотерапии находится импровизация. Музыкотерапевт должен наблюдать за психологической и музыкальной реакцией малыша с аутизмом, оценить его реакцию на разные музыкальные композиции и на звучание разных музыкальных инструментов
В американской литературе музыкотерапию называют «методом клинической импровизации», поскольку ребенок с аутизмом может сам создавать музыкальные произведения, придумывать телодвижения и выплескивать эмоции на занятиях.
Выводы по первой главе:
2. Причины возникновения аутизма до сих пор не установлены, эта область остается до конца не изученной.
3. Аутичные дети характеризуются отсутствием потребности в контактах с окружающими, отгороженностью от внешнего мира, и слабостью эмоционального реагирования. Такие дети склонны к однообразному стереотипному поведению.
5. Психологическая диагностика детей с ранним детским аутизмом является достаточно сложным и трудоемким процессом. При своевременной диагностике и правильно подобранном коррекционном воздействии, возможна социальная адаптация таких детей
6. Музыкотерапия наиболее
эффективно используется в
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
Изучение формирования коммуникативных навыков у детей с РДА проводилось на основе общедидактических принципов, а также принципов специальной педагогики.
К общедидактическим принципам относятся: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход, систематичность и последовательность, прочность, научность, связь теории с практикой.
Из специальных принципов можно выделить следующие:
- принцип системности;
- принцип комплексности;
- принцип развития;
- онтогенетический принцип;
- соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта,
- принцип обходного пути [39, С. 13 – 14].
Целью исследования явилось изучение степени сформированности коммуникативных навыков у детей с РДА.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать ряд методик,
позволяющих выявить степень
сформированности
2. Провести экспериментальное
изучение нарушений
3. Обработать и проанализировать полученные экспериментальные данные;
4. Сделать выводы.
Констатирующий эксперимент был проведен на базе Детского центра развития и инклюзивного детского сада «Подсолнух» города Москвы в период с 03.08.2012 г. по 04.09.2012 г. Для проведения экспериментального исследования была сформирована группа, в которую вошли 10 детей в возрасте 3 - 6 лет. В экспериментальную группу вошли дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и сферы общения. У всех обследуемых в медицинских заключениях о состоянии здоровья стоит диагноз - ранний детский аутизм.
Методика констатирующего эксперимента была разработана на основе анализа литературных источников, посвященных проблеме исследования. При ее создании были использованы методические приемы и разработки, которые описываются в работах Г. А. Волковой [13], Л. Н. Демьянчук [18],
С. Д. Забрамной [24], Е. С. Иванова [18], И. Ю. Левченко [36], И. И. Мамайчук [41], М. М. Морозовой [45, 46], О. С. Никольской [34], Л. Г. Нуриевой [50], А. В. Семенович [55], Э. Шоплера [58].
Констатирующий эксперимент проводился в три этапа.
1 этап - сбор анамнестических данных. Этот этап включал в себя изучение медицинской документации, беседу и анкетирование родителей. Целью явилось составление индивидуальной карты развития и выявление особенностей отношения родителей к дефекту ребенка.
2 этап - психолого - педагогическое обследование. Целью явилось исследование познавательной, эмоционально - волевой деятельности и коммуникативных навыков.
3 этап - логопедическое обследование. Целью этого этапа явилось исследование импрессивной и экспрессивной речи.
2.2. Методика обследования
Первый этап
На первом этапе были изучены анамнестические данные каждого ребенка из экспериментальной группы. Анамнез был составлен на основании ознакомления с медицинской документацией, беседы с родителями и анкетированием.
Анализировались сведения о семье ребенка и наследственности, фиксировались психические, неврологические, хронические соматические заболевания. Были рассмотрены взаимоотношения в семье, отношения к ребенку, а также бытовые условия проживания.
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом